Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Бахтеева Мария Андреевна,
воспитатель, ГБОУ прогимназия № 677
Выборгского района Санкт-Петербурга
Изучение сенсорного развития ребенка – один из классических научных вопросов, занимающих внимание зарубежных и отечественных исследователей на протяжении многих лет. О.В. Морозова отмечает, что в психолого-педагогической литературе XIX – XX веков были широко распространены термины «развитие и воспитание органов чувств», «организация ощущений», «развитие и воспитание сенсорных способностей». В работах М. Монтессори [3], Е.И. Тихеевой[4]  и других ученых представлены целостные системы сенсорного воспитания. Исследователи придерживались различных подходов к сущности детского восприятия.
В отечественной литературе термин «сенсорное развитие» обычно рассматривается, как синоним развития восприятия или перцептивного развития. Перцепция (латинского происхождения) означает принятие, освоение, постижение разумом или чувствами.
Восприятие – это чувственное осознание определенного предмета или явления.
Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина дают такое определение: «Сенсорное развитие ребенка ‒ это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.» [1].
Л.А. Венгер называет сенсорное развитие «фундаментом» общего умственного развития. Однако оно имеет и самостоятельное значение, так как «полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда» [2].
Продуктом сенсорного развития, по представлению А.В. Запорожца, являются сенсорные эталоны – образцы чувственно воспринимаемых свойств и отношений предметов (цвета, геометрические формы, высота музыкальных звуков и др.), которые выделены исторически, фиксированы словесно и упорядочены на основе принципов классификации.
В дошкольных образовательных организациях организуется процесс формирования у детей систем сенсорных эталонов и способов осуществления перцептивных действий, приобщения к сенсорной культуре общества, который можно определить как сенсорное воспитание, или «педагогическое руководство» сенсорным развитием.
Сказанное выше определяет важность практической деятельности и специального обучения сенсорным действиям, т.е. педагогическое руководство сенсорным развитием детей.
 
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «сенсорное развитие» как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Ученые подчеркивают роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов. Только в деятельности формируются нужные системы связей, развиваются новые свойства нервных процессов. Все это подтверждает необходимость специального обучения сенсорным действиям, педагогического руководства сенсорным развитием.
Сенсорное развитие ребенка является залогом успешного освоения любой деятельности. Значение сенсорного развития заключается в том, что оно:
  • развивает внимание, наблюдательность, память(зрительную, слуховую, моторную, образную и др.), воображение;
  • обеспечивает усвоение сенсорных  эталонов, навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса  ребенка;
  • дает возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной  деятельности.
Средства сенсорного развития детей: дидактические игры;  дидактические упражнения; лепка, рисование, аппликация; конструирование.
Игры и упражнения должны учитывать возрастные и нравственные мотивы деятельности, самовыражение, принцип добровольности, право выбора.
Следовательно, тема актуальна, так как развитая сенсорика - это  основа для совершенствования  практической деятельности. Сенсорное развитие  создает предпосылки для формирования психических функций. Дети способны различать широки спектр красок, звуков, ощущений.
Сенсорика – способность организма распознавать внешние воздействия. Значит, сенсорное развитие – это развитие особого метода познания мира с помощью органов чувств. Например: визуальное восприятие помогает различать предметы по цвету, форме; аудиальное – по тону и громкости; тактильное – по фактуре, температуре и т.д.
Основная задача педагога во время сенсорного воспитания – помочь детям упорядочить хаотичные представления о вещах реальной действительности: от игрушек до произведений искусства.
Другие цели сенсорного воспитания:
  • Заложить у детей основу для развития интеллекта.
  • Сформировать наблюдательность, внимание, воображение.
  • Расширить словарный запас.
  • Развить все виды памяти: визуальную, аудиальную, моторную, образную и т.д.
Программа состоит из набора игровых методик способствующих сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
Цель данных игр и упражнений: развитие у детей восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.
Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой детей (10 чел.), два раза в неделю по 20 минут.
Занятие проводится в игровой форме. Ведущий при обращении к детям должен:
  1. часто употреблять слова: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и д.р.;
  2. если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ребенка.
Все игры сгруппированы по разделам. К каждой игре даны методические рекомендации по проведению.
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 2-3 лет.
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине.
Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка. Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку.
Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.
КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?
Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.
ПОРУЧЕНИЯ
Цель: учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой; Покатай матрешку в большой машине; Поставь маленькую собаку возле матрешки; Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких; Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер; Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку; Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме
Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».
КРУГ, КВАДРАТ
Цель: Учить группировать предметы по форме.
Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».
ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА
Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.
Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции. Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные
РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ
Цель: научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Оборудование: по четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).
ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ
Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешки есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей. С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.
СОБЕРИ БУСЫ
Оборудование: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает малышу продолжить. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему. Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например, бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д.
ПОСТРОЙ БАШЕНКУ
Оборудование: Кубики различного цвета и размера.
Ход: Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики один на другой и возводя постройку вверх. Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются. Например, построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или маленьких кубиков одного цвета и т.д.
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.
Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.
Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.
Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.
Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»
Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе. Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей 4 - 5 лет
Игра «Золушка»
Цель игры: Развивать у детей моторику рук.
Ход игры: Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Игра «Мозаика из бросового материала»
Цель игры: формирование навыков работы с бросовым материалом, развивать фантазию ребенка.
Ход игры: Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Предложите ребенку выложить рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д.
После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Игра «Рисуем на крупе»
Цель игры: Развивать моторику рук детей, развивать фантазию ребенка.
Ход игры: Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что? (Яблоко)
«Посади свою аллею»
Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.
Правила игры: нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте. Дидактический материал: деревья (береза, липа, клен, дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до 20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.
«Аукцион»
Цель: совершенствовать знания детей в различении тканей по качеству, закрепить знание цветов и их оттенков.
Правила игры: правильно описать качество ткани, определить, какое изделие из нее можно пошить.
«Вкусные овощи»
Цель: закрепить умение детей различать овощи по вкусовым качествам и запаху.
Правила игры: правильно определять название овощей по вкусовым качествам, запаху. Описание дидактического материала: корзинка с луком, горохом, репой, капустой, огурцами; баночки с тертыми овощами (по количеству детей), ножи, чистые тарелочки, миска, дощечки, передники, косынки.
«Мы предприниматели»
Цель: упражнять детей в различении цветущих растений по запаху; закрепить знание цветов и их оттенков.
Правила игры: правильно выполнять предложенные тесты.
Дидактический материал: цветущие растения (астра, одуванчик, роза, лилия), трафареты, гуашь, кисточка. Методика проведения: предложить детям открыть фирму по производству духов. Дети думают, что для этого необходимо, выслушивают ответы друг друга, затем обобщают их. Воспитатель предлагает взять на себя роль президента фирмы (либо выбирается кто-нибудь из детей, а воспитатель выступит в качестве советника). Прием на работу в фирму осуществляется на конкурсной основе, т. е. по результатам тестирования. Чтобы стать сотрудниками фирмы, желающим необходимо хорошо различать запахи, знать много названий цветущих растений, уметь о них рассказывать, быть дисциплинированными и культурными.
 
