Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Использование нетрадиционных техник рисования
для развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста

Швецова Яна Владимировна,
воспитатель ГБОУ № 661 ОДОД
Приморского района Санкт-Петербурга
 

Оглавление 
Введение....................................................................................................... 3
1. Обзор исследований о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста …………………………………………………..……..7
2.  Возможности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………..14
3. Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста ……...20
4. Значение  нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста ……………….......29
Заключение.................................................................................................. 30
Список литературы..................................................................................... 32
Приложения 

Я рисую водопад:
Брызги мелкие летят,
Влево, вправо, верх и вниз…
Лист откроешь – тут сюрприз.
Л. Зубаненко 

Введение
Актуальность темы исследования определена тем, что в современном обществе проблема развития творческих  способностей подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой всей современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольной. Формирование творческой личности,  способной  оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно,   является одной из главных задач для современной системы дошкольного образования.  От уровня творческих способностей зависит успешность  ребенка на всех этапах  его дошкольного детства, а также и всей его  дальнейшей жизни.

Высокоразвитое воображение и умение создавать нечто оригинальное является основной составляющей творческой личности. Только творческий человек может двигать общество вперёд к прогрессу. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связаны с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток на уровень интеллекта, на стиль общения с окружающими, на осознание своих достоинств и недостатков, на успешность в жизни.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других выдающихся учёных творческие способности ребёнка являются не только предпосылкой эффективного усвоения  им новых знаний, но и условием творческого преобразования уже имеющихся  знаний, способствуют саморазвитию личности [2,  3].
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обуславливают необходимость изменений в содержании и организации педагогического процесса. Это требует от педагога поиска новых способов и методов для творческого развития ребёнка. Современные дети старшего дошкольного возраста в большой степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это яркая черта маленьких граждан современности.
Изобразительная деятельность - наиболее зрелищный, интересный, доступный вид деятельности для дошкольников. Ребёнок видит результат своей работы, а нетрадиционные техники изобразительной деятельности позволяют создать образ без каких-либо особых технических художественных навыков и способствовать развитию творческих способностей.
Детское изобразительное творчество с использованием нетрадиционных техник рисования в старшем дошкольном возрасте - мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, окружающий мир привлекает их, с  самого раннего возраста они пытаются творчески отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих  способностей детей. [1]
Творческие способности являются важнейшей стороной жизни ребенка старшего дошкольного возраста. Выбор темы исследования основывался на том, что творческие способности являются высшей и необходимой способностью человека.  Вместе с тем именно эти способности нуждаются в особой заботе в плане своего развития,  особенно в  старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования -  изучение  использования  нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
На основании  цели нами  были поставлены следующие задачи: 
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2. Выявить  возможности  развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
4. Рассмотреть значение  нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа относится к ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей и к ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
 
 
Словарь основных понятий
 
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Творческие способности - это подлежащие развитию психологические особенности личности, от которых зависит её готовность к творческой деятельности.
Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности. Творчество - это субъективный процесс создания нового.
Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. 
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики, это активное развитие воображения, фантазии в детском возрасте.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования ладошками,  пальчиками, а также  различными  материалами:  поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д.
Рисунок – продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка.
Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. 
           Старший дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от пяти до семи лет.
        
1. Обзор исследований о развитии творческих способностей
у детей дошкольного возраста
 
