Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности социально-психологической адаптации
детей к дошкольной образовательной организации

Давыдова Ольга Васильевна
 
         Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок,
бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую
систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все усилия,
дерево на новом месте болеет, пока не приживется.
Н.М. Аскарина
 
Одной из наиболее важных проблем в дошкольной педагогике, является проблема социальной и психологической адаптации ребенка к детскому саду. Поскольку успех дальнейшей жизнедеятельности ребенка, его здоровье и психологическое состояние будет зависеть от того, как будет протекать процесс адаптации ребенка на первом этапе вхождения в новое для него пространство (в детский сад).
Адаптация - от латинского слова adaptatio – приспособлять, прилаживать.  В соответствии определением, данным в «Педагогическом энциклопедическом словаре» под редакцией  Б.М. Бим – Бад: «социально – психологическая адаптация представляет собой приспособление личности  к социальной среде. Целью любой адаптации является устранение либо ослабление разрушающего действия факторов среды».
Проблемы социально-психологической адаптации к дошкольному образовательному учреждению (дошкольной образовательной организации) – (далее  - ДОУ, ДОО, детский сад, дошкольное учреждение), имеются у детей на всех возрастных этапах. Развитие личности ребенка в детском саду, начиная с самого первого дня его посещения, невозможно без адаптации к условиям детского сада. Но наиболее ярко проблема адаптации стоит у детей раннего возраста. Именно от того, как будет проходить процесс адаптации ребенка на первом этапе его вхождения в новое пространство - детский сад,  во многом зависит его психологическое состояние и здоровье, а также  успех его дальнейшей жизнедеятельности.
Ребенок, при поступлении в детский сад, попадает из комфортной,  знакомой семейной обстановки в неизвестную для себя среду. С этого момента в  его жизни происходит огромное количество изменений, а именно: достаточно строгий режим дня; отсутствие рядом родителей и других близких родственников в течение длительного времени; детей часто пугает контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками; новая непривычная для него обстановка, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного; другой стиль общения, систематические занятия и другое.
Все вышеперечисленные нововведения и изменения обрушиваются на ребенка в один момент и приводят к созданию стрессовой ситуации, создают психологическое напряжение. Это проявляется в эмоциональном состоянии ребенка, таком как:  нервозность, плаксивость, появляются страхи, отказ от еды, более частые болезни, нарушение поведения, изменение физиологических процессов, поскольку у детей раннего возраста очень взаимосвязаны и взаимозависимы состояние здоровья, физическое и нервно-психическое развитие. Именно поэтому со стороны воспитателей и остальных работников детского сада требуется огромная и кропотливая работа, чтобы с первых дней, нахождения в детском саду, жизнь малышей была наполнена любовью, теплом и заботой.
Поскольку в последнее время возрастной порог для посещения детского сада повышен с 1,5 до 3 лет и в садах увеличена образовательная нагрузка, проблема привыкания, адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада становится особенно актуальной.
Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом в этот период можно оценить его эмоциональное состояние, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы установления контакта взрослого.
Сложность и проблемность привыкания маленького человека к новым условиям, новым людям, новой деятельности, определяют важность и необходимость тщательного учета всех факторов, которые способствуют адаптации ребенка к детскому саду.
Последнее время социально-психологические проблемы адаптации детей к условиям детского сада являются наиболее важными для дошкольной педагогики.
В соответствии с концепцией психосоциального развития, разработанной американским психологом Эриком Эриксоном -  «адаптация»  представляет собой перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Под адаптацией подразумевается процесс приспособления (преодоление трудностей, формирование определенных свойств личности) и его результат.[1]
С точки зрения психологии: адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия (Г.А. Балл).
А с точки зрения педагогики: адаптация  - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособления к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установление соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам (Е.Е.Алексеева).
Адаптация играет очень важную роль в жизни человека, поскольку позволяет более легко, свободно переносить изменчивость сторонних факторов и экстремальных воздействий, увеличить выживаемость и конкурентоспособность в отношении других особей и популяций.
Целью процесса адаптации является адекватный ответ на колебания разных факторов окружающей внешней среды.
Существует ряд аспектов адаптации: физиологический, психический, психологический, социальный, профессиональный и т.д. Для детей раннего дошкольного возраста наиболее значимыми являются физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация.
Физиологическая адаптация неразрывно связана с состоянием здоровья ребенка. При успешной адаптации заболевания возникают редко, все физиологические процессы в норме.
