Социально-нравственное воспитание в детском саду
Человек без воспитания – тело без души
Дмитриева Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 62
Калининского района Санкт-Петербурга
Калининского района Санкт-Петербурга
В. Белинский писал: «Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего, чем человек есть человек». Нельзя не согласиться с В. Белинским, который также считает важнейшей стороной формирование человека. «Есть много родов образования и развития и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное».
Социально-нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
В рамках реализации ФГОС деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
В своих трудах Мельникова О.В. писала, что в нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность — задача непростая и очень ответственная. Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях.
Л.Ф.Островская указывала на то, что нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей.
Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести так, чтобы заслужить одобрение близких.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстником, способны поделиться игрушкой, проявить заботу.
Пятилетние дети могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо»; «Своим поступком я огорчил бабушку». Он испытывает стыд за то, что плохо себя вел, за то, что обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания и т.д. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности со сверстниками, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, способность оказать помощь.
К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще большая высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям.
В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения в присутствии взрослых, так и в их отсутствии.
В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность, т.е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем.
К шести годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются задачи нравственного воспитания. У детей воспитывают чувство любви к Родине, к родной природе, гордость за достижения людей.
В нашей группе был реализован информационно - творческий, игровой проект «Дружба начинается с улыбки». Участниками проекта стали воспитанники 4-5 лет, воспитатели и родители.
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения.
Выполнение проекта осуществлялось в три этапа.
1 этап: подготовительный, организационный: сбор материала, необходимого для реализации проекта. Посещение курсов повышения квалификации «Духовное развитие и нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», Международный вебинар «Социально-эмоциональное развитие обучающихся». Изучение методических пособий и литературы по теме. Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, мирилки, сказки, загадки, пословицы). Подбор дидактических, речевых, пальчиковых, подвижных игр. Подбор песен, аудиозаписей по данной теме. Разработка конспектов мероприятий. Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для реализации проекта.
2 этап: основной, практический. Работа с детьми:
Социально-нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
В рамках реализации ФГОС деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на всестороннее развитие личности ребенка с последующей адаптацией в обществе. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является социально-нравственное развитие, которое предусматривает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость.
В своих трудах Мельникова О.В. писала, что в нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. Вырастить ребенка и воспитать в нем личность — задача непростая и очень ответственная. Вхождение ребенка в социальную среду — это целенаправленный и активный процесс. Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения. Это составляющие социально — нравственного воспитания в современных условиях.
Л.Ф.Островская указывала на то, что нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей.
Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести так, чтобы заслужить одобрение близких.
В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстником, способны поделиться игрушкой, проявить заботу.
Пятилетние дети могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: «Я вел себя хорошо»; «Своим поступком я огорчил бабушку». Он испытывает стыд за то, что плохо себя вел, за то, что обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания и т.д. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности со сверстниками, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать, способность оказать помощь.
К концу старшего дошкольного возраста у детей проявляется еще большая высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что недозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям.
В период старшего дошкольного детства, когда понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения в присутствии взрослых, так и в их отсутствии.
В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность, т.е. те качества, которые помогут ему правильно вести себя в дальнейшем.
К шести годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются задачи нравственного воспитания. У детей воспитывают чувство любви к Родине, к родной природе, гордость за достижения людей.
В нашей группе был реализован информационно - творческий, игровой проект «Дружба начинается с улыбки». Участниками проекта стали воспитанники 4-5 лет, воспитатели и родители.
Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Реализация данного проекта способствует формированию дружеских взаимоотношений у детей: умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, адекватно оценивать себя и своих друзей, помогает усвоить нормы и правила поведения.
Выполнение проекта осуществлялось в три этапа.
1 этап: подготовительный, организационный: сбор материала, необходимого для реализации проекта. Посещение курсов повышения квалификации «Духовное развитие и нравственное воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», Международный вебинар «Социально-эмоциональное развитие обучающихся». Изучение методических пособий и литературы по теме. Подбор художественной литературы (рассказы, стихи, мирилки, сказки, загадки, пословицы). Подбор дидактических, речевых, пальчиковых, подвижных игр. Подбор песен, аудиозаписей по данной теме. Разработка конспектов мероприятий. Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для реализации проекта.
2 этап: основной, практический. Работа с детьми:
- Беседы на тему «Что такое дружба?», «Кого можно назвать другом?» и др.
- Игры, направленные на сплочение коллектива
- Дидактические игры, используемые в работе над проектом.
- Игра «Эмпатиум» на развитие эмоционального интеллекта
- Пословицы и поговорки
- Стихотворения
- Сюжетно-ролевые игры
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
- Мирилки
- Создание пиктограмм «Секреты дружбы» (идея взята из интернет источника, автор Ю.Климкина)
- Изготовление настольного театра «Как собака друга искала»
Работа с родителями:
- Консультация «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка»
- «Роль театра в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
- «Произведения Л.Н.Толстого для дошкольников»
- Экскурсия выходного дня
3 этап: итоговый проект – стенгазета «Наши секреты дружбы» на основе пиктограмм.
1 секрет. «Дружба начинается с улыбки». Каждое утро в нашей группе начинается с улыбки, с ритуала приветствия, с любимой зарядки «и друга обнимем», с коммуникативных игр.
2 секрет. Открытость, врать нельзя. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого «Лгун», «Правда всего дороже».
3 секрет. Доверие, умение договориться. Изготовление дошкольниками театра «Как собака друга искала» в парах.
4 секрет. Доброе сердце. С друзьями нужно делиться. Чтение сказки В.Сутеева «Яблоко». Изготовление иллюстраций к сказке. Игра «Ленточка щедрости»
5 секрет. Взаимопомощь. Высказывания детей «Как я могу и помогаю другу». Фотографии детей.
Проект помог детям не только приобрести представления о понятии «дружба», но и развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил общения и культуры поведения.
Самым главным показателем результативности работы педагога, считаю: когда дошкольники, без подсказки, оценивают положительные и отрицательные поступки, замечают ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, проявляют сочувствие; сопереживают героям сказок; когда дети искренне радуются при достижении положительного результата в игре; используют приемы справедливого распределения ролей и материалов(считалки), проявляют внимание к действиям партнеров, поясняют для других свои намерения и действия, все это дает взрослому знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.
1 секрет. «Дружба начинается с улыбки». Каждое утро в нашей группе начинается с улыбки, с ритуала приветствия, с любимой зарядки «и друга обнимем», с коммуникативных игр.
2 секрет. Открытость, врать нельзя. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого «Лгун», «Правда всего дороже».
3 секрет. Доверие, умение договориться. Изготовление дошкольниками театра «Как собака друга искала» в парах.
4 секрет. Доброе сердце. С друзьями нужно делиться. Чтение сказки В.Сутеева «Яблоко». Изготовление иллюстраций к сказке. Игра «Ленточка щедрости»
5 секрет. Взаимопомощь. Высказывания детей «Как я могу и помогаю другу». Фотографии детей.
Проект помог детям не только приобрести представления о понятии «дружба», но и развить навыки совместной деятельности, способствовал развитию коммуникативных способностей, формированию элементарных правил общения и культуры поведения.
Самым главным показателем результативности работы педагога, считаю: когда дошкольники, без подсказки, оценивают положительные и отрицательные поступки, замечают ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, проявляют сочувствие; сопереживают героям сказок; когда дети искренне радуются при достижении положительного результата в игре; используют приемы справедливого распределения ролей и материалов(считалки), проявляют внимание к действиям партнеров, поясняют для других свои намерения и действия, все это дает взрослому знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.