Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приёмы
Александрова Маргарита Эдуардовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 30
Калининского района Санкт-Петербурга
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, но и умение рассказывать о каком-либо событии, явлении или последовательности событий. воспитатель ГБДОУ детский сад № 30
Калининского района Санкт-Петербурга
Связная речь позволяет реализовать социальный и личностный потенциал ребенка, ведь связная речь лежит в основе общения, коммуникации, взаимодействия людей, без которого нормальное психическое развитие и функционирование личности невозможно.
Цель педагогов ДОУ это – сформировать связную речь у дошкольников, умения ребят воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Связная речь включает в себя: диалогическую речь и монологическую речь.
Диалогическая речь – это разговор, в котором принимает участие не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, происходит при тесном общении двух или нескольких собеседников и заключается в основном в обмене репликами. Монологическая речь труднее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает довольно высокий уровень речевого развития говорящего.
Монологическая речь – это связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени немедленную. Это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
Для монолога необходима внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывание, сосредоточение мысли на главном. Здесь важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическое оформление (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
Пересказ - связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.. Ребёнок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца – воспитателя. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание текста. Понимание и осознание детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. На занятиях по пересказыванию текста дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления.
Пересказ способствует всестороннему развитию речи, накапливается и закрепляется словарь, происходит усвоение грамматического строя речи, развивается и активизируются процессы запоминания.
Занятия по обучению пересказыванию способствуют решению всех задач умственного воспитания. Чтение и последующее детальное осмысливание текста содействуют закреплению знаний о жизни детей в детском саду, о явлениях природы, о животных, их величине, повадках (например, «Идет медведь, хворост ломает, кусты к земле пригибает») и т. п. Эти занятия содействуют развитию произвольного внимания, памяти, воображения, так как вопросы, разъяснения, напоминания воспитателя. Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у дошкольников. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи. побуждают детей укреплять свою память, внимание.
В результате осознания поведения литературных героев создается правильное отношение к нравственным различным качествам, умение их выделить: радушие, дружелюбие («Теремок», хитрость, жестокость, трусость и смелость («Заюшкина избушка», тщательность и организованность в выполнении заданий («Помощники» Н. Калининой). В результате указаний и замечаний воспитателя, его отношения к пересказам детей у них вырабатываются такие черты поведения, как выдержка, общительность, тактичность по отношению к товарищам. Благодаря использованию для пересказывания высокохудожественных произведений у детей развиваются эстетические восприятия и чувства. В связи с этим следует напомнить о большом значении выразительного чтения воспитателя, который должен сохранить и передать в своем исполнении всю прелесть произведения.
Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел и сюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель должен хорошо знать особенности жанра (сказка, рассказ, не допускать слов и оборотов речи, не свойственных данному жанру. Например, в народной сказке будут фальшиво звучать книжные или современные слова и статистические обороты.
Данные многочисленных психологических исследований свидетельствуют о том, что пересказ не является процессом механического воспроизведения словесного материала, - это творческий мыслительный акт, связанный с переработкой литературного текста. Работа мысли заключается в анализе и обобщении фактов, в формировании наглядных образов на словесной основе.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные принципы отбора литературного текста для пересказа:
- Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке черты личности.
- Тексты подбирают, доступные детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.
- Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.
- Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. В произведении должно быть наличие богатых и точных определений, сравнений, свежесть; желательно также наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей. Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.
- Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их подбирают с учетом особенностей детского внимания в памяти. Важно обратить внимание на то, если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые, незнакомые слова или выражения, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. Впоследствии, после пояснения значения данных слов воспитателем, они стремятся употреблять новые слова при пересказе и даже гордятся этим.
В старшем дошкольном возрасте детям для пересказа доступны:
- сюжетные сказки («Гуси-лебеди», «Заяц-хваста»),
- рассказы на нравственно-этические темы («Два товарища» Л.Н. Толстого, «Волшебное слово» В.А. Осеевой и др.),
- рассказы-описания природы. Знакомые детям природные объекты и явления в них представлены ярко, образно, что вызывает у детей желание рассказать о них словами автора. Это, например, такие рассказы, как «Медвежата» Е.И. Чарушина, «Золотой луг» М.М. Пришвина,
- тексты, составленные педагогом: сообщения бытового характера (Наши помощники), рассказы о природе и жизни детей в детском саду (Аквариумные рыбки).
Существуют разные виды пересказа:
- подробный пересказ или близкий к тексту;
- краткий или сжатый;
- выборочный пересказ;
- пересказ с перестройкой текста;
- пересказ с творческими дополнениями.
В дошкольном возрасте предлагается пересказ близкий к тексту.
Детей необходимо обучать пересказывать произведения разных жанров, различные по типу и содержанию, что способствует развитию речевой выразительности, навыков связной монологической речи.
