Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Удачная адаптация к детскому саду 

Овчаренко Ольга Фаридовна
Удачная адаптация к детскому саду Первый поход в детский сад или возвращение туда после летних каникул — не самое простое время для детей и их родителей. Капризы, слезы, ссоры и споры мало кого оставляют равнодушным и добавляют стресса в семейные будни. Но, к счастью, есть немало педагогических и психологических приемов, которые помогут легче пережить это состояние и адаптироваться к новым условиям. Семейный климат-контроль Когда родители решают отдать ребенка в детский сад, главный вопрос — как он там справится, не умея вроде бы элементарных вещей. Не зная, как пользоваться горшком, одеваться, спокойно есть или усидчиво заниматься. Его судорожно начинают обучать всему и сразу. Хотя эксперты не считают это главным. По их словам, важно подготовить ребенка к детскому саду психологически, а остальное придет со временем. В основе такой подготовки должны быть любовь и понимание. Если у ребенка будет доверие к миру, если в семье его будут любить и принимать, тогда он будет чувствовать защиту, спокойно сможет войти в детский коллектив и воспринять нового. Поход в детский сад сравнивают со сменой места работы у взрослого. Ребенок тоже испытывает волнение, тревогу, страх неизвестности. Только для него они в три раза сильнее. А значит, сначала необходимо создать комфортный психологический климат. Важно помочь ребенку не бояться нового окружения, научить спокойно и уверенно взаимодействовать со сверстниками. Родители могут создавать подходящую для этого среду, придумывать ситуации взаимопомощи, интересные игровые моменты. Знакомство с новым миром Начинать подготовку к саду рекомендую с рассказов о том, что это за место. Сначала можно просто гулять рядом, смотреть, как дети играют на площадках, общаются с воспитателем, как их забирают домой. Советую поиграть в садик дома: выбрать игрушки, одна из которых станет воспитателем, а остальные — детьми. Они помогут показать обычные ситуации: обед, тихий час. Так можно постепенно сформировать понятный образ детского сада. Обязательно нужно подстраивать режим дня под тот, который будет в детском саду. Примерно представлять, какое меню будет в там, и готовить такие же блюда дома. Обычно на такую подготовку достаточно лета. Процесс адаптации индивидуален: все зависит от способностей ребенка к коммуникации, личных особенностей и его окружения. Если он регулярно общается
с другими детьми, как правило, адаптация проходит быстрее. Но чаще встречаются
дети, которым нужен мягкий процесс. Когда поначалу их приводят на несколько
часов, постепенно знакомят с помещениями и воспитателями, которые должны
настроить ребенка на нужный лад.
Есть дети, готовые чуть ли не сразу остаться в детском саду на целый день, а есть
те, кого стоит забрать уже через час. И в этом нет ничего страшного. Существуют
специальные приемы, которые сильно помогут семьям. Приведите в сад не Петю
или Дашу, а куклу или зайчика. Покажете ему вместе с ребенком игрушки, шкафчик,
ребят, а потом положите спать на красивую кроватку. На следующий день Петя с
зайчиком останутся в садике вместе, а потом расскажут маме, как прошел день.
Пусть в садик ходит зайчик, а Петя будет в роли взрослого, который о нем
заботится.
Сколько времени понадобится на адаптацию, зависит от конкретного случая. Если
малыш ни с кем не оставался, кроме мамы, к детском саду он привыкнет не сразу.
Такого ребенка плавно вводят в новый режим. Сначала можно приходить не с утра,
а на вечернюю прогулку, чтобы он видел, что детей забирают домой и никто в
детском саду не остается. Буквально за 10–15 минут он сможет понять, что здесь
безопасно и интересно.
Категоричное нет
Когда все идет по плану, ребенок постепенно привыкает к новому месту и
окружению, начинает легче отпускать маму, уходят слезы, а реакции становятся
спокойнее. Понять, так ли это, поможет поведение ребенка. Если он начинает
подавать руку педагогу, идет к нему на руки, не отторгает, значит, адаптация
проходит мягко, с пользой и нужными результатами, говорит Даниил Семичев.
При этом ребенок все равно может иногда капризничать и говорить, что не хочет
идти в сад. И к таким ситуациям тоже стоит отнестись спокойно.
Если малыш категорически отказывается идти в сад, надо найти причину. Может
быть, ему пока просто тяжело расстаться с мамой. Стоит попробовать заговорить
ребенка: например, предложить показать воспитателю и ребятам, какая у него
красивая новая одежда. Постепенно расставаться будет легче. Разобраться в
других причинах поможет проигрывание ситуаций — ребенка можно спросить, чем
он занимался, с кем играл (называя имена детей), какую сказку читал воспитатель,
что ели на обед и о другом. Важно за разговором выводить ребенка на
положительные эмоции. Когда мама расспрашивает о негативе, ребенок понимает,
что ей это интересно, значит, об этом надо думать и говорить.
