Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Специфические возможности семьи в формировании
личности ребенка младшего дошкольного возраста

Каплина Мария Николаевна,
ГБДОУ № 50
Калининского района Санкт-Петербурга 
Семья является естественной средой первичной социализации ребенка, источником его материальной и эмоциональной поддержки, средством сохранения и передачи культурных ценностей от поколения к поколению. 
 Поскольку цель воспитания подрастающего поколения - формирование всесторонне развитой личности, семья, как и дошкольное учреждение, осуществляет моральное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание.
 Семейная жизнь для ребенка то же самое, что для взрослых общественная деятельность. Здесь ребенок учится кого-то любить, кого-то ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые эстетические вкусы, здесь сначала накапливаются все его интересы, привязанности и авторитеты. 
Обратимся к определению семейного воспитания.
 В «Педагогическом энциклопедическом словаре» семейное воспитание трактуется как более или менее осознанные усилия по воспитанию ребенка, которым занимаются старшие члены семьи. Данные усилия направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть ребенок.
Семейное воспитание во многом определяется личностными ресурсами семьи. Личностные ресурсы, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или неполная семья, многодетная семья и др.), а с другой (и главным образом) - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний старших членов семьи. 
Рассмотрим особенности воспитательной функции семьи, которые заключаются в том, что она одновременно воспитывает взрослых и детей и реализуется в следующих трех главных аспектах. 
Становление, развитие, воспитание ребенка как личности, содействие развитию его способностей. Семья представляет ребенку общество, обеспечивает передачу ей социального опыта, охраняет ее права. 
1. Осуществление воспитательного влияния семьи на каждого индивида на протяжении всей его жизни. Каждая семья имеет свою систему воспитания, основанную на определенных ценностных ориентациях.
Сначала бессознательно, ориентируясь на чувство близких людей, ребенок начинает понимать, что в его поведении их радует, а что огорчает.
 Позже у него формируются представление о том, что является приемлемым в семье, а взрослея, он начинает осознавать принципы, на которых выстраиваются отношения в ее семье, сравнивать их с идеальной, на его взгляд, системой. 
2. Побуждение детей к саморазвитию, самосовершенствованию своих родителей и других родственников. Ребенок является неисчерпаемым источником жизненных успехов, эмоциональных стимуляторов для взрослых. «Воспитывая ребенка, родители сами должны вести себя на уровне требований, которые ему предъявляют». 
В воспитательном воздействии семьи на личность ребенка есть следующие факторы:
 1. Бескорыстная любовь к ребенку, которая внушает ему чувство защищенности, создает атмосферу душевности, социального и душевного оптимизма.
2. Естественное включение ребенка в разнообразные человеческие отношения.
3. Многоролевая структура семейного коллектива, которая обеспечивает многогранность, постоянство и продолжительность его воспитательного воздействия.
4. Возможность приобретения ребенком положительного опыта и переживания негативных чувств. 
Главное, чтобы ребенок воспринимал семью как фактор его эмоционального уюта, внутреннего комфорта, гарантию того, что при любых условиях она найдет здесь понимание, поддержку и защиту.
Эффективность воспитательной функции семьи зависит от систематического участия ребенка в ее жизнедеятельности, от примера обоих родителей, а также от гармоничного взаимодействия всех членов семьи. 
Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:
1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с ребятами в группе и друзьями,  со взрослыми, что более ценят в людях и многое другое. 
2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Это группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще используют приучение. 
3. Если родители предпочитают совместную деятельность, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотра телепередач, походов, прогулок, дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. 
Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на дальнейшую жизнь человека. Часто они остаются в области подсознательного. Человек может забыть о них, но они, вопреки его воле, определяют его поступки.
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки гражданственности. Эти уроки - начало долгого пути взросления, который должна пройти растущий человек, прежде чем стать настоящим гражданином.
В семье закладываются основы нравственности. Постепенно, в процессе общения с взрослыми, ребенок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой плохим, что такое добро, уважение к людям, ответственность за свои поступки и дела, за общую работу коллектива.
Правильно поставленное воспитание в семье закладывает в ребенке основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе, в частности, таких как дисциплинированность, доброжелательность, отзывчивость.
Задачами нравственного воспитания всегда было воспитание доброты, отзывчивости, готовности помочь любому человеку, способность сочувствовать.
Повседневные жизненные ситуации, возникающие в семье, многогранность отношений между членами семьи, искренность чувств и различные формы их проявления, заинтересованная реакция на мельчайшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятные условия для эмоционального и нравственного развития, подготовки детей к самостоятельному выполнению в будущем функций отца или матери, в каких других обстоятельствах, кроме семьи, создать невозможно.
