Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формы и содержание взаимосвязи логопеда
с семьей заикающегося ребенка

Черняева Елена Алексеевна

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. При заикании расстраивается дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность.  

Эффективность логопедической работы во многом определяется совместной работой педагогического коллектива детского образовательного учреждения и родителей. На важность работы с родителями заикающихся детей указывают многие авторы (В. И. Селиверстов, Н. А. Чевелева, И. Ю. Абелева, Л. И. Крапивина и др.).  

В совместной работе можно выделить основные моменты:  

  • беседа с родителями, в процессе которой необходимо дать краткую психолого-педагогическую характеристику заикающегося ребенка, составленную по данным логопедического обследования, обра-тить внимание на то, что несмотря на различия детей существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях;  

  • в результате беседы родители должны прийти к пониманию, что всем членам семьи следует выполнять те требования, которые предъявляют к режиму его воспитания логопед и другие специалисты;  

  • логопед объясняет значение режима ограничения речи, обучает родителей, как организовать игровую деятельность ребенка, принять в ней участие, соблюдая предложенный речевой режим;  

  • необходимо научить родителей формулировать вопросы так, чтобы ребенок, отвечая, мог использовать жестомимическую речь;  

  • с началом коррекционной работы родители обязательно приглашаются на консультативные занятия логопеда, на которых они обучаются простейшим приемам развития фонационного дыхания, мелкой моторики рук и т. п. Присутствуя на занятиях, родители видят на примерах, какое значение имеют правильное, ритмичное дыхание, речь только на плавном выдохе, четкая артикуляция.  

Родители должны понимать, что заикание не может быть устранено сразу, одним-двумя приемами, что часто заикание протекает волнообразно, временами усиливаясь. Но логопед должен настроить родителей на понимание того, что эти колебания в речи будут проявляться реже, если все члены семьи ребенка смогут четко выполнять указания учителя-логопеда и врача. Особое внимание следует уделить организации и соблюдению четкого и правильного режима дня. Регулярный сон, еда, отдых должны быть в определенные часы. Надо строго придерживаться всех рекомендаций врача, касающихся правильного питания. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе, что необходимо для хорошего самочувствия и правильного физического развития ребенка. Необходимо ввести в режим дня ежедневную физическую зарядку. Не следует перегружать дошкольников обилием зрелищ (гости, кино, театр, цирк и т. п.). Не рекомендуется долго смотреть телевизор, особенно передачи, не соответствующие детскому возрасту, так как это способствует повышению утомляемости заикающегося ребенка.  

Следует помнить, что дополнительные занятия ребенка музыкой, танцами, спортом и т. п. в дополнение к занятиям с логопедом — это непосильная нагрузка для заикающегося ребенка. Родители должны решить, что является для ребенка в данный момент самым важным. И если здоровая речь находится на первом месте, то следует отказаться от всего остального, так как логопедические занятия — это большая дополнительная нагрузка на ребенка.  

Необходимо выделить специальные часы на выполнение заданий логопеда и самостоятельных речевых занятий, которые должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.  

Отношение к ребенку должно быть ровным со стороны отца, матери и других взрослых членов семьи. Родителям очень важно быть последовательными в своих требованиях.  

Последовательная совместная работа специалистов и родителей может дать значительную положительную динамику в коррекционной работе с заикающимися детьми. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»