При этом если родители пойдут навстречу истерике ребенка, который не хочет идти
в сад, и развернутся домой, то ничего хорошего ждать не придется. Это будет
повторяться часто. В такой день лучше забрать ребенка раньше, если ему очень
тяжело. Он должен понять, что истерика не выход. Я думаю, что и воспитатель пойдет навстречу и уделит ребенку чуть больше внимания. Секреты расставания Самым проблемным специалисты называют момент расставания ребенка с родителем — когда нужно попрощаться в раздевалке и пойти в разные стороны. Потом группе легче отвлечься и переключиться. Помочь здесь может ритуал прощания. Один из известных приемов называется «поцелуй в кармашке» или «поцелуй в ладошке»: мама целует ребенка в ладошку, этот поцелуй он может «положить» себе в карман или шкафчик, где тот будет храниться, пока малыш в детском саду. Еще можно дать ему с собой игрушку или платок, которые пахнут домом, — у каждого будет что-то свое. А потом мама скажет, когда придет, а ребенок помашет рукой в дверях или из окна. Весь позитивный настрой может исчезнуть в раздевалке, где хором плачут дети. В такой ситуации воспитатели советуют подобрать другое время для прихода в группу — чуть раньше или чуть позже сильно плачущих одногруппников. По дороге стоит обсудить это с ребенком: рассказать, что другие дети, возможно, еще не поняли, как в группе весело. Ребят, которые легче адаптируются, можно взять в помощники воспитателю, чтобы они привлекали плачущих детей к игре. Конфликт интересов В детском коллективе, как и во многих взрослых, конфликты далеко не редкость. Особенно в первые дни, когда малыши еще не очень знакомы с друг с другом и новыми правилами. Задача родителей — понять причину проблемы, поддержать малыша и научить новым способам выражения чувств, не кусаться и драться, а играть вместе и договариваться. Еще один помощник — сказкотерапия. Вместе с ребенком можно прочитать книгу, где есть моменты, иллюстрирующие ситуацию. Делать это надо эмоционально, но спокойно реагируя на поведение героя. А Эксперты повторяют: невозможно сделать так, чтобы ребенок вообще никогда не расстраивался. В детском саду есть свой режим, там нужно подстраиваться под других — все это не так, как с мамой. Ребенок испытывает другие ощущения и эмоции. Но дети, у которых достаточно устойчивая психика, нормально проходят этот процесс. Подготовка родителей
Детский сад — новый этап для всей семьи. Подготовка к нему родителям нужна так же, как их чадам, а может, даже больше. Дети обычно первый раз идут в садик с желанием и огромным интересом. Главное — поддержать это настроение у ребенка. И самим родителям не переживать. Сегодня воспитатели общаются с родителями и отправляют им фотографии с помощью гаджетов. Родителям это нравится, и они спокойны, а если мамы спокойны, значит, и детям хорошо!. Она рекомендует заранее подготовить себя к расставанию с детьми, а их — как можно раньше начинать приучать к новым людям. Пусть к вам приходят гости, приезжают родные. Это поможет ребенку быстрее социализироваться и не бояться остаться без мамы, а родителям — быть спокойнее. Больше доверяйте педагогам, они профессионалы своего дела! Случайных людей в этой профессии не бывает. Необходимо создать сильный и самый важный в этой ситуации тандем между педагогами и родителями. Родителям важно прислушиваться к воспитателям, которые, как правило, люди знающие и подготовленные. Воспитатель же должен получить и проанализировать информацию о ребенке и посоветовать родителю приемы, которые помогут дома. Родителям важно рассказывать максимально много о ребенке — его окружении, привычках, вкусовых предпочтениях. Тогда воспитатель сможет лучше сориентироваться и помочь. Удачная адаптация к детскому саду важна всем: ребенку, родителям и воспитателю. Если есть возможность, эксперты советуют не сильно торопить друг друга и не забывать, кто в этой ситуации все-таки взрослый, а кто нет. Можно пожелать душевного спокойствия и принятия новых жизненных обстоятельств в более спокойном темпе. Побольше узнавать и учиться — знания сегодня везде, главное — желание. Желание сделать детство наших детей более счастливым, прожить время в детском саду радостно и найти там много новых друзей, в том числе среди воспитателей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»