Система работы по теме «Зима» в старшем дошкольном возрасте
Здравствуй, Зимушка-Зима!
Степанова Ирина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ № 101
Выборгского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ № 101
Выборгского района Санкт-Петербурга
Одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире в дошкольном возрасте является богатый и разнообразный мир природы. В процессе познавательной деятельности у детей развивается любознательность, активность, самостоятельность, интерес к экспериментально-исследовательской деятельности в природе. Дети учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, систематизировать, вырабатывать умение правильно взаимодействовать с окружающим миром. Грамотное использование методов и приемов теории решения изобретательских задач (автор Г.С. Альтшуллер) позволяет направить работу педагога на активизацию творческих процессов ребенка. С помощью методических приемов ТРИЗ, адаптированных Т.А. Сидорчук, И.Н. Мурашковска и А.А. Нестеренко, значительно развивается воображение, педагог учит искать нестандартные решения проблем, создавать продукты творческой деятельности (сочинение загадок, рассказов, историй, сказок с фантастическим преобразованием объектов и т.д.). Продуктивная деятельность является неотъемлемой завершающей частью игры-занятия с дошкольниками.
Задачи:
1. Расширять представления детей о зиме как о времени года, о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, уменьшение долготы дня, снегопад, метель, растения зимой, поведение зверей, птиц и т.д.).
2. Формировать системное мышление с помощью системного оператора, морфологического анализа.
3. Развивать творческое воображение с помощью приемов типового фантазирования.
Методические приемы ТРИЗ:
1. МА – морфологический анализ (морфологическая таблица).
2. СО – системный оператор.
3. Развивающие игры «Хорошо - плохо», «Мир вокруг».
Продуктивные виды деятельности:
1. Сочинение экологического рассказа «Зимняя история».
2. Рисование «Портрет Зимушки-Зимы».
Тема занятия: «В зимнем лесу».
Задачи:
1. Обобщать представления детей о приспособленности растений, животных и птиц к зимним изменениям в природе (перестройка обмена веществ у животных – ожирение, линка, спячка, изменение цвета шерсти).
2. Упражнять детей в составлении загадок о животных и птицах.
3. Развивать диалектические способы мышления.
Методические приемы ТРИЗ:
1. Опорные схемы А.А. Нестеренко, развивающая игра «Да-нет-ка» на загаданный объект.
Продуктивные виды деятельности:
1. Составление загадок о животных и птицах.
2. Коллективная композиция «На лесной полянке» (оригами).
Тема занятия: «Удивительные превращения Снежинки».
Задачи:
1. Расширять интерес к познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявление инициативы, самостоятельности в экспериментировании с водой, льдом, паром.
2. Закреплять представления детей о трех агрегатных состояниях вещества (твердое, жидкое, газообразное), условиях перехода из одного в другое, углубить знания детей о свойствах воды, льда, пара.
3. Познакомить с законами диалектики: законом сохранения, переходом количественных изменений в качественные. Продолжать знакомить с противоречиями и их разрешением.
Методические приемы ТРИЗ:
1. МШ – мозговой штурм.
2. ММЧ – метод маленьких человечков.
3. Метод синектики (личная аналогия).
Продуктивные виды деятельности:
1. Сочинение экологической сказки «Приключения Снежинки».
2. Аппликация «Снежинка на нашем окне».
Тема занятия: «В гостях у Лесничего».
Задачи:
1. Обобщить представления детей о растениях леса (деревья, кустарники, травы) и диких животных (их внешний вид, образ жизни, повадки, особенности приспособления к окружающей среде и смене времен года).
2. Дать элементарные представления о способах охраны растений и животных. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.
3. Продолжать знакомить с противоречиями, их разрешением.
Методические приемы:
1. МА – морфологический анализ (морфологическая таблица).
2. Моделирование цепей питания живых организмов.
Продуктивные виды деятельности:
1. Решение проблемных ситуаций.
2. Рисование «Загадочное животное».
Использование методов и приемов ТРИЗ стимулирует развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, интеллектуальных и волевых качеств, воспитывает умение работать в коллективе, согласовывать совместные действия.