Психоэмоциональная адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.
Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребенка к изменяющимся условиям среды и в выработке модели поведения. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность.
«Социальная адаптация заключается в приспособлении ребенка к новой социальной среде в детском саду. Адаптация предполагает подчинение и приспособление индивидуальных желаний нормам, правилам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста – это состояние гармонии между ребенком и социальной средой детского сада». [2, с.17]
Следовательно, можно сделать вывод о том, что адаптация детей представляет собой социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. И окончательным  итогом этого процесса является адаптированность. Хорошо приспособленным, т.е. адаптированным, можно считать ребенка, у которого не нарушено психическое равновесие, сохраняется продуктивность и способность радоваться, наслаждаться жизнью.
Находясь в условиях семьи с первых дней жизни, ребёнок привыкает к определённому микроклимату отношений внутри семьи, к способам общения с ним, к режиму, способу вскармливания и др.   Постепенно, в соответствии со сложившимся ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые навыки и привычки, и как следствие, выстраивается  поведение, в соответствии с теми заданным условиями и требованиями, которые определили и установили окружающие его взрослые. И любые нарушения или изменения в сложившемся порядке жизни малыша, мгновенно сказываются на его поведении. Объяснить это можно тем, что жизненный опыт ребенка очень мал и приспособление к любым возникающим новым условиям, создает определенную трудность для него.
Приход ребенка в детский сад является одним из значительных и резких  изменений в его жизни и соответственно приводит к значительным нарушениям его поведения и развитию у него отрицательных реакций. Так, например: у ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться целый ряд режимных моментов (режим сна, кормления), время и приемы общения со взрослыми. Этот переход требует замедление ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка раннего возраста является чрезвычайно трудной задачей. Процесс адаптации к новым условиям не у всех детей и не всегда проходит быстро и легко.
Резюмируя  вышеизложенное, к  основным причинам адаптации детей к детскому саду можно отнести следующие:
- длительное расставание с родными и близкими людьми, которые ранее всегда  были рядом;
- несформированность автономии ребенка и его матери (телесной, эмоциональной);
- отсутствие в семье ребенка режима, совпадающего с режимом детского сада и неподготовленность ребенка к режиму, приближенному к режиму детского сада;
-  отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;
- отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми;
- необходимость приспосабливаться к большому количеству детей;
- новое пространство, помещение, новое питание. 
 Детям любого возраста, но особенно - раннего, с большим трудом дается посещение детского сада. «В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка буквально врываются следующие изменения: четкий режим дня; отсутствие родных рядом; длительный контакт со сверстниками; необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых; резкое уменьшение персонального внимания к ребенку; особенности нового пространственного окружения». [3, с.57]
Целью и главной функцией процесса адаптации ребенка к новым условиям (детского сада) – является достижение стабильности эмоционально-психологического состояния, чувства безопасности и комфорта.
Ранний возраст – это период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом.
В советской психологии первая возрастная периодизация психического развития была разработана Л.С. Выготским, в дальнейшем изучалась Д.Б. Элькониным. 
Л.С. Выготский определил хронологические границы раннего возраста — от 1 года до 3 лет, а Д.Б. Эльконин отнёс его вместе с младенчеством к эпохе раннего детства. Ранний возраст начинается после кризиса первого года жизни и заканчивается кризисом трёх лет.
Ранний возраст – бесспорно крайне важный и ответственный период психического развития ребёнка.  Это возраст, когда для маленького человека всё в первый раз, всё только в его жизни начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются самые важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе,  воображение, целенаправленность, настойчивость, творческая позиция, доверие к другим людям, и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют обязательного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
 Ни в каком периоде детства далее не наблюдается такого быстрого увеличения  массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным. Эти перемены требуют от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения, за счет появления менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. 
Качественно новые изменения (новообразования), которые впервые появляются в возрастной период раннего детства, определяют весь дальнейший  ход развития ребенка.
Для периода раннего детства  характерны следующие новообразования: освоение предметных действий (ребенок учится действовать с предметом таким способом, как принято в обществе), складывается первичная самооценка, формируются первичные формы наглядно-образного мышления, развивается активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам. 
Кроме новообразований в физиологическом развитии ребенка, большие изменения наблюдаются в психическом развитии: ребенок овладевает прямой походкой, и как следствие расширяются возможности достижения целей. В процессе действия с предметами развиваются познавательные процессы, формируются способы восприятия, развивается мыслительные операции (сравнение, обобщение).
