Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Использование художественной литературы
в работе по развитию 
речи детей с ОНР

(из опыта работы)
Захарова Ирина Владимировна,
воспитатель ГБДОУ № 41
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга 
 
     Сегодня в воспитании и развитии детей перед педагогами очень остро стоит  проблема речевого развития детей. В исследованиях психологов (Л.С.Выготского, Рубинштейна, Ж Пиаже) утверждается, что речь есть материализация мысли. Р.Немов, определяя главную функцию речи, называет ее инстументом мышления. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление, воображение, творческие способности. Я работаю в логопедическом детском саду и стараюсь максимально эффективно выстраивать работу по развитию речи детей. Опираясь на результаты мониторинга, проведенного в начале учебного года, я решила усилить работу по образовательной области «Чтение художественной литературы». Мной было проведено анкетирование, результаты которого показали , что большинство (76%) читают детям сказки не чаще одного раза в неделю, некоторые (15%) включают радио-сказки, и только несколько человек (9%) читают детям практически каждый день. Подобную ситуацию они объясняют нехваткой времени. Взрослые не осознают значимости общения с ребенком: домашнего чтения, бесед. Им, зачастую, «некогда» поговорить с ребенком, просто обратить на него внимание. В связи с вышесказанным, я постаралась выстроить свою работу комплексно: это и взаимодействие с родителями, и организованная образовательная деятельность,  и развитие творческой активность детей, и сближение детей и родителей.
   Я решила обратиться к произведениям русского народного творчества, сказкам С.Я.Маршака, К.И.Чуковского. т.к. они развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша.  Главная цель моей работы положить начало увлечению детей книгой,  создание основы для зарождения читателя в дошкольнике.
Задачи:
1.  Познакомить и привлечь родителей к активной работе по развитию речи детей.
2.  Расширять представление детей о книге.
3. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь, память.
4. Воспитывать эмоционально-нравственные качества: эмоциональный отклик на сюжеты сказок, чувство сопереживания героям.
   Для реализации поставленных задач мною запланирована следующая  работа с детьми.
Форма работы цель
1. Пальчиковая гимнастика развивать мелкую моторику, учить соотносить движения рук, пальцев со словами
2. Упражнение на перевоплощение развивать воображение, умение перевоплощаться в различных животных, выразительно изображая их
3. Рассказывание сказки учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки; развивать образность речи детей
4. Показ сказки   с помощью кукол би-ба-бо.                          развивать речь детей, обучать приемам кукловождения, учить действовать сообща
5. Разучивание стихов, народных песенок развивать образность речи детей, знакомить с народным творчеством.
 
  В рамках недели детской книги был проведен внутригрупповой краткосрочный проект «Наш Корней Чуковский». Участниками проекта явились дети, родители, педагоги.
Цель: обеспечение творческого взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении детей к книге.
Задачи:
- Развивать творческий потенциал семьи, эмоциональную заинтересованность в повышении качества педагогического процесса.
- Воспитывать у ребенка эмоционально-ценностное отношение к художественной литературе.
-Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
-Пополнить предметно- развивающую среду группы продуктами художественно-речевой деятельности детей в сотворчестве с родителями.
 
   Планирование системы работы в проекте по направлениям развития с учетом образовательных областей.
Направление развития Образовательная область Совместная деятельность
Физическое развитие Физическая культура
 
Выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня»
Подвижная игра «Храбрецы»
Здоровье
 
 

 
Беседы по сказкам «Мойдодыр», «Федорино горе»
Ситуация-общение «Если не мыть руки, то…»
Познавательно-речевое развитие Познание
 
 
 
 

 
Презентация по мотивам произведений Чуковского
Отгадывание загадок
Игры: «Герои потерялись»,
« Скажи, как правильно»,
« Что(кто) лишнее(ий)?»
Коммуникация
 
 

 
Беседы по сказкам, игры «Расскажи, что видишь на картинке», «Разложи картинки правильно», «Отгадай, из какой сказки».
Чтение художественной литературы Чтение стихов и сказок, беседы о прочитанном,
заучивание стихов.
Социально-личностное развитие Социализация Сюжетно-ролевая игра « Больница»
Игра-театрализация « Угадай кто?»
Труд
 
 

 
Наведение порядка в группе (моем кукольную посуду, приводим в порядок книжки)
Помощь воспитателю в подготовке к рисованию, аппликации.
Безопасность Ситуация-общение «Как вести себя на улице/магазине» На примере сказок «Айболит», «Бармалей»
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество
 
Лепка зверей по сказке «Айболит», рисование «Бабочка»(по произведению «Путаница»), совместная работа «Чудо-дерево», «Наше солнышко»(по сказке «Краденое солнце».
 
Итогом проекта было развлечение для детей и родителей «Проводим Айболита в Африку»
                                                                                                                                  Таб.1
 Результаты мониторинга образовательной области «Чтение художественной литературы»
Параметры Начало года Конец года
Может назвать любимую сказку, прочитать любимое стихотворение, рассказать считалку Высокий     0%
Средний     12%
Низкий       88%
Высокий     48%
Средний      40%
Низкий        12%
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним Высокий     12%
Средний      76%
Низкий        12%
Высокий     66%
Средний      34%
Низкий          0%
Драматизирует, (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказок) Высокий      0%
Средний       6%
Низкий         94%
Высокий     48%
Средний      34%
Низкий        16%
 
К концу учебного года были достигнуты следующие результаты:
- Родители активно включились в образовательный процесс;
- Совместными усилиями была пополнена развивающая среда группы;
- Значительно возрос интерес детей к чтению.
Таким образом,  проделанная работа позволила достичь значительных улучшений в развитии детей 4 -5 лет, т.к. учитывались  возрастные особенности,   осуществлялась интеграция образовательных областей,  деятельность носила комплексный характер. Итоговый  мониторинг показывает динамику развития интегративных качеств за учебный год:
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»