Использование художественной литературы
в работе по развитию речи детей с ОНР
(из опыта работы)
в работе по развитию речи детей с ОНР
(из опыта работы)
Захарова Ирина Владимировна,
воспитатель ГБДОУ № 41
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Сегодня в воспитании и развитии детей перед педагогами очень остро стоит проблема речевого развития детей. В исследованиях психологов (Л.С.Выготского, Рубинштейна, Ж Пиаже) утверждается, что речь есть материализация мысли. Р.Немов, определяя главную функцию речи, называет ее инстументом мышления. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мышление, воображение, творческие способности. Я работаю в логопедическом детском саду и стараюсь максимально эффективно выстраивать работу по развитию речи детей. Опираясь на результаты мониторинга, проведенного в начале учебного года, я решила усилить работу по образовательной области «Чтение художественной литературы». Мной было проведено анкетирование, результаты которого показали , что большинство (76%) читают детям сказки не чаще одного раза в неделю, некоторые (15%) включают радио-сказки, и только несколько человек (9%) читают детям практически каждый день. Подобную ситуацию они объясняют нехваткой времени. Взрослые не осознают значимости общения с ребенком: домашнего чтения, бесед. Им, зачастую, «некогда» поговорить с ребенком, просто обратить на него внимание. В связи с вышесказанным, я постаралась выстроить свою работу комплексно: это и взаимодействие с родителями, и организованная образовательная деятельность, и развитие творческой активность детей, и сближение детей и родителей.воспитатель ГБДОУ № 41
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Я решила обратиться к произведениям русского народного творчества, сказкам С.Я.Маршака, К.И.Чуковского. т.к. они развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша. Главная цель моей работы положить начало увлечению детей книгой, создание основы для зарождения читателя в дошкольнике.
Задачи:
1. Познакомить и привлечь родителей к активной работе по развитию речи детей.
2. Расширять представление детей о книге.
3. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь, память.
4. Воспитывать эмоционально-нравственные качества: эмоциональный отклик на сюжеты сказок, чувство сопереживания героям.
Для реализации поставленных задач мною запланирована следующая работа с детьми.
№ | Форма работы | цель |
1. | Пальчиковая гимнастика | развивать мелкую моторику, учить соотносить движения рук, пальцев со словами |
2. | Упражнение на перевоплощение | развивать воображение, умение перевоплощаться в различных животных, выразительно изображая их |
3. | Рассказывание сказки | учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки; развивать образность речи детей |
4. | Показ сказки с помощью кукол би-ба-бо. | развивать речь детей, обучать приемам кукловождения, учить действовать сообща |
5. | Разучивание стихов, народных песенок | развивать образность речи детей, знакомить с народным творчеством. |
В рамках недели детской книги был проведен внутригрупповой краткосрочный проект «Наш Корней Чуковский». Участниками проекта явились дети, родители, педагоги.
Цель: обеспечение творческого взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении детей к книге.
Задачи:
- Развивать творческий потенциал семьи, эмоциональную заинтересованность в повышении качества педагогического процесса.
- Воспитывать у ребенка эмоционально-ценностное отношение к художественной литературе.
-Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
-Пополнить предметно- развивающую среду группы продуктами художественно-речевой деятельности детей в сотворчестве с родителями.
Планирование системы работы в проекте по направлениям развития с учетом образовательных областей.
Направление развития | Образовательная область | Совместная деятельность |
Физическое развитие | Физическая культура |
Выполнение движений под стихотворение «Скрюченная песня» Подвижная игра «Храбрецы» |
Здоровье |
Беседы по сказкам «Мойдодыр», «Федорино горе» Ситуация-общение «Если не мыть руки, то…» |
|
Познавательно-речевое развитие | Познание |
Презентация по мотивам произведений Чуковского Отгадывание загадок Игры: «Герои потерялись», « Скажи, как правильно», « Что(кто) лишнее(ий)?» |
Коммуникация |
Беседы по сказкам, игры «Расскажи, что видишь на картинке», «Разложи картинки правильно», «Отгадай, из какой сказки». | |
Чтение художественной литературы | Чтение стихов и сказок, беседы о прочитанном, заучивание стихов. |
|
Социально-личностное развитие | Социализация | Сюжетно-ролевая игра « Больница» Игра-театрализация « Угадай кто?» |
Труд |
Наведение порядка в группе (моем кукольную посуду, приводим в порядок книжки) Помощь воспитателю в подготовке к рисованию, аппликации. |
|
Безопасность | Ситуация-общение «Как вести себя на улице/магазине» На примере сказок «Айболит», «Бармалей» | |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество |
Лепка зверей по сказке «Айболит», рисование «Бабочка»(по произведению «Путаница»), совместная работа «Чудо-дерево», «Наше солнышко»(по сказке «Краденое солнце». |
Итогом проекта было развлечение для детей и родителей «Проводим Айболита в Африку»
Таб.1
Результаты мониторинга образовательной области «Чтение художественной литературы»
Параметры | Начало года | Конец года |
Может назвать любимую сказку, прочитать любимое стихотворение, рассказать считалку | Высокий 0% Средний 12% Низкий 88% |
Высокий 48% Средний 40% Низкий 12% |
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним | Высокий 12% Средний 76% Низкий 12% |
Высокий 66% Средний 34% Низкий 0% |
Драматизирует, (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказок) | Высокий 0% Средний 6% Низкий 94% |
Высокий 48% Средний 34% Низкий 16% |
К концу учебного года были достигнуты следующие результаты:
- Родители активно включились в образовательный процесс;
- Совместными усилиями была пополнена развивающая среда группы;
- Значительно возрос интерес детей к чтению.
Таким образом, проделанная работа позволила достичь значительных улучшений в развитии детей 4 -5 лет, т.к. учитывались возрастные особенности, осуществлялась интеграция образовательных областей, деятельность носила комплексный характер. Итоговый мониторинг показывает динамику развития интегративных качеств за учебный год: