Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Реализация условий по обеспечению сохранения
здоровья детей раннего возраста
в условиях детского сада

Потемкина Евгения Юрьевна
Проблема обеспечения и сохранения здоровья детей раннего возраста приобретает особую актуальность в связи с тем, что в этот период дети впервые начинают посещать детский сад. Отрыв от мамы, смена привычной обстановки, многочисленные контакты со взрослыми и сверстникам и приводят к тому, что дети начинают часто болеть. Поэтому мы педагоги обеспокоены тем, как не только облегчить процесс адаптации детей к детскому саду, но и создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Мной осуществляется комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Воспитательно-образовательный процесс организован с учетом принципов: сохранение, укрепление и формирования здоровья. Организация НОД осуществляется с акцентом на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий осуществляется в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО.
В качестве здоровьесберегающей работы используем разные формы: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники.
Мы осуществляем тесное сотрудничество с родителями и всеми специалистами детского сада, потому что только совместными усилиями мы можем создать оптимальные условия по здоровьесбережению.
Обладая опытом и практикой применения здоровьесбереющих технологий мы ведем просветительскую работу с родителями воспитанников по подготовке детей к посещению детского сада, проводим мероприятия по сохранению и укреплению не только физического но и психического здоровья детей. Нами предполагается проведение работы на снятие напряженности, тревожности у детей путем проведения игр-драматизаций, хороводных и музыкальных игр.
Одно из главных наших направлений, помощь родителям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям, по адаптации детей к детскому саду. Наша задача помочь родителям в этот важный и ответственный момент, научить их приемам здоровьсебережения.
В группе раннего возраста были поставлены цели и задачи:  – создание благоприятных условий по сохранению и укреплению здоровья детей в процессе их адаптации к детскому саду.
Задачи:
- создать условия по здоровьесбережению детей раннего возраста;
- помочь родителям осуществить подготовку детей к детскому саду;
-  наладить сотрудничество и общение с родителями, осуществлять их вовлечение в здоровьесберегающую деятельность.
Были использованы следующие формы работы:
- ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
- проведение анкетирования;
- информирование родителей об особенностях адаптации детей к детскому саду;
- обучение родителей приемам оздоровления детей раннего возраста;
- беседы и консультации;
- мастер-классы;
- конкурсы.
Нами осуществлена работа по обогащению предметно-пространственной среды:
- обогащение предметно-пространственной среды: (коврик для босохождения, мячики су-джок)
- физкультурный уголок для самостоятельной деятельности детей;
- картотеки игр для детей раннего возраста, артикуляционные и дыхательные гимнастики, пальчиковые игры;
- альбом рисунков по сказками;
- альбом эмоций;
- сборник артикуляционных сказок;
- перчаточные куклы для проведения занятий по сказкотерапии в период адаптации детей раннего возраста.
Применяем технологии сохранения и стимулирования здоровья (ежедневная утренняя гимнастика; для расслабления мышц и снятия эмоционального и нервного напряжения мы применяли в работе метод релаксации, который помогает детям сохранять и восполнять силы, а при необходимости – успокоиться и дать чрезмерно напряженным мышцам отдохнуть. Для сопровождения использовали спокойную классическую музыку или звуки природы. Так же использовали пальчиковую гимнастику.
Ходим по дорожке «Здоровья» - схема дорожки проста, но очень эффективна: ребристая дорожка – массажные кочки (следы из круп) - дорожка из пуговиц - коврик из меха. Детям нашей группы очень нравится ходить по коврику из меха и массажной дорожке. Это развивает тактильные ощущения на стопе ноги: массажная дорожка – колючая, острая, а длинноворсовой мех весело щекотит ноги детей. Массажные следы с наполнителем из круп (пшено, рис, греча, горох, фасоль) развивают сенсорные ощущения путём воздействия на биологически активные точки стопы и т.д.). Данную дорожку для нас с удовольствием изготовила наша родительница.
В совместной деятельности также используем подвижные игры. «Солнышко и дождик», «Курочка - хохлатка», «Догони мяч», «Большие ноги шли по дороге» - особо любимые детьми нашей группы игры.
Методические и здоровьесберегающие средства, используемые в период адаптации: ролевые игры, психогимнастические игры, коммуникативные игры, игры и задания, направленные на развитие произвольности, игры, направленные на развитие воображения, рисуночные методики, куклотерапия, музыкотерапия.
Одно из важнейших направлений в нашей деятельности - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми.
Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:
- выступление на родительских собраниях,
- в изготовлении дидактических игр, книжек-малышек, атрибутов;
- в проведении бесед и консультаций по сохранению здоровья детей;
- в осуществлении дней открытых дверей;
- в проведении совместных мероприятий, утренней гимнастики, дней здоровья, мастер-классов.
Были проведены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы, которые возникали у родителей в период адаптации, разработаны  «Советы родителям по адаптации и здоровьесбережению детей в детском саду», проведен мастер-класс «Технологии здоровьесбережения с детьми в период адаптации в детском саду».
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность, используемая в комплексе, способствует укреплению здоровья детей в период адаптации.
 
Список литературы
  1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, 2004
  2. Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до 3 лет.- М.: Сфера, 2008
  3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»