Использование театра Камишибай в работе воспитателя
воспитатель
Камишибаи был рассказан камишибайей ("рассказчиком камишибаи"), который путешествовал по углам улиц с наборами иллюстрированных досок, которые они помещали в миниатюрное сценическое устройство и рассказывали историю, меняя каждое изображение. Формат kamishibaiя вляется частью давней традиции визуального повествования. Еще в XII веке буддийские монахи путешествовали по Азии со свитками с картинками , чтобы улучшить свои рассказы и лекции.
Суть его очень проста: уличный исполнитель показывает прохожим картинки и рассказывает.
В Японии часто владелец камишибая перевозил его на велосипеде и прямо с багажника демонстрировал представление.На краю короба устанавливалась деревянная миниатюрная сцена «бутай». Это была даже не столько сцена, сколько допотопный экран. В бутай заранее помещалась вся серия рисунков (около 10–12 картинок). Затем картинки одна за другой вытягивались сбоку. Рисунки выполнялись акварельными красками, затем наклеивались на картон и покрывались лаком, чтобы их не намочил дождь. Рассказчик собственноручно менял картонки с рисунками и комментировал всё действие. На оборотной стороне листа делались пометки, чтобы рассказчик в случае чего мог подсмотреть текст. При этом он должен был обладать недюжинными актёрскими способностями, чтобы легко менять голос и говорить за разных персонажей, в том числе и женских.
Слайд №3
В Японии театр популярен и по сей день, но скорее как туристический аттракцион.
В Европе в последние годы японский разговорный театр камишибай стал так же популярен. Эта технология используется в детских садах и воскресных школах.
В Германии выпускают комплекты для камишибая. Часто используют на уроках иностранного языка.
Слайд №4
Театральная ширма Камишибай выглядит как деревянный чемодан с тремя дверцами. Картинки загружаются сверху или сбоку. На обратной стороне каждой карточки есть четкий текст и уменьшенная версия изображения, которое видит аудитория.
Чтение превращается в рассказывание историй.
Слайд №5
Во время чтения, в театральной постановке могут быть задействованы разные эффекты: визуальные и слуховые. На картинке слева мы видим, что часть изображения на большом рисунке скрыта. При чтении меняется не весь лист, а только часть изображения, появляются ранее не видимые зрителям элементы картинки. Такие сюропризные моменты очень нравятся детям. Чем меньше ребенок, тем больше ему хочется оживить картинку, сделать так, чтобы она «ответила» ему. Узнать, кто сейчас вылезет из норки, или подойти поближе, вместе с главным героем, и увидеть, кто же там прячется за деревом, и визуальные эффекты помогают ребенку осуществить желания, помогают в развитии фантазии.
Слайд №7
Шумовые (или звуковые) эффекты производятся за "кулисами" с помощью простых приспособлений.. Так, чтобы изобразить дождь, используют вращающийся на горизонтальной оси барабан, в котором перекатывается обыкновенный горох; в зависимости от скорости вращения дождь утихает или припускает сильным ливнем. Гром очень эффектно производится железным листом, подвешенным на раме (или набором из 2—3 листов разного размера и разного звучания). Цоканье подков имитируется постукиванием определенным образом деревянными коробками без крышек друг о друга.
Шумовое оформление очень важно для создания определенной атмосферы. Хорошо продуманный и точно выполненный звуковой эффект может стать ярким художественным компонентом спектакля и способен удерживать внимание дошкольника и делать чтение захватывающим.
На картинке мешочки с крахмалом – звуковой эффект - скрип снега под ногами. Самодельный музыкальный инструмент чаймс - музыка ветра или перезвон колокольчиков.Слайд №8
Использование театра камишибай в педагогическом процессе имеет ряд преимуществ:
- Способствует развитию фантазии у детей
- Развивает речевые навыки
- Способствует укреплению командной работы
- Мобильная и легкая конструкция, можно использовать на улице.
- Нравится детям
- Мотивирует детей к чтению
Практическая значимость: Обогащение образовательной среды, содействующей формированию детской читательской инициативы; Процесс чтения осуществляется наиболее эффективным способом для восприятия и осознания содержания прочитанного;
Результат: у детей наблюдается устойчивый интерес к чтению, а конкретно к прочитанным произведениям.
Знакомьте детей с произведениями художественной литературы по средством театра Камишибай - очень рекомендую!