Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ

 

Солдатова Мария Евгеньевна,

музыкальный руководитель ГБДОУ №54 Калининского района,

г. Санкт-Петербург

 

Являясь педагогом эстрадного вокала, я постоянно наблюдала, как на каждом возрастном этапе жизни ребенок не только усваивал определенные знания и умения, но и развивал способности, которые позволяли ему овладевать все более новыми компетенциями.

Все дети по-разному воспринимают окружающий мир: визуально, вербально, но большая часть детей является кинестетиками, то есть воспринимают реальность, прикасаясь (на ощупь). Для таких детей игра является наиболее понятным и доступным средством обучения.

Основной вид деятельности дошкольника и младшего школьника – это сюжетно – ролевая игра. Через нее ребенок познает мир, в таких играх он выстраивает модель взаимоотношений в социуме.

Помогая ребенку адаптироватьсяк увеличивающимся нагрузкам, мы используем возможности игры, не нарушающей естественное развитие личности и позволяющей сохранить преемственность между детским садом и школой. Игровая деятельность этого периода  является  средством развития когнитивных способностей, а также эмоциональной сферы ребенка. Игра способствует формированию гармоничной личности, развивая познавательные, коммуникативные и творческие способности.

Игровые технологии являются частью здоровьесберегающих и биоадекватных методик, получивших большое развитие и научное обоснование. Ведь чтобы ребенку выдержать современный ритм жизни, ему необходимо научиться переключаться с одного вида деятельности на другой (с когнитивного на релаксирующий), а это умение (вовремя отдыхать) является составной частью нового экологического мышления, помогающего более плодотворно жить. Преимущество музыкального направления заключается в том, что на занятиях постоянно чередуется различные виды  деятельности: спели, послушали, рассказали, посмотрели.

Для положительного эмоционального настроя детей в начале занятия, я музыкально приветствую детей сама, затем прошу их, называя свои имена, придумать мелодию самостоятельно. Так рождается музыкальная импровизация и детское творчество.

Часто мы играем в игру «Угадай, чей голосок?»

Водящий стоит с закрытыми глазами. Игроки, берутся за руки, идут по кругу с пением. Заранее предлагается кому-нибудь спеть  последние слова.  Водящий открывает глаза и отгадывает, кто пел. Если ребенка угадали, он идет в середину круга, а водящий становится в круг на его место. Если водящий не угадывает, ребенок остается в середине круга.

Для развития познавательных способностейв ходе занятия мною используются следующие игры:

·        «Сколько звуков ты слышишь?»;

·        «Нарисуй музыкальный лад»;

·        «Разгадывание  кроссвордов»(для старших детей).

Одним из самых интересных видов  деятельности, позволяющих развить творческие способности детей, является игра на шумовых музыкальных инструментах.

Сначала детям рассказывается о народных инструментах, о том,  из чего они изготавливались в древности, а  затем дается задание на дом: сделать инструмент из материала, который есть у них дома, проявив свою фантазию, поскольку практически не один инструмент не похож на другой.

На следующем занятии каждый инструмент должен «прозвучать», а затем дети должны поменяться инструментами. Педагог становиться   дирижером и аккомпаниатором «шумового оркестра». При помощи игры на шумовых инструментах можно  отрабатывать с детьми тему «Динамика». Педагог выписывает на карточках знаки громко, тихо, крещендо, диминуэндо… и предлагает детям сыграть по партитуре.

Для развития коммуникативных навыков, прежде всего, необходимо научить ребенка ясно выражать свои мысли, правильно и четко произнося слова. И в связи с этим,  на занятиях особую роль начинают играть распевки, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие правильного дыхания.

Упражнение «Качели»

Сильно открыть рот (окно) и оставить его в таком положении до конца выполнения упражнения, в котором работает максимально высунутый изо рта язык (качели).

Высунуть узкий язык. Тянуться языком то к носу, то к подбородку, то к правому уху, то к левому. Рот не закрывать. На счет «раз» - язык тянется к носу. На счет «два» - язык тянется к подбородку. На счет «три»- язык тянется к правому уху. На счет «четыре»- к левому.

Затем выполнить круговые движения языком. Языком написать в воздухе свое имя и фамилию.

Упражнение «Шарик»

Используется для развития дыхания.

Ребята, в одной сказочной стране жил слоник. Он был очень одинок и поэтому  мечтал улететь на воздушном шарике туда, где он сможет найти себе друга. А для того, чтобы улететь, ему нужен был огромный воздушный шар.

Давайте мы с вами поможем слонику надуть шар. Дети представляют, что они держат в руках шар и им надо с одного раза постараться его надуть. Упражнение делается несколько раз, но не долго (у ребят может закружиться голова).

Упражнение «Цоканье»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно открывая язык со звуком. Рот широко открыть. Тянуть подъязычную связку. «Поцокать», убыстряя темп.

Можно, жестким кончиком языка произвести движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому небу и, загнув язык вовнутрь, гладить твердое нёбо. В конце этого движения также происходит характерный звук.

Упражнение «Я бегу, бегу, бегу» 

Используется для развития дикции. 

1 фраза (до, ре, ми, фа, соль, фа, ми.) Я бегу, бегу, бегу;

2фраза (до, ре, ми, фа, соль, фа, ми.) Я бегу, бегу, бегу;

3 фраза (до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до.) Я бегу, бегу, бегу, бегу.

Ребята могут петь по цепочке (по три человека), могут петь по рядам (1,2, 3).

Упражнение «Поезд»

Поезд мчится скрежеща: же-че, ча-ща, же-че, ча-ща. На звуки дети могут хлопать в ладоши и топать ногами. Например, же-че (хлопают), ча-ща (топают).

Можно разделиться: девочки – хлопают, мальчики – топают. Музыка двигается вверх (движение поступенное) и постепенно ускоряется.

Ми, ми, ре, ре, до, до, до.

Ми, ре, до, до.

Ми, ре, до, до.

Дальше мелодия поднимается на ступень вверх.

С целью снятия эмоционального напряжения  возникает необходимость проводить на занятиях физминутки.

«Танец утят»

Первоначально детям играется музыка танца. На каждую музыкальную фразу показываются и объясняются действия ребенка.

1 фраза - работают только пальчики, 4 раза закрыть пальчиками ладошку и открыть.

2 фраза - теперь работают локоточки,  энергично прижать их к туловищу.

3 фраза – приседания.

4 фраза - хлопки.

Вторая часть музыки - легкие поскоки на месте. Детям объясняется, что они превращаются в «бабочек», а не слонов, поэтому их не должно быть слышно.

Затем можно усложнить правила разминки, развивая при этом внимание детей. Для этого объясняются им новые правила: ваши движения должны точно соответствовать музыке, а я буду проверять,  как вы с этим справитесь. Я могу внезапно остановиться, и если вы продолжаете движения дальше без музыки, то значит, вы не справились и должны сесть на свое место.

Для того чтобы после разминки ребята быстро сели на свои места и продолжили работу, я ввожу сразу игру«Сколько звуков слышишь ты?». Дети молча (на пальцах) показывают 1; 2 или много звуков. Чтобы они не подсматривали у соседей, я прошу их закрыть глаза.

         В качестве разминки можно использовать игру «Подари другу движение».

Звучит веселая музыка и ребенок, выбранный ведущим, показывает движение. Дети должны это движение повторить.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»