Понятие «способности»  изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие,  но  ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам:
- совокупность всевозможных психических процессов и состояний
-  высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности
- то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В российской психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный ученый Б. М. Теплов [13]. Он выделил три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
   К.К. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». [2].
  По мнению А.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. Р.С. Немов говорил о том, что «Развитие способностей - это их совершенствование. Оно может проявляться, например, в появлении у человека новых способностей, таких, которых у него раньше не было. Развитие также может проявляться в превращении элементарных способностей человека в высшие способности». [11].
И.П. Павлов рассматривал психофизиологические особенности, которые имеют важное значение для развития изобразительных способностей. Он отмечал, что в развитие способностей любой области большая роль принадлежит высшей нервной деятельности. Выделяя два типа высшей нервной деятельности у человека, определяющие развитие его способностей, - художественный и мыслительный (умственный).  [3].
Таким образом, способностями ребёнка дошкольного возраста можно считать его психофизиологические свойства, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков,  успешность выполнения определенной деятельности.
К способностям ребёнка дошкольного возраста  относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые  ребёнку для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта. Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются, на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые моменты, элементы отношения, имеют личностную окраску (например, математическая направленность ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»). [10].
Способности ребёнка дошкольного возраста  включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним.  Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, предъявляют различные требования к ребёнку дошкольного возраста, к его способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. [13].
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей ребёнка дошкольного возраста, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, творческие, организаторские и множество других способностей. [13].
Другой подход к структуре способностей ребёнка дошкольного возраста  выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные.  Потенциальные - это возможности развития ребёнка, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие ребёнка дошкольного возраста  зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый ребёнка дошкольного возраста  может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных. [14].
Наиболее общую классификацию способностей выделяет А.Г. Маклаков: общие и специальные. Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные способности - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические. В состав каждой способности, делающей ребёнка дошкольного возраста  пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. [10].
Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А.Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности ребёнка дошкольного возраста  отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность ребёнка к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям. [13].
В отличие от общих и специальных способностей ребёнка дошкольного возраста  теоретические  и практические способности чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство детей  обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых детей [3].
Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым.
Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения  детьми знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культур.
Конечно, если бы ребёнок дошкольного возраста  был лишен возможности творить, то вряд ли он был бы в состоянии развиваться. Но если бы ребёнок дошкольного возраста  не обладал учебными способностями, то развитие его также было бы невозможным [10].   
Помимо разграничения на общие и специальные, учебные и творческие способности педагоги и психологи также делят их по уровню развития на одаренность, гениальность,  мастерство и талант. 
Одаренностью  ребёнка дошкольного возраста  называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает ему возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Одаренность определяет только возможность достижения успеха ребёнком дошкольного возраста  в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Гениальность - это высшая степень одаренности [16].
Характеризуя способности ребёнка дошкольного возраста, часто выделяют такой уровень его  развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Высокую степень способностей ребёнка дошкольного возраста к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом.
Известный психолог  В.И. Киреенко писал о том, что способности - не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. "Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» [3].
Согласно С.Л. Рубинштейну, любые специальные способности относятся к творческим способностям.  Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Проблема развития творчества и творческих способностей ребёнка дошкольного возраста тесно связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос развития творчества и  творческих способностей. [2].
Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Задатки как природные особенности ребёнка дошкольного возраста неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Так как задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развиваясь на основе задатков способности, являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое сами задатки входят лишь как предпосылка. [11]
Говоря о творческих способностях ребёнка дошкольного возраста, исследователи часто употребляют понятие «креативность». При этом под креативностью понимают способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) или способность обнаруживать новые способы решения проблем, или новые способы выражения (К. Роджерс) С психоаналитической точки зрения креативность определяется, как способность принимать материал из подсознания в сознание.
Учитывая, что носитель творчества — ребёнок дошкольного возраста, а креативность является её неотъемлемым атрибутом, психологи  определяют креативность как творческую способность ребёнка дошкольного возраста к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. [13].
Ведущим свойством творческой способности ребёнка дошкольного возраста является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. [2] Л.С. Выготский раскрыл основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал, что воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения. Л.С. Выготский писал: « …все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [14].
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что существует различное определений способностей. Обобщив точки зрения различных авторов, мы пришли к выводу, что способности - это особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Важным для нашего исследования является установление факта включения в понятие "детское творчество" взаимосвязанных компонентов, таких как "способности", "творчество", "воображение", без которых невозможно определить сущность детского творчества.
Проанализировав психолого-педагогические исследования о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста, мы сделали выводы, что природными предпосылками в виде задатков к творческим способностям обладают все дошкольники.  Но творческие способности ребёнка дошкольного возраста сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления,  необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа. Творческая мотивация  для ребёнка дошкольного возраста - побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
 
 
2.  Возможности  развития творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
 
