Самооценка дошкольника
Иванова Татьяна Владимировна
Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. СамооценкаСамооценка дошкольника.Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Одной их психологических особенностей развития старшего дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки на данном этапе взросления.
Современный этап развития Российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий.
Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации. Это способствует росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, в том числе и детского.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, Р. Бернса, О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. Под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Она является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходят в течение всей жизни человека. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а есть кашу, так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть.
Как проявляется самооценка в поведении?
Находчивость, бодрость, активность, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Повышенная ранимость, пассивность, мнительность, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
.
Но для дошкольников завышенной считается самооценка, если ребёнок постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку. Что же делать, если самооценка Вашего ребенка сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
· Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
· Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
· Поощряйте в ребенку инициативу.
· Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
· Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
· Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты, поэтому не обходимо, еще в дошкольном возрасте заниматься этой проблемой. Данный возраст – начальный период осознанием ребенком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Самооценка, как фактор показатель личностного развития ребенка дошкольного возраста, является одним из новообразований возрастного периода.
Теоретический обзор психолого-педагогической исследований самооценки у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что формирование адекватной самооценки – это длительный процесс, который предполагает организованную педагогическую работу, как в условиях дошкольного учреждения, так и в семье.
начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а есть кашу, так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть.
Как проявляется самооценка в поведении?
Находчивость, бодрость, активность, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Повышенная ранимость, пассивность, мнительность, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
.
Но для дошкольников завышенной считается самооценка, если ребёнок постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку. Что же делать, если самооценка Вашего ребенка сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
· Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
· Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
· Поощряйте в ребенку инициативу.
· Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
· Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
· Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Самооценка дошкольника.
Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Одной их психологических особенностей развития старшего дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки на данном этапе взросления.
Современный этап развития Российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий.
Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации. Это способствует росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, в том числе и детского.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, Р. Бернса, О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. Под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Она является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходят в течение всей жизни человека. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а есть кашу, так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть.
Как проявляется самооценка в поведении?
Находчивость, бодрость, активность, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Повышенная ранимость, пассивность, мнительность, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами. Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
.
Но для дошкольников завышенной считается самооценка, если ребёнок постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку. Что же делать, если самооценка Вашего ребенка сильно завышена или занижена? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
· Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
· Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
· Поощряйте в ребенку инициативу.
· Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
· Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
· Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты, поэтому не обходимо, еще в дошкольном возрасте заниматься этой проблемой. Данный возраст – начальный период осознанием ребенком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Самооценка, как фактор показатель личностного развития ребенка дошкольного возраста, является одним из новообразований возрастного периода.
Теоретический обзор психолого-педагогической исследований самооценки у детей старшего дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что формирование адекватной самооценки – это длительный процесс, который предполагает организованную педагогическую работу, как в условиях дошкольного учреждения, так и в семье.