Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности адаптации детей младшего
дошкольного возраста к детскому саду

Ермолаева Мария Игоревна

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………4

1.1. Актуальность данной темы………………………………………………...4

1.2. Цели и задачи исследования.……………………………………………….4

2. Глава 1. Характеристика понятия адаптации, анализ литературы…...5

2.1. Определение понятия адаптации…………………………………………...5

2.2. Анализ проблемы, различные взгляды на процесс адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада.………………………………………………5

2.3. Итоги анализа исследований…………………………………………………6

3. Глава 2. Особенности детей младшего дошкольного возраста…………..7

3.1. Возрастные границы младшего дошкольного возраста, кризис трёх лет….7

3.2 Развитие ролевой игры, как ведущего вида деятельности…………………..8

3.3 Особенности эмоционального и физического развития детей……………...8

3.4 Закономерности, влияющие на адаптацию к детскому саду…………………9

4. Глава 3. Фазы и степени адаптации………………………………………….10

4.1. Временные границы адаптационного периода………………………………10

4.2. Три фазы процесса адаптации.………………………………………………..11

4.2.1. Острая фаза.…………………………………………………………………..11

4.2.2. Подострая фаза.……………………………………………………………....11

4.2.3. Фаза компенсации.……………………………………………………………11

4.3. Три степени протекания острой фазы адаптации…………………………….11

4.3.1. Легкая степень адаптации……………………………………………...…….11

4.3.2. Средняя степень адаптации…………………………………………………..12

4.3.3. Тяжелая степень адаптации.……………………………………………….....13

4.3.4. Очень тяжелая степень адаптации.………………………………………….14

4.4. Факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ.………………………….14

4.5. Признаки благополучного завершения адаптационного периода……….….14

5. Глава 4. Создание благоприятных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста в соотвествии с ФГОС ДО…………………………….15

5.1. Роль ФГОС ДО в процессе адаптации………………………………………..15

5.2. Создание предметно пространственной развивающей среды, удовлетворяющей потребности малыша во время адаптаци……………………..15

5.2.1. Игровой центр.………………………………………………………………..15

5.2.2. Центр творчества.……………………………………………………….……16

5.2.3. Книжкин дом.………………………………………………………………….17

5.2.4. Экологический центр.…………………………………………………………17

5.2.5. Центр физического развития.…………………………………………………18

5.2.6. Тихий дом.……………………………………………………………………...18

5.3. Принципы организации ППРС в адаптационной группе……………………..18

2

5.4. Психолого- педагогическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду……………………………………………………………………….19

5.4.1. Профилактическое направление сопровождения………………………….19

5.4.2. Коррекционно- развивающее направление поддержки…………………….21

5.5. Первичная диагностика в период адаптации………………………………….21

5.6. Игротерапия, как способ преодоления проблем в адаптации………………...21

5.7. Взаимодействие с семьями воспитанников во время адаптации……………..23

5.7.1. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями…………………….…24

5.7.2. Традиционные формы взаимодействия с семьей……………………………25

5.8. Задачи педагога при взаимодействии с семьей………………………………...26

6. Заключение…………………………………………………………………….….27

6.1 Сохранение и укрепление здоровья детей в период адаптации……………….27

6.2. Выводы на основе протекания процесса адаптации в группе «Колобок»……28

Список использованной литературы……………………………...……………...30

Введение.

1. Проблема адаптации детей младшего возраста к детскому саду сегодня является очень актуальной. Это связано с повышением возрастного порога поступления в ДОУ с полутора до трех лет, что увеличивает время пребывания ребенка в узком семейном кругу и усложняет процесс привыкания, желанием родителей как можно скорее миновать стадию адаптации малыша, усиление образовательной нагрузки в ДОУ.

