Использование театрализованной деятельности
в работе специалистов ГБДОУ по развитию
творческих способностей дошкольников
воспитатель, ГБДОУ детский сад № 102
Невского района Санкт-Петербурга
Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.
Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь - это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.
Так , начиная с младшего дошкольного возраста, специалисты нашего ГБДОУ в своей НОД чаще всего используют театрализованные игры.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.
К режиссерским играм относятся настольный, кукольный, пальчиковый, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонала – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
А игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму, передаёт характер, настроение героя.
Так на НОД музыка вместе с музыкальным руководителем дети с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, птиц, имитируя их движения, голоса, передают их характер, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используя упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, она добивается того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.
В среднем и старшем дошкольном возрасте уделяется большое внимание его речи, правильному произношению слов, построению фраз, педагог старается обогатить речь ребенка.
В танцевальном творчестве воспитывается интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, обезьян, сказочных персонажей. Детям даются различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и другие.
Они импровизируют игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах, пианино…
В качестве основного приема по музыкальному движению используются образные музыкально-двигательные этюды. Это маленькие мини-спектакли, которые дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх, хороводах.
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физическая образованность» - это словосочетание все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляя её неотъемлемую часть.
Известно, что более подвижные дети развиваются быстрее, раньше начинают ходить, бегать, говорить. Они крепче телом, меньше болеют, проявляют активный интерес к жизни; у них чаще веселое и радостное настроение.
У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это в свою очередь, отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Я в своей работе, часто провожу свою НОД в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр.
Так игровая деятельность, максимально используемая на занятиях ритмической гимнастикой, повышая интерес детей к физическим упражнениям, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Она ставит перед собой и реализует такие задачи, как:
- повышать интерес детей к занятиям физическими упражнениями через игровую театрализованную деятельность;
- создавать разностороннюю базу движений и жестов;
- создавать благоприятные условия для развития умственных, творческих способностей детей через сюжетно-ролевую направленность НОД;
- раскрывать творческий потенциал ребёнка;
- способствовать через двигательно-игровую деятельность эмоциональному развитию ребёнка.
В детском саду проводятся музыкально-театрализованные физкультурные праздники, встречи с различными сказочными персонажами. Комплексные интегрированные НОД в виде сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр.
Я в своей НОД использую такую традиционную форму работы, как пальчиковые игры, особенно с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.
Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру.
Так для знакомства детей с названием пальчиков и для развития координации движений, в стихотворной форме провожу игру «Пальцы дружная семья».
Сказка имеет огромное воспитательное значение и вместе с тем является одним из средств развития речи. Она дает образцы русского языка, обогащает словарный запас новыми словами, эмоциональной лексикой, образными выражениями, легко воспринимается детьми. Дети быстро запоминают её содержание, проговаривают слова текста. Вместе с тем предлагаемые упражнения для развития мелкой моторики объединены интересным сюжетом и вызывают неподдельный интерес детей. Игры, с одновременным использованием разнотипных движений рук расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. В инсценировку включаются упражнения с использованием безымянного пальца и мизинца, так как эти пальцы находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.
поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.
В процессе изобразительной деятельности у детей, помимо развития воображения, восприятия, мелкой моторики рук, существенно обогащается словарный запас, развивается речь, активное восприятие художественного слова, образа; формируется словесное творчество. Под речевым (словесным) творчеством понимается самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от художественной информации.
В изобразительной деятельности быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. В процессе творчества дети учатся рассуждать, делать выводы, сочинять небольшие рассказы, делиться впечатлениями от произведений искусства.
А использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует раскрепощению детей, снижается страх перед неудачей, повышается эмоциональный настрой, развивается творческое воображение, моторика рук. А, как известно, от развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых зон головного мозга. Дети обыгрывают сюжеты сказок, слепленные своими руками, тем самым развивая воображение, фантазию, выразительность речи.
Я считаю, что в театрализованных играх, представлениях развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Театрализация привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятого настроения.
Поэтому специалисты нашего детского сада, учитывая актуальность данной проблемы, будут развивать творческие способности детей, посредством театрализованной деятельности, создавая благоприятные условия для развития творческих способностей и стимулирования творческой активности дошкольника.