В современной психолого-педагогической и методической литературе по дошкольному образованию выделяют пять основных предпосылок для  успешного развития творческих способностей у детей старшего  дошкольного возраста:
 -  раннее физическое развитие: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение; раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
- создание обстановки, опережающей развитие детей, такой среды и такой системы отношений, которые стимулировали бы разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
- создание условия максимального напряжения сил для достижения творческого результата.
- предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т.д.
- создание комфортной психологической обстановки и наличия свободного времени  [5]
 Но наличия ранних предпосылок для дальнейшего успешного развития творческих способностей у детей старшего  дошкольного возраста недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом. Необходимо использовать соответствующие методы развития творческих способностей у детей старшего  дошкольного возраста, в этом случае даже дошкольники с невысокими  природными предпосылками в виде задатков к творческим способностям достигают  более высокого уровня их развития, чем их необученные сверстники с более высокими задатками к творчеству.
С психологической точки зрения старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, взрослые способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Этот возраст также является сензитивным периодом для развития творческих  способностей,  которые  дают прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. [11].
Известный отечественный педагог и психолог Оксана Геннадьевна  Жукова считает, что творческие способности  ребёнка старшего дошкольного возраста – это такие психологические особенности, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся: дивергентное мышление: беглость, оригинальность, точность и гибкость; воображение; самостоятельность; мотивация различных этапов творчества.
По мнению О.Г. Жуковой были определены, обоснованы и реализованы две группы педагогических условий, необходимых для позитивного действия субъективных и объективных факторов, обеспечивающих более эффективное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе становлении личности.
Первая группа педагогических условий:
- организация участия детей в разнородных видах и формах творческой деятельности, их рациональное сочетание;
- признание ведущей роли обучения в развитии творческих способностей детей, предусматривающего систему усложняющихся творческих заданий в различных видах детской деятельности, овладение эвристическими методами решения творческих задач;
- профессионально-творческая готовность педагогов к организации поступательного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
- организация предметно-пространственной среды, предусматривающей наличие материалов для творчества и свободу в их использовании;
-  активное включение родителей в процесс развития творческих способностей и ручной умелости детей.
Вторая группа педагогических условий:
- выявление индивидуальных особенностей творческого потенциала каждого ребенка;
- личностно-ориентированное сотрудничество (сотрудничество) педагога с ребенком;
- развитие у ребенка личностно-значимых мотивов творческой деятельности;
- создание атмосферы творчества во всех видах деятельности ребенка;
- поддержание у ребенка уверенности в развитии его творческих способностей, потребности в их решении, формировании у него адекватной самооценки;
- стимулирование и поощрение всех творческих проявлении у ребенка;
- обеспечение осознания самим ребенком, его родителями, окружающими сверстниками успешности его творческого развития. [5].
Проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста  занималась Н.П. Сакулина. Она считала, что творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности:
1. Способность образного видения окружающего (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.).
2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.
3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства,  искренне, правдиво и непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.
Выделенные выше  творческие способности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий. Таким образом, при всех различиях в подходе определения содержания, структуры творческих способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению. [15]
 Еще Л.С. Выготский справедливо заметил, что чем богаче жизненный опыт человека, тем разнообразнее образы воображения [14].
Поддержание у ребенка старшего дошкольного возраста уверенности в развитии его творческих способностей, потребности в их реализации, формирование у него адекватной самооценки и поощрение всех творческих проявлений ребенка являются необходимыми субъективными условиями развития его творческих способностей. Организация интересной содержательной жизни детей, наполненной яркими впечатлениями, служит отправной точкой для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста [5].
Фантазия, вдохновенная увлеченность рисованием  - все это свойственно детям старшего  дошкольного возраста. Созидание — это естественное состояние дошкольника.  Для детей создавать что-то новое  так же необходимо, как дышать. Получается, в развитии творческих способностей есть огромная практическая польза. И даже    если     ребенок    не  станет известным художником, то  он обязательно будет  гармонично  развит  и, скорее всего,  счастлив. Наверное, способность создавать что-то новое — это как волшебная палочка: ребенок может, как использовать это во благо, так и зарыть в землю свой талант. Но не дать эту волшебную палочку малышу — значит лишить его свободы выбора. [4].
  Старший дошкольный возраст - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой ма­ленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем раз­нообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон­нее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможно­сти и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми старшего дошкольного возраста в направлении развития творческих способностей в детском саду являет­ся изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творче­ство, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. [12].
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Они отмечали, что, как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традицион­ным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поко­ления, этого недостаточно для развития творческих способностей. Поэтому и возникает необходимость в использовании нетрадиционных способов изображения. [16].
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста изучали Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова, В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова и другие известные отечественные педагоги. [1].
Выявив возможности  развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы сделали выводы, что современные дети в этом возрасте в большой степени ориентированы на творчество, креативность, самостоятельность. Это яркая черта маленьких граждан  современности пяти – семи лет.  Задача педагогов - раскрыть и развить творческие способности у детей на данном  этапе дошкольного детства. Использование нетрадиционных техник рисования – одна из возможностей решения данной задачи.
 
 
3.  Использование нетрадиционных техник рисования
 для развития творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста


В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей дошкольного возраста технике рисования должно осуществляться "не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет" [8].
При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель, развивает свои творческие способности. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе. Таким условием является использование современных техник изобразительного творчества или иными словами нетрадиционных.
Термин нетрадиционный можно рассмотреть как - не являющийся традиционным; связанный с отступлением, отказом от традиций; свежий; новаторский. [8] Нетрадиционные изобразительные техники рисования – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. [1]
Из вышерассмотренного вытекает определение нетрадиционных техник рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться, проявляя свои творческие способности.  Детям старшего дошкольного возраста сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию творческих способностей, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для развития творческих способностей следует придерживаться принципа усложнения в знакомстве детей с подобными техниками рисования [12].
1. Рисование пальцами. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуаш

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»