Песочная терапия в работе с детьми
младшего дошкольного возраста
Фациевич Наталья Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский
сад № 12 Санкт-Петербурга
Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.воспитатель ГБДОУ детский
сад № 12 Санкт-Петербурга
Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Рисование песком новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный каждому и не требующий специальной подготовки. А для взрослого это еще один способ понять чувства ребенка.
Три причины научиться рисовать песком самому и обучить этому ребенка.
1. Простота. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, не нужно покупать дорогие материалы. Потребуется только чистый просеянный песок. Вместо песка подойдет манная крупа или цикорий.
2. Уникальные свойства песка - тягучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на человека прямо - таки завораживающе. Легко менять детали изображения.
3. Борьба со стрессами. У любого творчества есть побочное антидепрессивное состояние. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций, расслабляется, отдыхает. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально-приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие, важные для адаптационного периода задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Свободно играя с песком и "строя собственный мир", ребенок легко выражает свои мысли и желания, мотивы и переживания. Это и является главным достоинством песочной терапии - мягко проявлять проблематику и творчески обучать новому поведению.
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- дети чувствуют себя более успешными;
- на занятиях весело, нет скуки и монотонности;
- в детском саду ребенок легче адаптируется в коллективе;
- страх и напряжение исчезает.
Песочная терапия, как метод психологической помощи детям, основывается на естественном интересе детей к играм с песком. Песочная терапия помогает решать многие затруднения, возникающие у малышей, обладает мягким терапевтическим эффектом, гармонизирует состояние и настроение ребенка. Именно поэтому данный метод успешно применяется в детском саду.