Привязанность, как ключ к психологическому развитию здорового ребенка
Кумпис Яна Ионо
Все родители хотят для своих детей самого лучшего. Но не стоит забывать о самом главном – психическом здоровье собственного ребенка. Наиболее важным аспектом в этом является умение бережно и корректно поддерживать уважение к маленькому человеку. И конечно, развивать психологическую близость с любимым чадом.Все мы знаем, что привязанность - это базовая потребность человека, она первична, и является даже более приоритетной, чем пища.
Но значение «быть близким» для ребенка по мере взросления меняется, так как идет развитие мозга и становление личности ребенка.
Канадский психотерапевт доктор Гордон Ньюфелд (Gordon Neufeld) в 1999 году представил свою теорию, в которой он рассматривает привязанность не только, как стремление ребёнка быть физически рядом с заботящимся о нём взрослом (так называемый бондинг), но как любое стремление к контакту и близости: физическому, эмоциональному, психологическому.
Природа всё мудро продумала. Ребенок развивает привязанность на различных уровнях в первые шесть лет жизни.
Итак, 6 уровней привязанностей по Ньюфеду.
1 уровень. С рождения – привязанность через чувства.
Это самый базовый уровень привязанности. Мозг новорожденного постоянно занят тем, что следит за наличием привязанности: если ребёнок не находится в непосредственном физическом контакте со взрослым, то он должен его хотя бы слышать, видеть, обонять. Младенцу, для того чтобы выжить, необходимо быть в постоянном физическом контакте с заботящимся о нём взрослом. И желание быть с теми, к кому ребёнок привязан исчезает последним.
2 уровень. Второй год жизни – развитие способности привязываться посредством похожести.
Ребёнок начинает имитировать тех, кого он любит, то есть непосредственно на маму и папу, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях. Теперь ему очень важно быть таким же, как его родители.
Он начинает ощущать, что быть близким с мамой или папой можно не только находясь непосредственно с ними, но и будучи похожим на них.
3 уровень. Третий год - развитие способности привязываться посредством принадлежности и верности.
Начинают проявляться сильные эмоции обладания и ревности. Дети начинают искать подтверждения тому, что они принадлежат «своей» семье, «своему» клану, либо начинают искать на стороне, кому бы принадлежать. Быть близким — значит, быть на одной стороне с кем-то. Поэтому дети начинают принимать сторону тех, к кому они привязаны: соглашаться, заступаться, служить и слушаться. Это проявление инстинкта преданности, и без него мы не могли бы исполнять роль родителей и учителей.
4 уровень. Четвёртый год - появление желания собственной важности, значимости в жизни любимого человека.
Ребёнок начинает ощущать, что мама и папа близки с теми, кем они дорожат. А чтобы быть дорогим, надо быть хорошим. Малыш хочет понравиться, становится мягче, покладистее, ищет подтверждения своей важности для нас. И здесь родители, впрочем, как и на всех уровнях развития личности ребенка, должны проявить чуткость. Ведь привязанность всегда делает нас ранимыми, но, когда мы хотим иметь для кого-то значение, нас глубоко ранит любой признак того, что мы безразличны.
5 уровень. Пятый год – проявление и начало любви.
Это привязанность через эмоциональную близость, уровень, на котором ребёнок готов расставаться с дорогими ему людьми на довольно продолжительные промежутки времени. Ему уже не нужно физическое присутствие привязанности, чтобы сохранить ощущение контакта и близости. Ребенок полностью «отдает» нам свое сердце. Если раньше он говорил «люблю маму» больше имитируя других, то теперь он «ЛЮБИТ маму», поёт песни о любви и рисует сердца.
Это привязанность посредством эмоций, время, когда ребенок физически готов расставаться с теми, кто ему дорог, без существенного ущерба для своей психики.
Стремление к привязанности через сердце, не только даёт ребёнку возможность глубокого питания, также оно предоставляет нам, взрослым, среду, в которой мы можем растить детей до полного раскрытия их потенциала.
6 уровень. Шестой год – это когда дорогие люди тебя знают.
Ребёнок хочет быть познанным, начинает делиться своими секретами, чтобы мы его лучше понимали, чтобы быть ближе к нам. Это психологическая близостью - мощное ощущением единения и взаимосвязи, возникающее из чувства, что тебя по-настоящему знают. Перед этим, если привязанность принесла какие-либо плоды, у ребёнка будет сформировано чувство собственного "я" и внутренний мир переживаний, кажущийся скрытым от взгляда — некое секретное "я". Результатом этого естественного процесса человеческого развития является глубокое чувство собственной отдельности и изолированности. Также этот способ привязанности избавляет детей от хитрости, позволяя взрослым лучше о них заботиться. Слишком многие современные дети являются загадкой для своих родителей.
Это уровень психологической привязанность - самый глубокий уровень привязанности и самый уязвимый. Не каждый взрослый имеет опыт подобной привязанности.
Что даёт ребёнку привязанность в дальнейшей жизни:
- Первостепенная эволюционная задача привязанности — создать контекст, в котором взрослому будет легко заботиться о ребёнке, а ребёнок будет легко принимать эту заботу. Если ребёнок к нам привязан, то он (в меру) послушен, хочет быть для нас хорошим, следует за нами, смотрит на нас снизу вверх (без унижения), ловит знаки, как себя вести и что делать. Мы легко выстраиваем иерархию с таким ребёнком, несём за него ответственность и действуем с естественным авторитетом.
- Вторая задача привязанности — служить утробой для взросления. Привязанность работает как щит против внешнего стресса — защищает детское сердце, чтобы оно оставалось мягким, и ребёнок мог привязываться на более глубоких уровнях и постепенно взрослеть, освобождаясь от своей зависимости в привязанности. Внутри привязанности, в безопасности, ребёнок, не боясь насмешек и чужих оценок, может выражать себя, чтобы исследовать своё я, свои интересы и желания. Для ребёнка привязанность создаёт ощущение дома: он дома там, где его привязанность. Привязанность обеспечивает место, где ребёнок может расслабиться, отдохнуть, и с новыми силами отправиться на покорение мира. Обеспечивая безопасность, привязанность помогает развиться независимости.
Старайтесь почаще попадать в личное пространство ребёнка в дружественной манере. Настраивайтесь на ребёнка, смотрите ему в глаза, улыбайтесь, пока не получите приглашение существовать в его пространстве.
Если вы видите, что ребенок плохо переносит разлуку с вами, попытайтесь компенсировать ваше отсутствие на уровне тех привязанностей, которые ему доступны. Дайте ребенку вещи, которые напоминают о вас – фотографию, вещи с вашим запахом, а может быть, вы запишите свой голос на диктофон. На уровне похожести — пусть у вас обоих будут идентичные вещи (шарфик, кепка), либо у вас будут свои тайные ритуалы (прощания или тому подобные). Способом очень много, стоит только прислушаться к ребенку.
Если привязанность есть, то послушание ощущается ребенком как естественное состояние и не унижает его достоинства. Ребенок не капитулирует, а прислушивается к авторитету, а мы заботимся о нем, а не утверждаем свою власть над ним.
Если все идет по «природному» плану, тогда ребенок нормально развивается, и различные уровни привязанности позволяют ему, в конце концов, стать независимым, не теряя ее. И при этом сохранить психическое здоровье.