Развитие социальной и эмоциональной
компетенции у старших дошкольников
Степанова Ирина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ № 101
Выборгского района Санкт-Петербурга
В дошкольном возрасте ребенок вступает в мир социальных отношений. Развитие коммуникативных навыков и позитивная социализация (эмоциональное благополучие ребенка, доброжелательное отношение к окружающим, умение выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы коллектива, и другие) сегодня в педагогике являются главными ориентирами дошкольного образования.воспитатель ГБДОУ № 101
Выборгского района Санкт-Петербурга
В настоящее время можно выделить три основных условия, без которых не происходит развитие личности и здоровой самоценности. К ним относятся: уважительное внимание и понимание, справедливая оценка и установка безусловного принятия и признания ценности человека. Важнейшую роль в развитии социальной и эмоциональной компетенции у детей играют педагоги, родители и близкие люди.
Каковы же базовые навыки общения со сверстниками, которые должен усвоить ребенок в дошкольный период?
- умение знакомиться;
- умение слышать и слушать;
- умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- умение вести беседу и диалог;
- умение задавать вопросы и отвечать на них;
- умение высказывать слова благодарности и просьбы;
- умение извиняться;
- умение вступать в обсуждение проблемы;
- умение делиться, например, игрушками;
- умение обращаться за помощью и помогать другому;
- умение спрашивать разрешения;
- умение заявлять о своих потребностях;
- умение присоединиться к играющим детям;
- умение мирно отстаивать свои интересы;
- умение выражать недовольство;
- умение выражать симпатию и принимать комплименты.
Задачи по социально-личностному развитию дошкольников:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательные чувства, начальные социально-ценностные ориентации.
2. Воспитывать элементарные навыки культурного поведения в общественных местах со сверстниками и взрослыми, осваивать правила дорожного движения.
3. Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений, проявлять социальную активность и самостоятельность, например, участвовать в жизни детского сада, заботиться о малышах.
4. Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, отмечать рост своих достижений, самоконтроль и ответственность за свои поступки.
5. Развивать интерес к школьному обучению, стремление к получению знаний.
6. Воспитывать любовь к своей семье, к малой родине, к стране.
7. Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Данные задачи решаются на основе организации в дошкольном учреждении содержательной жизни детей, наполненной интересными событиями, совместными делами, проектами, играми, возможностями выбора каждым ребенком деятельности по интересам.
Задачи по развитию социально и эмоциональной компетенции решаются разнообразными приемами и методами. Основными из них являются:
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, игры с правилами социального содержания);
- образовательные проекты (с привлечением родителей);
- проблемные игровые ситуации (рассматриваются нравственные и социально-значимые вопросы);
- этические беседы (культура поведения, о жизни людей, о родной стране);
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов;
- изобразительная деятельность на социальные темы (семья, труд людей, школа и т.д.).
Таким образом, к моменту поступления в школу старшие дошкольники осваивают первоначальные представления социального характера, включаются в систему социальных отношений со сверстниками и взрослыми, приобщаются к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с окружающими людьми.