 В систему морально-этических норм семьи как ее составная часть входит половое воспитание детей. С одной стороны, оно является определяющим в формировании таких качеств и чувств человека, как девичья честь, застенчивость, нравственная чистота, юношеская (мужская) достоинство, уважение к женщине, дружба, любовь, с другой - способствует решению социально-гигиенических проблем, связанных со здоровьем, настроением людей, взаимоотношениями в семье.
Эффективным в семье есть такое воспитание, что не только формирует у детей нравственные качества, но и понимание их важности в жизни людей, необходимости систематического соблюдения моральных норм и правил. 
Родители должны учить детей добру, любви, милосердию, толерантности. Для этого нужно, чтобы дети постоянно видели гуманистическое содержание поступков и поведения тех, кто их окружает. Если для ребенка в младшем дошкольном возрасте словом "мама" или "папа" все сказано, то в отрочестве важно, какие мама и папа, соответствуют нравственному идеалу подростка. Нередко в этом возрасте внезапно меняется отношение детей к родителям, особенно мальчика к отцу: доверчивость, открытость уступают место настороженности, ребенок не только присматривается к поступкам, но и прислушивается к словам. Стоит ей заметить ложь, расхождение между словом и делом, как она сразу начинает задумываться над тем, правильно или неправильно делает отец, носит эту мысль в себе, делает определенный вывод. В этот период очень важно, чтобы не пошатнулся авторитет отца в глазах ребенка.
А.С.Макаренко в "Книге для родителей" писал, что "авторитет, созданный специально для детей, существовать не может. Такой авторитет будет всегда суррогатом и не принесет пользы. Авторитет должен заключаться в родителях, независимо от их отношения к детям. Его корни всегда находится в одном месте: в поведении родителей, во всей их жизни - работе, мыслях, привычках, чувствах, стремлениях. 
Без авторитета - несомненного достоинства отца, матери - нельзя воспитывать ребенка, формировать у него качества хорошего человека.
Важнейшее условие авторитета родителей - их гражданское лицо, направленность их деятельности на работе, в быту, степень участия в общественной жизни страны. Детей всегда интересует, чем занимаются близкие им люди, где работают. Восторженно отзываясь о хороших поступках  родителей, дети не только гордятся ими, но как бы утверждают для себя их поведение как образец для подражания.
 Главным здесь становится моральный облик родителей. Дети всегда хотят видеть в них высокие нравственные качества: мужество и скромность, общественную активность и трудолюбие, вежливость и справедливость, чувство долга и доброжелательность к людям, богатство знаний и культуру поведения, моральную и физическую чистоплотность. Даже в малом дети стремятся копировать своих родителей, близких.
Уважение к личности ребенка, понимание его интересов, стремление видеть в ней человека - необходимые условия для укрепления авторитета.
Ребенок не должен расти равнодушным, бесчувственным. Он должен расти в постоянной заботе об окружающем мире, растениях, животных, людей, ухаживать и помогать им.
Родителям нужно чаще беседовать с детьми, оценивая совершенные ими поступки. Следует приучать детей оценивать себя.
Ребенок должен учиться жить в этом большом мире по законам добра, красоты; учиться жить среди людей; уметь различать добро и зло, стараться не быть эгоистом, подлым и невоспитанным.
Поэтому семья,  является первым и важнейшим воспитательным центром, обеспечивающим формирование человека.
Именно на них возлагается задача прививать у детей любовь к земле, традициям, обычаям, гуманным отношениям к людям; развивать в них чувство прекрасного, чтобы они могли видеть «звезды в лужах будней». 
Итак, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии детей. 
С рождением ребенка в семье появляются новые и сложные задачи. Одна из первоочередных задач в семье - обеспечение физического развития ребенка, привитие санитарно - гигиенических навыков. Решение этой задачи начинается со дня рождения ребенка и продолжается до тех пор, пока ребенок сможет самостоятельно совершенствовать свои физические возможности. 
Ориентация родителей на личность ребенка предполагает наличие веры в ребенка, знание общих закономерностей его развития и причин, обуславливающих его детскую уникальность как неповторимую индивидуальность. При этом важно уметь управлять этим процессом и создавать все необходимые предпосылки для дальнейшего развития ребенка. 
Сущность процесса воспитания подрастающей личности полегает в культивировании сердечности, ведь воспитание - это целый мир забот и тревог, о которых взрослые никогда не должны забывать. 
Самая главная воспитательная задача в том, чтобы в детской душе утверждались сочувствие, жалость, доброта ко всему прекрасному, что есть в мире, и прежде всего к человеку.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»