Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного
возраста с использованием методов aрт-терапии
Марченко Тамара Макаровна,
воспитатель
В связи с изменениями в жизни общества, которые рождают нестабильность, неопределённость будущего, проблема тревожности детей выходит на первый план.воспитатель
Что такое тревожность?
В психологическом словаре «тревожность» определяется, как индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». В отличие от тревоги, которая проявляется эпизодически, тревожность это устойчивое состояние. Тревожность проявляется почти всегда, во всех видах деятельности.
В книге «Шпаргалка для взрослых» Лютова Е. К. и Монина Г. Б. дают портрет тревожного ребёнка:
«В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение».
Проблема снижение уровня тревожности у дошкольников очень актуальна, так как высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
Для решения этой проблемы была составлена «Программа психокоррекции тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов арт — терапии».
Цель данной программы — снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт — терапии.
Основные задачи:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Развитие навыков общения с детьми и взрослыми.
- Обучение способам снятия мышечных зажимов и эмоционального напряжения.
- Повышение самооценки.
- Обучение навыкам поведения в нестандартных ситуация.
- Формирование умений входить в игровую ситуацию, развитие воображения.
- Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
- словесные и подвижные игры;
- беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
- проигрывание проблемных ситуаций;
- рисование;
- релаксация.
Занятие № 1. «Давайте познакомимся»
№ | Цели | Упражнение, игра, задание и краткое содержание |
1. | Настрой на работу. | РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ Дети встают в круг, берутся за руки и под весёлую музыку танцуют танец дружбы. Когда музыка останавливается, здороваются хором, произнося приветствие, сначала шёпотом, затем нормальным голосом и громко. |
2. | Развить умение представлять себя | «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ» Дети по очереди (по желанию) выходят перед всеми и представляют себя, рассказывая, как их зовут, сколько им лет, есть ли у них братишки, сестрёнки, во что любят играть и т.д. ПРИМЕЧАНИЕ. Если у детей возникли трудности, можно использовать перчаточные куклы. |
3. | Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета. | «ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ» Психолог предлагает детям: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет воздушного шарика - это цвет нашего настроения. Мы будем называть своё имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, моё имя Наталия Анатольевна, у меня в руках шарик розового цвета». ПРИМЕЧАНИЕ. Психолог фиксирует выбранный каждым ребёнком цвет. |
4. | Познакомить детей с правилами общения. | «ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ» Детям раздаются бусинки - это и будут правила. Дети называют своё правило и помещают бусинку в шкатулку:
|
5. | Избавление от негатива. | «МУСОРНОЕ ВЕДРО» Детям раздаются небольшие бумажки, каждый ребёнок называет то, что ему может помешать в общении и кидает, смяв листок в мусорное ведро. Важно чтобы эти бумажки были сожжены в присутствии детей или все вместе должны вынести бумажки на улицу, порвать их на мелкие кусочки и выбросить в мусорный контейнер, из которого мусор будет вывезен. |
6. | Учить детей взаимодействовать друге другом, получать от этого радость и удовольствие. | ИГРА «ПОЕЗД» С помощью считалки выбирается водящий - он будет первым «паровозиком». Остальные дети «вагончики» выстраиваются у стенки. «Паровозик» бегает по кругу со словами: «Чух - чух - чух». Затем останавливается перед детьми, выбирает «вагончик» и обращается к |
Занятие №2 «Знакомство с материалом»
№ | Цели | Упражнение, игра, задание и краткое содержание |
1. | Настрой на работу. | РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ (См. занятие №1) |
2. | Учить детей называть друг друга по именам | «НАЗОВИ ПО ИМЕНИ» Водящий кидает мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Например, меня зовут Саша, я бросаю мяч Кате. |
3. | Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета. | «ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ» (См. занятие № 1) |
4. | Развитие координации движений. Развитие положительного самоощущения. | «Я – ЛОВКИЙ» У одного из детей в руках шляпа, другие держат в руках небольшие шарики. По сигналу психолога дети по очереди начинают кидать в шляпу шарики, ребёнок шляпой старается их поймать. Затем со шляпой в руках пролезает под стулом, встаёт и поднимает шляпу вверх и говорит: «Я –ловкий». Игра выполняется по очереди. |
5. | Тренировать в различении базовых эмоций. | «ОТГАДАЙ ЭМОЦИЮ» Психолог предлагает: «А теперь давайте угадаем, какое настроение загадал художник». Детям показываются изображения эмоций видимых на половину, дети отгадывают и изображают их. |
6. | Настройка на дальнейшую изобразительную деятельность. Снятие напряжения от неизвестности. | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА «У меня в шкафу лежат краски и карандаши. Они грустят, потому что ими никто не рисует, ио ни постепенно засыхают. А ведь они могут принести много радости нам, если мы начнём писать красками и рисовать карандашами. Поэтому я достала баночки с красками, карандаши и успокоила их. Думаю, что вы не откажетесь познакомиться с ними. Они так долго мечтали о том, что хорошие, добрые дети возьмут их в руки, откроют крышки и начнут писать». ПРИМЕЧАНИЕ. Психолог поясняет детям: «Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не буду учить вас, как в группах детского сада. Просто будьте самими собой!» |
7. | Учить выражать чувства при помощи изобразительных средств. | РИСОВАНИЕ «КЛЯКСЫ ВЕСЁЛЫЕ И ГРУСТНЫЕ» «ДОБРАЯ КЛЯКСА И ЗЛАЯ» «ПУГАЮЩИЕ ЛИНИИ И ЛИНИИ ПОБЕДИТЕЛИ» |
8. | Снятие психического и физического напряжения. | ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА Рассматриваем рисунки, рассказываем о том, что нарисовали, как шла работа, о своих чувствах, определяем цвет своего настроения в конце занятия.(В общем кругу) |
9. | Рефлексия. | ИТОГ ЗАНЯТИЯ (См. занятие № 1) |
10. | Ритуал прощания | «ПОДЕЛИСЬ ДОБРОТОЙ СВОЕГО СЕРДЦА» (См. занятие № 1) |