Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные сюжетно-ролевые игры для дошкольников

Муллагалиева Регина Сергеевна

 В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Она выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры), развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

            Работу по развитию сюжетно-ролевых игр необходимо осуществлять в следующих направлениях:

  1. Создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Непосредственное руководство играми детей.

            Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС - это создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

            Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

1 Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

2  Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

3  Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

4  Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

5  Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

          Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума. Остановимся на некоторых современных сюжетно-ролевых играх, для которых целесообразно создавать условия в детском саду.

Турагентство

Цели: Познакомить детей с профессиями - директор туристической фирмы, менеджер по туризму, курьер, кассир, турист и т.д. Учить изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.

Примерные игровые действия: путевки, билеты, помочь советами;бронирование железнодорожных и авиабилетов, гостиниц, круизов, автомобилей в аренду;питания, экскурсии, развлечения; распространение рекламной литературы;оформление путевой документации; консультирование клиентов по различным вопросам: климат, обычаи, визовые требования и т.д.

Предметно-игровая среда. Оборудование: фотографии; сувениры; карты городов; путевки; билеты.

Банк

Цели: Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Примерные игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг;работа кассы, пункта обмена валют;оформление документов, прием коммунальных платежей;работа с пластиковыми картами;консультации с директором банка.

Предметно-игровая среда. Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.

Гипермаркет

Цели: учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

 Примерные игровые действия: приход в супермаркет;покупка необходимых товаров;

консультации менеджеровобъявления о распродажах;оплата покупок;упаковка товара;

решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Предметно-игровая среда. Оборудование: касса; наборы продуктов (овощи, фруктов, бросовый материал); спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры;чеки, сумки, кошельки, деньги;наборы мелких игрушек;журналы, газеты;одежда, обувь, головные уборы и др.;учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.

Телевидение

Цели: Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Примерные игровые действия: выбор программы, составление программы редакторами;

составление текстов для новостей, других программ;подготовка ведущих, зрителей;оформление студии;работа осветителей и звукооператоров;показ программы.

Предметно-игровая среда. Оборудование: компьютеры; рации; микрофоны; фотоаппараты;«хлопушка»;программы (тексты);символика различных программ; элементы костюмов; грим; косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.

Модельное агентство

Цели:учить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки. Отображать в игре явления общественной жизни.

Примерные игровые действия: поступление в модельное агентство; обучение: сценическая речь, сценодвижение и др.; выбор моделей для показа; работа с модельерами; работа с фотографами; составление «портфолио»; показ мод.

Предметно-игровая среда. Оборудование: камера;декорации;косметические наборы.

Дом мод

Примерные игровые действия: выбор и обсуждение модели с модельером,

подбор материала для выбранной модели (с использованием трафаретов, коллекции тканей), снятие мерки закройщиком, изготовление выкройки с использованием лекал, оформление заказа приемщицей, оформление бланка, организация примерки, оплата за выполненную работу с выдачей чека и квитанции, работа службы доставки крупного заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование: швейные машинки, журналы мод для мужчин, женщин, девочек и мальчиков, коллекция тканей,

фотографии с моделями для всех категорий, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы тканей, и др), выставка изготовленных изделий,

карточки по технике безопасности при работе с ножницами, иглой, технологические карточки изготовления выкройки, технологические карты изготовления различных изделий, бланки заказов, «манекены», фотовыставка моделей одежды разных стран, национальные костюмы

Редакция

Цели: Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одногозависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей.

Примерные игровые действия:редакционная коллегия;изготовление макета газеты, журнала;распределение заданий и их выполнение;фотографирование, написание статей;

использование рисунков, придумывание заголовков;составление газеты (журнала).

Предметно-игровая среда. Оборудование:фотоаппараты;макеты журналов;блокноты;

фотографии;фотопленка;пишущая машинка;компьютер;рисунки.

Корпорация «Билайн», «МТС», «Мегафон»

Цели:учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.

Примерные игровые действия:работа операторов связи;работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи;ремонтная мастерская;оплата услуг;справочная служба.

Предметно-игровая среда. Оборудование: сотовые телефоны;компьютеры;бланки счетов;чеки;предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.

Дизайнерская студия

Цели: Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнеров по игре), учить выражать свое мнение публично; закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Примерные игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ;согласование с заказчиком;оформление интерьера, сдача заказа;дополнения декоративными деталями;решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций;оплата заказа.

Предметно-игровая среда. Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др.; планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка; альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике.

Агентство недвижимости

Примерные игровые действия: знакомство потенциальных покупателей с рекламными проспектами недвижимости (дома, коттеджи, садовые домики), выбор недвижимости, оформление схемы-заказа (месторасположения дома, коттеджа, садового домика), знакомство с особенностями планировки, оформления, оформление сделки, оплата покупки, оформление документов.

Предметно-игровая среда. Оборудование: рекламные журналы, проспекты с разными видами недвижимости (могут быть использованы рисунки детей),

планы садового участка, планы квартир (1,2,3 ,4 комнатных), фотографии застройки, фотографии квартир, садовых домиков, макеты района застройки,

макеты квартир, рабочее место менеджера по продаже (компьютер, схемы, квитанции, чеки), бросовый материал для изготовления макетов участков, квартир, большие листы ватмана для изображения схемы участка застройки.

Бейджики для менеджеров, карточки для компьютера по последовательности работ по постройке квартиры, садового домика, коттеджа.

Служба спасения

Примерные игровые действия: вызов службы спасения по тревоге (иллюстрации сложных ситуаций), осмотр места происшествия, ориентировка на местности, распределение спасательных работ между разными группами, использование техники специального назначения, спасение пострадавших, оказание первой медицинской помощи, доставка необходимых предметов в район происшествия (связь с играми «Магазин», «Гараж», «Самолет», «Аэропорт», «Автовокзал»). Возвращение на базу, встреча с журналистами по итогам работы службы спасения.

Предметно-игровая среда. Оборудование: набор техники специального назначения, рации, сотовые телефоны, планы, карты местности, карта России с пометкой мест происшествия, символика службы спасения, инструменты.

Защитные каски, перчатки, спецодежда, фонари, использование атрибутов других игр «Больница», «Скорая помощь», «Аэропорт». Пульты управления техникой, тросы (веревки). Использование поисковых собак. Устройство временных жилых городков для пострадавших (палатки).

Наполнение игровыми материалами уголков современных сюжетно-ролевых  игр осуществляется по мере ознакомления детей той или иной возрастной группы с деятельностью взрослых, особенностями социума, после экскурсий по ознакомлению детей с деятельностью взрослых. Такая выстроенная система работы и созданная предметно-развивающая среда группы обеспечит реализацию задач образовательной области «Социализация»: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»