1.1. В раннем детстве ребенок все время проводит в семье, с момента рождения его жизнь протекает в соответствии с определенным укладом, который каждой семье индивидуален и складывается из отношений между близкими людьми, их отношения к малышу, режимных моментов, пищевых предпочтений, определенных семейных традиций и ритуалов. Когда ребенок поступает в детский сад, в его жизни происходят резкие изменения: малыш выходит за пределы семейного круга, ему приходится ежедневно общаться с большим количеством детей, незнакомыми взрослыми, находиться в большом незнакомом помещении длительное время без близких. Это стрессовая ситуация для ребенка и при неверных действиях родителей и педагогов она способна привести к таким невротическим реакциям как истерики, страхи, капризы, нарушения сна, отказ от еды, частые болезни. Проблема адаптации детей к детскому саду является главной проблемой в младших возрастных группах в начале учебного года и требует слаженных совместных действий от педагогов и родителей.

1.2. Целью данной работы является исследование адаптационного периода, выявление и учет всех факторов , как способствующих облегчению адаптации ребенка младшего возраста к дошкольному учреждению, так и тормозящих этот процесс.

Объектом исследования являются дети, проходящие адаптационный период в дошкольном учреждении.

Предметом исследования- особенности протекания процесса адаптации.

Задачами данного исследования являются: рассмотрение методик адаптации и подбор наиболее оптимальных, поиск форм взаимодействия между семьей и ДОУ в вопросе адаптации, анализ психолого — педагогической литературы по теме.

Глава 1. Характеристика понятия адаптации, анализ литературы.

2.1. Адаптация – это приспособление организма к изменениям окружающей обстановки. Применительно к человеку это понятие рассматривается в психологическом , социальном и биологическом аспекте. В педагогике и психологии адаптация рассматривается, как фаза развития личности при вхождении ее в новую социальную среду. Особенности адаптации человека заключаются в том, что в процессе он должен придти в равновесие одновременного с условиями среды, достичь гармонии в отношениях «человек-среда», приспособиться другим членам социальной группы, которые также стараются адаптироваться и к среде и к ее обитателям. В процессе адаптации к детскому саду дети захватывают все три аспекта: биологический выражается в смене режима дня, питания, бактериалогической среды; социальный- в необходимости взаимодействия с новыми людьми сверстниками и взрослыми, необходимости взаимодействовать в условиях коллектива; психологический в смене привычной обстановки.

2.2. И.П.Павлов отмечал, что внешняя среда по сути является внешним стереотипом условий жизни. "При изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового" [5. c.102]. Психоаналитическую концепцию адаптации в качестве самостоятельной проблемы специально разрабатывал Г. Гартман. В психолого-педагогической литературе адаптация понимается, как медико-педагогическая проблема. Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис видят ее решение в создании условий, удовлетворяющих потребностям детей в общении, тесном взаимодействии между семьёй и воспитательным учреждением , хорошим медицинском обслуживании детей и правильной организации воспитательного процесса. Адаптация может характеризоваться психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия, доказывают такие исследователи, как М.Зейдель,В.Манова-Томова, Э.Хабинакова. Большой вклад в изучение адаптации личности внесли отечественные и зарубежные психологи Я.Л. Коломинский, Т.Шибутани, Х.Хартманн, Е.А.Ямбург, Ш.А.Амонашвили.

В трудах по педагогике и психологии развития личности Э.В. Эльвенкова, Л.С Вы готского, адаптация рассматривается и анализируется, как стадия становления личности , вступающей в относительно стабильную социальную общность Согласно этой позиции, развитие личности является процессом ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней. Переход к условиям общественного воспитания связан со значительными неблагоприятными эмоционально- психологическими изменениями. А.В.Петровский рассматривает адаптацию в трехфазной концепции личности как один из этапов «восхождении личности к социальной зрелости».[2. .255] Под адаптацией понимается усвоение социально приемлимых, одобряемых норм поведения в условиях детского коллектива. Интеграция в данный коллектив при условии сохранения индивидуализации обеспечивает успешный переход в школу, на новый этап общественного воспитания, на третий период развития личности. Таким образом , подход Петровского раскрывает решающую роль адаптации в становлении личности ребенка. А.А. Реан и Я.Л. Коломинский рассматривают адаптацию, как процесс освоения ребенком нового социального пространства и новой культурной среды, представляя социум и личность, как составляющие единой системы, вводя термин «социально-психологическая адаптация». Развитие и адаптация находятся в постоянном взаимодействии. процесс «социальной адаптации следует определить как активно- развивающий, а не только как активно-приспособительный». [2. 306] Подводя итоги анализу исследований, можно сказать что современная наука рассматривает процесс адаптации , как единство взаимодействующих сторон- социума и личности, ориентированной на познание окружающего мира. Такое понимание адаптации стало основой изучения проблемы перехода ребенка из социальной ситуации семейного воспитания в ситуацию воспитания общественного.