«Художники»
Цель: познакомить детей с оттенками основных цветов.
Правила игры: правильно располагать шары по оттенкам от самого светлого до самого темного и наоборот.
Дидактический материал: незаконченный рисунок на тему «Девочки идут на праздник», бумага, краски, палитра, кисти, банки с водой, лоскутки ткани (по количеству детей).
«Когда это бывает?»
Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т.д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
 
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста по развитию сенсорных эталонов
СПРЯЧЬ МЫШКУ
Цель. Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.
Материал: Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы, мягкая игрушка — кошка. Рекомендации к проведению. Взрослый предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Взрослый раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей  квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку. Когда все дверцы закрыты, приходит кошка — «ловить мышей». Не найдя ни одной неправильно закрытой дверцы, кошка уходит. Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить. Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять несколько раз.
В СТРАНЕ ФИГУРОК «ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.
Материал: Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами — фигурки - «человечки»; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера.
Рекомендации к проведению. Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок - «человечков», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок- «человечков»), обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.
АППЛИКАЦИЯ «САЛФЕТОЧКИДЛЯ ФИГУРОК- «ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель: Ознакомление детей с овалом и прямоугольником.
Материал: Картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами - фигурки- «человечки»; у ребенка - 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением овала, другой — с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению. Взрослый напоминает ребенку о стране фигурок- «человечков» и предлагает познакомиться с новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе со взрослым рассматривает овал и прямоугольник; взрослый называет их, просит ребенка сказать, на какую из знакомых ему фигурок похож овал и на какую — прямоугольник. (Овал похож на круг, только немного вытянут; прямоугольник похож на квадрат, но тоже вытянутый.) Далее ребенок выполняет аппликацию салфеток для фигурок- «человечков», наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарит салфетки той фигурке, для которой она сделана.
КТО ГДЕ СПИТ
Цель: Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Материал: Большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки); у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.
Рекомендации к проведению: Ребенок вспоминает названия знакомых фигурок- «человечков». Взрослый поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, взрослый выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигурки- «человечка». Затем взрослый предлагает поиграть с маленькими фигурками- «человечками»: уставших «человечков» надо уложить спать в подходящие для них «кроватки», т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.
 Примечание. Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.
АППЛИКАЦИЯ «ОРНАМЕНТ»
Цель: Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.
Материал: Образец орнамента: в центре — зеленый квадрат, по углам — красные круги; у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению: Взрослый вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какие — по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.
Примечание: При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность выбор
Список литературы:
  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143 с. 81
  2. Венгер В.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. - 2002. - №3. - С.398 -402.
  3. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому /М. Монтессори – М.: Карапуз, 2000. – 272 с.
  4. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности /Е.И. Тихеева //Дошкольное воспитание. - 2002. - №10.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»