Знакомя детей с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями.
Структура занятия традиционно включает основные части:
1 Вводная часть: заинтересовывают детей темой литературного произведения, подготавливают их к эмоциональному восприятию текста. Для этого используется вводная беседа, в которой можно обратиться к личному опыту детей, связать произведение с аналогичными загадками о героях, пословицами, отражающими основную идею.
2 Изложение педагогом текста для пересказа.
3 Проводится беседа по содержанию, направленная на подготовку детей к пересказу произведения.
4 После беседы по произведению, для усиления осознанного восприятия произведения дошкольниками следует перед повторением текста дать детям установку на запоминание: «Послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить».
5 Детям предлагают пересказать текст, здесь важно мотивировать речевую деятельность детей, а также уточнить вид пересказа.
Во время пересказа произведения детьми педагог должен по возможности не прерывать речь ребенка, подсказывать в случае необходимости. Следует формировать культуру слушанья и ориентировку на слушателей у рассказчиков.
6 Воспитатель анализирует пересказы детей, при этом обращает внимание на содержание и речевую форму детских высказываний. В старшем дошкольном возрасте к анализу привлекают самих детей. В конце занятия можно провести игру или игровое упражнение на обобщение темы занятия или закрепление речевых умений.
Методы и приёмы при обучении детей пересказу
1 Метод анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Можно спросить: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ?
Вопросы являются главным приемом беседы. По содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что, отвечая, ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по содержанию и форме.
По форме выделяют следующие типы вопросов:
- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед репку?»);
- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);
- прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту («Что сказал волк козлятам?»);
- косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа («Кого встретил Колобок?»);
- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев («Почему волк первый пришел к домику бабушки?»);
- вопросы-указания («Скажи, каким голосом говорил медведь-папа Михаил Потапович?»);
- цепочка вопросов («Сначала расскажи, как испекла баба Колобок, потом кого встретил Колобок в лесу, и затем чем закончилась сказка?»).
2 Показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем – отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей. Пересказ одного иллюстрирует другой ребенок, подбирая из расположенных перед ним картинок те, которые относятся к данной части рассказа.
3 Пересказ «по цепочке». Дети передают содержание поочерёдно, друг за другом, соблюдая логическую последовательность содержания произведения. 4 Выборочный пересказ. Педагог предлагает рассказать не всё произведение, а только начало текста или закончить его.
5 Приём использования детского рисунка при обучении пересказу. После чтения и обсуждения произведения педагог предлагает детям. После разбора и пересказывания текста по вопросам педагога, детям предлагается выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.
6 «Иллюстративное панно» с красочным изображением обстановки и основных деталей, с которыми связано развитие сюжетного действия произведения. Такие «опорные» объекты располагаются на картине-панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа (сказки) последовательности. Иллюстрирование проводится с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно. Демонстрационное панно используется для иллюстрирования педагогом текста при чтении и разборе произведения, иллюстрирования ребенком пересказа (в том числе составляемого другими детьми), а также для обучения планированию пересказа путем моделирования действий персонажей по «опорным» сигналам. «Опорные объекты» располагаются на картине -панно в линейном ряду в соответствующей эпизодам рассказа последовательности. Иллюстрирование может проводиться с помощью плоскостных фигурок персонажей и предметов, перемещаемых на панно.
7 Приём моделирования сюжета произведения с помощью условной наглядной схемы. Для её составления используются блоки-квадраты, размещённые на штативе, которые после чтения и разбора текста заполняются силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов,соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов.
8 Использование диафильма при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей. В качестве варианта структуры занятий по пересказу с применением диафильмов предлагается следующий: предварительное чтение текста; просмотр диафильма в сочетании с прослушиванием текста (чтение текста педагогом или магнитофонная запись); просмотр кадров, сопровождаемый ответами детей на вопросы; пересказ текста по фрагментам.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова и словосочетания, учатся владеть родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного, то есть развивать их речевые умения.
Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями. Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Таким образом, помогая детям овладевать языком художественного текста, педагог выполняет задачи не только обучения, но и воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность.
Список литературы
1 Бородин А.М., Методика развития речи детей - М., Просвещение, 2014.
2 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саде. М.: Просвещение, 2012. - 176с
3 Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - 2014. - 512
4 Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада /Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. - М.: Просвещение, 2013. - 271c.
5 Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, - 2014. – 396
6 Гаврилова Т.П. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015ю - № 3 – С.89-93.
2 Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саде. М.: Просвещение, 2012. - 176с
3 Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - 2014. - 512
4 Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада /Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и др. - М.: Просвещение, 2013. - 271c.
5 Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера, - 2014. – 396
6 Гаврилова Т.П. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015ю - № 3 – С.89-93.