Глава 2. Особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

3.1 Младший дошкольный возраст- это период жизни ребенка от трех до четырех лет. Главной возрастной особенностью этого периода является осознание ребенком себя, как личности, отделение от взрослого, появление утверждения «я сам». Малыш уже многое может делать самостоятельно и понимает это, а что-то пытается пробовать сделать, что приводит к противоречию между «я хочу» и «я могу» , что зачастую приводит к ситуации, которую в психологии и педагогике называют «кризис трех лет». Ребенок формирует новый тип отношений с окружающими, он хочет быть самостоятельным и заставляет близких считаться с собой доступными для него способами: капризами, истериками, упрямством. По мнению Л.С. Выготского, за кризисом«скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме».[1.244] Позитивным новообразованием кризиса трех лет является стремление к оценке своего успеха, получению результата собственной деятельности, стремление увеличить свои успехи.

3.2. В возрасте трех лет у ребенка активно развивается речь, она становится эмоционально- насыщенной, более полной, обогащается словарный запас. Если речь ребенка сформирована по возрасту, то в этот период он говорит без умолку, задает много вопросов, узнавая таким образом значимую для него информацию.В своих действиях трехлетние малыши начинают подражать действиям взрослых, что выражается в развитии ролевой игры, где главным содержанием выступают человеческие отношения и уже воспринимают сверстников , как игровых компаньонов. Ролевая игра в этот период становится ведущим деятельности, в процессе игры у младшего дошкольника развивается восприятие социального окружения , формируется воображение, образное мышление.

Игровое общение приобретает выраженный эмоциональный характер: малыши проявляют радость, интерес, грусть, обиду, жадность. Индивидуальные игры и игры рядом замещаются совместной игрой. Однако, в игре малыш еще не всегда может выразить свои намерения, желания словами и активно использует мимику, жесты, направленные на других действия.

3.3. Одной из особенностей данного возрастного периода является непроизвольность памяти: преобладает узнавание, происходит запоминание образов.

Дети интенсивно меняют виды деятельности, переключаются с одного предмета на другой, недолго удерживая внимание на чем то одном, обычно заинтересованность одним видом деятельности длится около 10-15 минут. Настроение малышей зачастую неустойчиво, радостное состояние может легко смениться слезами, возбуждение умиротворенностью.

На 3-4-летний возраст приходится период активного сенсорного развития, развивается моторика рук, появляется интерес к эксперементированию, малыш начинает анализировать и осознавать свои действия, начиная устанавливать причинно-следственные связи, активно идет развитие новых манипуляционных действий с предметами ближайшего окружения( одеждой, посудой, игрушками). Появляются представления о сенсорных эталонах формы, величины, цвета. Малыши активно познают продуктивную деятельность: рисование, лепку, конструирование.

Трехлетним детям сложно усидеть на месте- движение для них средство избежать психо-эмоциональной перегрузки, это период наиболее благоприятный для приучения ребенка к физической активности.

3.4. Исходя из вышеизложенного, можно вывести следующие закономерности развития детей младшего дошкольного возраста, которые следует учитывать родителям и педагогам в период адаптации малыша к детскому саду:

  1. Формирование у детей наглядно-образного мышления.

  2. Развитие коммуникативных навыков через совместную игру.

  3. Непроизвольность памяти, короткое удержание внимания

  4. Все, что окружает детей становится предметом их познания.

