ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ
Солдатова Мария Евгеньевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №54 Калининского района,
г. Санкт-Петербург
Являясь педагогом эстрадного вокала, я постоянно наблюдала, как на каждом возрастном этапе жизни ребенок не только усваивал определенные знания и умения, но и развивал способности, которые позволяли ему овладевать все более новыми компетенциями.
Все дети по-разному воспринимают окружающий мир: визуально, вербально, но большая часть детей является кинестетиками, то есть воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь). Для таких детей игра является наиболее понятным и доступным средством обучения.
Основной вид деятельности дошкольника и младшего школьника – это сюжетно – ролевая игра. Через нее ребенок познает мир, в таких играх он выстраивает модель взаимоотношений в социуме.
Помогая ребенку адаптироватьсяк увеличивающимся нагрузкам, мы используем возможности игры, не нарушающей естественное развитие личности и позволяющей сохранить преемственность между детским садом и школой. Игровая деятельность этого периода является средством развития когнитивных способностей, а также эмоциональной сферы ребенка. Игра способствует формированию гармоничной личности, развивая познавательные, коммуникативные и творческие способности.
Игровые технологии являются частью здоровьесберегающих и биоадекватных методик, получивших большое развитие и научное обоснование. Ведь чтобы ребенку выдержать современный ритм жизни, ему необходимо научиться переключаться с одного вида деятельности на другой (с когнитивного на релаксирующий), а это умение (вовремя отдыхать) является составной частью нового экологического мышления, помогающего более плодотворно жить. Преимущество музыкального направления заключается в том, что на занятиях постоянно чередуется различные виды деятельности: спели, послушали, рассказали, посмотрели.
Для положительного эмоционального настроя детей в начале занятия, я музыкально приветствую детей сама, затем прошу их, называя свои имена, придумать мелодию самостоятельно. Так рождается музыкальная импровизация и детское творчество.
Часто мы играем в игру «Угадай, чей голосок?»
Водящий стоит с закрытыми глазами. Игроки, берутся за руки, идут по кругу с пением. Заранее предлагается кому-нибудь спеть последние слова. Водящий открывает глаза и отгадывает, кто пел. Если ребенка угадали, он идет в середину круга, а водящий становится в круг на его место. Если водящий не угадывает, ребенок остается в середине круга.
Для развития познавательных способностейв ходе занятия мною используются следующие игры:
· «Сколько звуков ты слышишь?»;
· «Нарисуй музыкальный лад»;
· «Разгадывание кроссвордов»(для старших детей).
Одним из самых интересных видов деятельности, позволяющих развить творческие способности детей, является игра на шумовых музыкальных инструментах.
Сначала детям рассказывается о народных инструментах, о том, из чего они изготавливались в древности, а затем дается задание на дом: сделать инструмент из материала, который есть у них дома, проявив свою фантазию, поскольку практически не один инструмент не похож на другой.
На следующем занятии каждый инструмент должен «прозвучать», а затем дети должны поменяться инструментами. Педагог становиться дирижером и аккомпаниатором «шумового оркестра». При помощи игры на шумовых инструментах можно отрабатывать с детьми тему «Динамика». Педагог выписывает на карточках знаки громко, тихо, крещендо, диминуэндо… и предлагает детям сыграть по партитуре.
Для развития коммуникативных навыков, прежде всего, необходимо научить ребенка ясно выражать свои мысли, правильно и четко произнося слова. И в связи с этим, на занятиях особую роль начинают играть распевки, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие правильного дыхания.
Упражнение «Качели»
Сильно открыть рот (окно) и оставить его в таком положении до конца выполнения упражнения, в котором работает максимально высунутый изо рта язык (качели).
Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку, то к правому уху, то к левому. Рот не закрывать. На счет «раз» - язык тянется к носу. На счет «два» - язык тянется к подбородку. На счет «три»- язык тянется к правому уху. На счет «четыре»- к левому.
Затем выполнить круговые движения языком. Языком написать в воздухе свое имя и фамилию.
Упражнение «Шарик»
Используется для развития дыхания.
Ребята, в одной сказочной стране жил слоник. Он был очень одинок и поэтому мечтал улететь на воздушном шарике туда, где он сможет найти себе друга. А для того, чтобы улететь, ему нужен был огромный воздушный шар.
Давайте мы с вами поможем слонику надуть шар. Дети представляют, что они держат в руках шар и им надо с одного раза постараться его надуть. Упражнение делается несколько раз, но не долго (у ребят может закружиться голова).
Упражнение «Цоканье»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно открывая язык со звуком. Рот широко открыть. Тянуть подъязычную связку. «Поцокать», убыстряя темп.
Можно, жестким кончиком языка произвести движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому небу и, загнув язык вовнутрь, гладить твердое нёбо. В конце этого движения также происходит характерный звук.
Упражнение «Я бегу, бегу, бегу»
Используется для развития дикции.
1 фраза (до, ре, ми, фа, соль, фа, ми.) Я бегу, бегу, бегу;
2фраза (до, ре, ми, фа, соль, фа, ми.) Я бегу, бегу, бегу;
3 фраза (до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до.) Я бегу, бегу, бегу, бегу.
Ребята могут петь по цепочке (по три человека), могут петь по рядам (1,2, 3).
Упражнение «Поезд»
Поезд мчится скрежеща: же-че, ча-ща, же-че, ча-ща. На звуки дети могут хлопать в ладоши и топать ногами. Например, же-че (хлопают), ча-ща (топают).
Можно разделиться: девочки – хлопают, мальчики – топают. Музыка двигается вверх (движение поступенное) и постепенно ускоряется.
Ми, ми, ре, ре, до, до, до.
Ми, ре, до, до.
Ми, ре, до, до.
Дальше мелодия поднимается на ступень вверх.
С целью снятия эмоционального напряжения возникает необходимость проводить на занятиях физминутки.
«Танец утят»
Первоначально детям играется музыка танца. На каждую музыкальную фразу показываются и объясняются действия ребенка.
1 фраза - работают только пальчики, 4 раза закрыть пальчиками ладошку и открыть.
2 фраза - теперь работают локоточки, энергично прижать их к туловищу.
3 фраза – приседания.
4 фраза - хлопки.
Вторая часть музыки - легкие поскоки на месте. Детям объясняется, что они превращаются в «бабочек», а не слонов, поэтому их не должно быть слышно.
Затем можно усложнить правила разминки, развивая при этом внимание детей. Для этого объясняются им новые правила: ваши движения должны точно соответствовать музыке, а я буду проверять, как вы с этим справитесь. Я могу внезапно остановиться, и если вы продолжаете движения дальше без музыки, то значит, вы не справились и должны сесть на свое место.
Для того чтобы после разминки ребята быстро сели на свои места и продолжили работу, я ввожу сразу игру«Сколько звуков слышишь ты?». Дети молча (на пальцах) показывают 1; 2 или много звуков. Чтобы они не подсматривали у соседей, я прошу их закрыть глаза.
В качестве разминки можно использовать игру «Подари другу движение».
Звучит веселая музыка и ребенок, выбранный ведущим, показывает движение. Дети должны это движение повторить.