Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного
возраста с использованием методов
aрт-терапии

Марченко Тамара Макаровна,
воспитатель 
В связи с изменениями в жизни общества, которые рождают нестабильность, неопределённость будущего, проблема тревожности детей выходит на первый план.
Что такое тревожность?
В психологическом словаре «тревожность» определяется, как индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». В отличие от тревоги, которая проявляется эпизодически, тревожность это устойчивое состояние. Тревожность проявляется почти всегда, во всех видах деятельности.
В книге «Шпаргалка для взрослых» Лютова Е. К. и Монина Г. Б. дают портрет тревожного ребёнка:
«В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение».
Проблема снижение уровня тревожности у дошкольников очень актуальна, так как высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
Для решения этой проблемы была составлена «Программа психокоррекции тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов арт — терапии».
Цель данной программы — снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт — терапии.
Основные задачи:
  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  2. Создание положительного эмоционального настроя.
  3. Развитие навыков общения с детьми и взрослыми.
  4. Обучение способам снятия мышечных зажимов и эмоционального напряжения.
  5. Повышение самооценки.
  6. Обучение навыкам поведения в нестандартных ситуация.
  7. Формирование умений входить в игровую ситуацию, развитие воображения.
  8. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
Методические приёмы, используемые в программе:
  • словесные и подвижные игры;
  • беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • рисование;
  • релаксация.
 
Занятие № 1. «Давайте познакомимся»
Цели Упражнение, игра, задание и краткое содержание
1. Настрой на работу. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ
Дети встают в круг, берутся за руки и под весёлую музыку танцуют танец дружбы.
Когда музыка останавливается, здороваются хором, произнося приветствие, сначала шёпотом, затем нормальным голосом и громко.
2. Развить умение представлять себя «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»
Дети по очереди (по желанию) выходят перед всеми и представляют себя, рассказывая, как их зовут, сколько им лет, есть ли у них братишки, сестрёнки, во что любят играть и т.д.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если у детей возникли трудности, можно использовать перчаточные куклы.
3. Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета. «ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ»
Психолог предлагает детям: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет воздушного шарика - это цвет нашего настроения. Мы будем называть своё имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, моё имя Наталия Анатольевна, у меня в руках шарик розового цвета».
ПРИМЕЧАНИЕ. Психолог фиксирует выбранный каждым ребёнком цвет.
4. Познакомить детей с правилами общения. «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ»
Детям раздаются бусинки - это и будут правила. Дети называют своё правило и помещают бусинку в шкатулку:
  • не ругаться;
  • не перебивать друг друга;
  • нужно помогать, если что-то не получается;
  • говорить «волшебные» слова;
  • улыбаться собеседнику;
  • не спорить громко;
  • нельзя обижать с кем разговариваешь.
5. Избавление от негатива. «МУСОРНОЕ ВЕДРО»
Детям раздаются небольшие бумажки, каждый ребёнок называет то, что ему может помешать в общении и кидает, смяв листок в мусорное ведро. Важно чтобы эти бумажки были сожжены в присутствии детей или все вместе должны вынести бумажки на улицу, порвать их на мелкие кусочки и выбросить в мусорный контейнер, из которого мусор будет вывезен.
6. Учить детей взаимодействовать друге другом, получать от этого радость и удовольствие. ИГРА «ПОЕЗД»
С помощью считалки выбирается водящий - он будет первым «паровозиком». Остальные дети «вагончики» выстраиваются у стенки.
«Паровозик» бегает по кругу со словами: «Чух - чух - чух». Затем останавливается перед детьми, выбирает «вагончик» и обращается к
 
Занятие №2 «Знакомство с материалом»
Цели Упражнение, игра, задание и краткое содержание
1. Настрой на работу. РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ (См. занятие №1)
2. Учить детей называть друг друга по именам «НАЗОВИ ПО ИМЕНИ»
Водящий кидает мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Например, меня зовут Саша, я бросаю мяч Кате.
3. Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета. «ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ» (См. занятие № 1)
4. Развитие координации движений. Развитие положительного самоощущения. «Я – ЛОВКИЙ»
У одного из детей в руках шляпа, другие держат в руках небольшие шарики. По сигналу психолога дети по очереди начинают кидать в шляпу шарики, ребёнок шляпой старается их поймать. Затем со шляпой в руках пролезает под стулом, встаёт и поднимает шляпу вверх и говорит: «Я –ловкий». Игра выполняется по очереди.
5. Тренировать в различении базовых эмоций. «ОТГАДАЙ ЭМОЦИЮ»
Психолог предлагает: «А теперь давайте угадаем, какое настроение загадал художник». Детям показываются изображения эмоций видимых на половину, дети отгадывают и изображают их.
6.                                                                 Настройка на дальнейшую изобразительную деятельность.  Снятие напряжения от неизвестности. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА
«У меня в шкафу лежат краски и карандаши. Они грустят, потому что ими никто не рисует, ио ни постепенно засыхают. А ведь они могут принести много радости нам, если мы начнём писать красками и рисовать карандашами. Поэтому я достала баночки с красками, карандаши и успокоила их. Думаю, что вы не откажетесь познакомиться с ними. Они так долго мечтали о том, что хорошие, добрые дети возьмут их в руки, откроют крышки и начнут писать».
ПРИМЕЧАНИЕ. Психолог поясняет детям: «Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не буду учить вас, как в группах детского сада. Просто будьте самими собой!»
7. Учить выражать чувства при помощи изобразительных средств. РИСОВАНИЕ
«КЛЯКСЫ ВЕСЁЛЫЕ И ГРУСТНЫЕ»
«ДОБРАЯ КЛЯКСА И ЗЛАЯ»
 «ПУГАЮЩИЕ ЛИНИИ И ЛИНИИ ПОБЕДИТЕЛИ»
8. Снятие психического и физического напряжения. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА
Рассматриваем рисунки, рассказываем о том, что нарисовали, как шла работа, о своих чувствах, определяем цвет своего настроения в конце занятия.(В общем кругу)
9. Рефлексия. ИТОГ ЗАНЯТИЯ (См. занятие № 1)
10. Ритуал прощания «ПОДЕЛИСЬ ДОБРОТОЙ СВОЕГО СЕРДЦА» (См. занятие № 1)
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»