  5. Конструирование и эксперементирование основной вид познания, при этом большую роль играет взрослый.

  6. Характерна ситуативно- деловая форма общения при этом коммуникация со взрослыми интереснее, чем со сверстниками.

  7. Поведение характеризуется частыми сменами настроения, конфликтами, капризами на почве кризиса «я сам».

  8. Активное развитие связной речи, ее обогащение.

  9. Особая чувствительность к физическому дискомфорту.

Младший дошкольный возраст характерен детей очень противоречивым поведением. В этот период малыши требуют от родителей и педагогов много внимания, заботы , любви и понимания.

Глава 3. Фазы и степени адаптации.

4.1. Временные границы адаптационного периода ребенка в ДОУ в различных исследованиях сильно различаются. У каждого ребенка процесс привыкания к нахождению детском саду протекает по-своему. Одному требуется всего неделя, другому – несколько месяцев. Продолжительность привыкания зависит от многих факторов: темперамента ,характера, состояния здоровья, обстановки в семье. Активный, коммуникабельный, любознательный ребенок, которому привиты навыки общения и самообслуживания привыкает гораздо быстрее и легче. Другой может пугаться шума, большого людей, любить уединение или повышенное внимание к себе, повышенную тревожность. Очень важно впечатление от первого посещения детского сада, если оно будет отрицательным, это наложит отпечаток на весь период привыкания, поэтому в первые дни пребывания в ДОУ рекомендуется кратковременное пребывание в группе совместно с мамой. Самая сложная проблема заключается в психологической неготовности трехлетнего ребенка к детскому саду, в том, что трехлетние дети испытывают страх перед новыми людьми и ситуациями общения,в сильной эмоциональной привязанности к маме, разлука с которой вызывает бурный протест, в переизбытке новых впечатлений, даже позитивные, они становятся слишком сильными для детской психики.

4.2. Исследования ученых выделяют три фаза процесса адаптации, эти исследования подтверждаются многолетним практическим опытом.

4.2.1 Острая фаза, сопровождающаяся колебаниями соматического состояния и психического статуса, приводящая к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу речевого развития. Длительность фазы около месяца.

4.2.2. Подострая фаза, для которой характерно уменьшение сдвигов соматике и психологическом состоянии. На фоне общего замедления темпа развития отмечаются лишь некоторые из нарушений , характерных для острой фазы, которые постепенно компенсируются. Длительность фазы от трех до пяти месяцев.

4.2.3. фаза компенсации отличается ускорение темпа развития, в результате дети к концу младшей группы преодолевают у задержку темпов развития, характерную для первых двух фаз.

4.3. При прохождении острой фазы адаптации выделяется три степени тяжести ее протекания, ограниченные тремя временными отрезками :легкую -1-16 дней, среднюю 16-32 дня,и тяжёлую 32-64 и более дня. Иногда выделяется четвертая, очень тяжелая степень адаптации, когда, процесс привыкания может растянуться на весь период нахождения в младшей группе.

4.3.1. Легкая степень адаптации характеризуется стойкой нормализацией поведения ребенка в течение двух недель, за которые налаживается нормальный аппетит, сон, ребенок начинает проявлять интерес к детям , взрослым, играм, постепенно вовлекается в различные виды детской деятельности. Ребенок сохраняет отношения с близкими взрослыми, поддается ритуалу прощания.

Утренний плач остается, но малыш быстро отвлекается, ситуация с заболеваемостью ухудшается не сильно, нет признаков невротических реакций. Исходя из многолетних наблюдений можно отметить, что чаще легкая адаптация отмечается у детей из многодетных семей, детей из общежитий, тех детей, чьи родители ответственно подошли к подготовке к поступлению в ДОУ, привив ребенку начальные навыки общения в социуме.

4.3.2 Средняя степень адаптации характеризуется более выраженными и продолжительными изменениями в общем состоянии.

Плаксивость в течение всего дня, резкие смены настроения, эмоционально- возбужденное отношение к близким отмечаются в течение месяца, при встрече, как и при расставании ребенок может громко плакать, кричать. Сон и аппетит восстанавливаются не ранее, чем через 20-40 дней, качество сна страдает, замедляется или совсем пропадает речевая активность. Появляется избирательность в отношениях с детьми и взрослыми, безразличное отношение к ним, как признак невротического расстройства. Заболеваемость может вырасти до двух раз в месяц, без осложнений, до десяти дней. Может отмечаться небольшое снижение веса. На протяжении полутора- двух недель могут отмечаться вегетативные изменения: бледность, потливость, покраснение щек, диатез. Такая адаптация, согласно наблюдениям, чаще бывает у детей с ослабленным здоровьем или родительской педагогической запущенностью.

4.3.3. Тяжелая степень адаптации. Характеризуется тяжелыми расстройствами сна, малыш может подолгу не засыпать, сон становится коротким, прерывистым, может отмечаться плач во сне, вскрикивания, хождение во сне. Речевая активность снижена или вовсе отсутствует. Аппетит сильно снижается, часто отмечается стойкий отказ от еды, нарушения стула, рвота, как признак невротического расстройства.

На протяжении двух месяцев настроение ребенка остается безучастным, или наоборот резко возбудимым, часто и по долгу плачет в течение дня, сторонится детей или, напротив, проявляет немотивированную агрессию. Ребенка практически невозможно увечь игрой, игра ситуативная, кратковременная. Отношения с близкими лишено практического взамодействия: при прощании, как часто и при встрече, ребенок впадает в ступор, у него отмечается истерика. Детки с тяжелой адаптацией встречаются достаточно редко, но в детском коллективе сразу же обращают на себя внимание. Помощь таким детям требует совместных усилий от родителей, воспитатель, специалистов ДОУ, в частности психолога. Чаще с такими серьезными проблемами в адаптации сталкиваются единственные дети, дети в чьем воспитании принимают активное участие бабушки, дети слишком молодых, или, напротив, «возрастных» родителей, дети с отставанием в речевом развитии и другими серьезными нарушениями здоровья.

4.3.4. Очень тяжелая степень адаптации к ДОУ встречается крайне редко и выражается в абсолютной неприспособленности ребенка к детскому саду, которая не проходит на протяжении всего периода пребывания в младшей группе. Такая ситуация требует обращения к специалистам (психологу, неврологу).

4.4. На основе практического опыта, можно вывести основные факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ: возраст, состояние здоровья, уровень развития, характеристика нервной системы, степень сформированности предметно- игровой деятельности, наличие или отсутствие домашнего режима, приближенного к режиму садика, обстановка в семье.

4.5. О благополучном завершении адаптационного периода мы можем говорить если:

  1. Ребенок ест с аппетитом.

  2. Хорошо засыпает, спит спокойно.

  3. Эмоционально положительно общается с близкими, знакомыми взрослыми и детьми.

  4. Играет.

  5. Редко болеет респираторными заболеваниями.

  6. Пользуется речью в соответствии с уровнем речевого развития.

15.Глава 4. Создание благоприятных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

5.1. Принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования стало важным этапом в создании благоприятных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. ФГОС ДО ориентирован на на психолого- педагогическое сопровождение ребенка в процессе его социализации и индивидуализации. Основным приоритетом нормативный документ делает сохранение и укрепление физического, психического и социально- психологического здоровья ребенка. В период адаптации, когда ребенок пребывает в состоянии психической и эмоциональной нестабильности эта задача является особенно важной.

Исходя из положений ФГОС ДО можно выделить три направления деятельности педагога для создания условий для легкой адаптации детей.

5.2 Создание предметно пространственной развивающей среды, удовлетворяющей потребности малыша, недавно начавшего посещать детский сад.

Предметно-пространственная среда младшей группы в начале учебного года должна способствовать ускорению и облегчению привыкания малыша к садику и группе, его психологическому комфорту, эмоциональному благополучию, вызывать интерес и желание играть. Педагогу необходимо создать такую «среду обитания» , нахождение в которой обеспечит удовлетворение индивидуальных потребностей и возможностей малыша. Для достижения этого окружающая обстановка должна быть легко трансформируемой, дающей возможность динамики. В период адаптации очень важно соблюдать баланс с одной стороны приблизив обстановку к домашней, с другой внеся в нее элементы для активных действий ребенка. Создавать уют, теплую обстановку , вызывать интерес детей помогают «хозяева»- персонажи обитающие в каждом из центров развития.

5.2.1. Важной частью ППРС является насыщенный игровой центр, поскольку игра является основным, самым важным видом детской деятельности. В центре игр создаются условия для формирования игровых навыков, развития фантазии, воспитания дружеских отношений между детьми. Атрибуты для сюжетно- ролевых игр, интерес к которым формируется в младшем возрасте всегда находятся в свободном доступе.

Атрибуты рассортированы по темам в соответствии с возрастными интересами и возможностями ( «Семья», «Доктор», «Магазин»). Малышам свойственно подражать друг другу в игровых действиях, поэтому атрибутов игр должно быть много и они должны дублировать друг друга, чтобы несколько детей могли взять одинаковую игрушку. Сменяемость игрового материала способствует поддержанию интереса детей. Оснащение игрового центра открывает перед детьми возможность игр подражаний действиям взрослых: готовке, стирке, уходу за куклой, лечению, совершению покупок.

Реализовать потребность детей в игровой и двигательной активности помогает наличие крупного яркого строительного материала, больших грузовых, легковых машин, каталок, колясок. В нашем центре игр есть несколько любимых детьми « постоянных обитателей» это пчела Майя, собачка Филя, несколько смешариков, пингвин. В период адаптации важную роль играет ритуал, у нас по приходе в группу дети привыкли сразу же бежать на ковер в игровой центр и смотреть, кто их там сегодня встречает, здороваться с игровым персонажем и рассказывать во что собираются поиграть сегодня. Важное место в игровом центре занимает уголок сенсорики, пользующийся у малышей особой любовью, поскольку оснащен большим количеством необычных игр, каких точно нет дома и множеством интересных предметов: игры с прищепками, крупами, шнуровки, застежки, шкатулки и мешочки с сюрпризами, яркие, крупные , привлекающие внимание дидактические пособия. Все игры полифункциональны, доступны для детей, регулярно меняются и обновляются.

5.2.2. Центр творчества включает в себя несколько зон. Музыкальную, где расположены музыкальные и шумовые игрушки и инструменты, здесь же организовывается прослушивание детских песенок, музыкальная зарядка, минутки танца, что поднимает детям настроение и способствует развитию двигательной активности.

Театрализованная игровая деятельность представлена в центре творчества в виде трансформируемого домика- ширмы, который позволяет использовать различные виды театров, фланелеграф. В период адаптации воспитатель совместно с детьми проигрывает при помощи театральных игрушек небольшие сюжеты, связанные с адаптационными играми:

«Ежик идет в лесной детский сад», « зверята в лесном детском саду знакомятся», « зверята играют» дети выступают в этих представлениях не только, как артисты, но и как соавторы сюжета.

В свободном доступе находятся маски, шапочки, костюмы, позволяющие малышу примеривать на себя тот или иной образ, яркие ленты, платки, шкатулки с украшениями, которые очень любят девочки.

Для удовлетворения потребности детей в изобразительной деятельности в центре творчества используется большая доска для рисования, рисовать можно как непосредственно на доске, так и на закрепленных на ней листах ватмана. Малышам нравится создавать крупные рисунки. Разнообразный изобразительный материал также находится под рукой у детей.

5.2.3. «Книжкин дом» - центр, призванный развить у детей любовь к книге, привить бережное отношение к ней. Оформление центра регулярно обновляется в соответствии с программой и индивидуальными предпочтениями малышей. Внимание детей привлекают яркие, красочные с крупными красивыми иллюстрациями книги, тематические и сюжетные картинки, герои сказок, стихотворений, мультфильмов, которые «живут» рядом с книжками и с которыми всегда можно поиграть.

5.2.4. Экологический центр привлекает внимание малышей и любим ими. Общение с природой создает эмоционально- положительный настрой, делает малышей добрее, спокойнее. Помимо обычных для такого центра природных материалов, наборов материалов для наблюдений и эксперементирования, календаря природы, комнатных растений, макетов, игр у нас есть фотоальбомы « мой питомец», дети с удовольствием показывают воспитателю и друг другу фотографии своих домашних животных.

К деятельности в экологическом центре активно привлекаются родители малышей: они регулярно помогают пополнять среду природным материалом, с удовольствием участвуют в сезонных выставках. Детям очень нравится и «хозяин» центра домовенок Кузя.

5.2.5. Центр физического развития органично вписывается в пространство группы, наполнен различными видами физкультурного оборудования и инвентаря, удовлетворяющего потребности детей в двигательной активности.

В центре рядом уживается и готовое спортивное оборудование и нестандартное, изготовленное руками воспитателей.

Хозяевами центра уже несколько лет являются Белый мишка и Леопард, мягкие игрушки, когда то привезенными родителями детей с олимпиады в Сочи.

5.2.6. Ребенку младшему возраста, особенно в период адаптации зачастую бывает необходимо отдохнуть от шума, от других детей, побыть в тишине. Для этого в группе создан центр уединения « Тихий дом»- небольшое пространство, отделенное от группы легкой ширмой, внутри которого находится ковер с накинутыми на него подушками, мягкие игрушки, несколько книг с яркими картинками, мягкий конструктор. И у центра тишины тоже есть свой хозяин — большая мягкая кошка Василиса. В центре созданы условия для того, чтобы малыш мог отдохнуть, успокоиться и с новыми силами познавать окружающий мир. Обстановка в младшей группе прежде всего создается как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим расстановка оборудования планируется еще до прихода малышей в детский сад. При пространственной организации среды оборудование располагается по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусматриваются достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий.

Предметы подбираются чистых цветов, четкой несложной формы, разных размеров, выполненных из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если из предметов можно извлекать звуки, чувствовать аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость), прозрачность, твердость-мягкость и другие разнообразные свойства.

Такая организация предметно пространственной среды опирается на требования ФГОС , учитывает все направления развития и особенности адаптационного периода в младшей возрастной группе.

5.4. Психолого- педагогическое сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

В период адаптации очень важно так организовать работу всех специалистов ДОУ, чтобы результатом их комплексной деятельности явилась профилактика психо-эмоциональных и физических нарушений у детей и коррекция уже имеющихся. Задачей педагогического сопровождения в этот период является помощь ребенку в преодолении возникающих препятствий и трудностей , опираясь на имеющиеся у него способности и возможности, как реальные так и потенциальные , развитие потребности в успешности и самостоятельности. Цель- помощь ребенку. Процесс адаптации учитывается в рабочей программе педагога и включает в себя три направления:

5.4.1. Профилактическое –предупреждение проблем с привыканием через работу родителями перед поступление детей в ДОУ и с детьми в первые дни пребывания в нем. Воспитатель первый человек, с которым знакомится ребенок , приходя в детский сад, от первой встречи, первого впечатления во многом завит благополучная адаптация. Тихий, ласковый голос, спокойные тона в одежде создают для малыша условия спокойствия и комфорта рядом с человеком, с которым ему предстоит проводить много времени. В нашей группе есть специальная широкая длинна юбка с нашитыми на нее пуговицами, молниями, кармашками, по сути сенсорный коврик, только в виде одежды.

Малыши любят сидеть рядом с воспитателем и играть с пуговицами и застежками одновременно удовлетворяя потребность в тактильном контакте и приобретая сенсорный опыт. Картотека адаптационных игр включает в себя игры на создание благоприятной психо-эмоциональной атмоферы в группе ( «Иди ко мне», «назови ласково», «мячик» и др.), на ос

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»