В возрасте двух-трех лет преобладает двигательная и эмоциональная память, частично образная. В начале второго года ребенок узнает знакомых людей, даже, если он их не видел некоторое время (несколько недель), ориентируется в расположении комнат в квартире и предметов в них. К концу второго года жизни может вспомнить события давности нескольких месяцев. На третьем году жизни ребенок может вспомнить события, происходившие с ним шесть месяцев назад, например, летом вспомнить зимние события.
В возрасте двух-трех лет у ребенка отсутствует сознательный контроль над выполнением действий, т.е. внимание – непроизвольно. Ребенок делает только то, что ему интересно. Например, в год ребенок может удерживать внимание на одной игрушке в среднем 10 минут, а в три года – при сильной заинтересованности около 30 минут, иногда и больше. В этот период очень важно побуждать ребенка чем-то заняться, необходимо вызвать у него интерес, а не принуждать. Поскольку крайне сложно в этом возрасте привлечь внимание ребенка к предмету, который ему не интересен.
Восприятие ребенка в этом возрасте активно развивается. Если в год ребенок еще не способен последовательно рассматривать предмет, он выделяет какой-то один наиболее запоминающийся ему признак. То к двум годам у ребенка резко повышается способность к цветоразличию. С двух до трех лет ребенок уже может сделать выбор из 2-3 предметов по одному из признаков: форме, величине и цвету. А к концу третьего года жизни уже различает формы геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,  многоугольник) и цвета: белый, синий, желтый, фиолетовый, красный, оранжевый, зеленый, черный. Также совершенствуется слуховое восприятие и фонематическое. К трем годам ребенок воспринимает все звуки родного языка, но произносит их с большими искажениями.
У детей в возрасте одного-двух лет  основным является наглядно-действенное мышление: ребенок применяет разные способы действия с предметами, чтобы добиться результата (иными  словами, возникающие проблемные ситуации ребенок решает путем реального действия с предметами). К двум годам дети уже имеют четкое представление о назначении предметов, которые их окружают; понимают общие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
А к концу третьего года жизни у ребенка зарождается наглядно-образное мышление, т.е. ребенок ставит перед собой цель, у него появляется план действия и действия с предметами уже заменяются действиями с образами. Появляются обобщения. Взрослый может подсказать выход из ситуации уже не только действием, но и словом.
До полутора лет речь у ребенка развивается медленно. Ребенок активно накапливает словарь, но пока редко использует речь. В этот период формируется фонетическая, лексико-грамматическая стороны речи.  Но после полутора лет происходит резкий перелом и скачок в речевом  развитии: ребенок начинает требовать называть предметы, сам произносит слова, которые эти предметы обозначают. На втором и третьем годах жизни ребенка происходит овладение фразовой речью, к трем годам ребенок начинает говорить предложениями. Совершенствуется понимание речи взрослых и складывается собственная активная речь. Период с двух до трех лет считается сензитивным  для развития речи (т.е. наиболее благоприятным для развития какой-либо функции). К трем годам активный словарь ребенка достигает примерно 1500-2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В два-три года значительное место занимает игра. В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок в игре уже может не только выполнять, показанные взрослым действия, а может выполнять те действия, которые наблюдал ранее сам (например: читает «как взрослый» или укладывает куклу спать и др.).
В игре развивается воображение, которое пока функционирует с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. Основным средством развития воображения является речь, с помощью которой ребенок может представить себе тот или иной предмет, которого он ранее не видел. Следовательно, воображение является не первичной функцией, которая изначально присуща ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития. По мнению Л.С. Выготского отличительной особенностью воображения ребенка является «отлет от действительности»:  «правильное познание действительности невозможно без известного элемента воображения, без отлета от действительности…».
На втором году жизни ребенок может называть своё имя, запоминает и называет  имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно. В возрасте полутора-двух лет появляется слово «нет». В возрасте двух-трех лет начинает складываться произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией, именем и полом. Заметно меняется характер. В два-три года наступает «возраст систематического отказа», когда ребенок начинает отказываться даже от любимых блюд или игрушки. Ранний возраст завершается кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Желания неконтролируемы и неустойчивы, поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок постепенно начинает овладевать правилами поведения. У него развивается самостоятельность. Встречая препятствия и преграды, ребенок с удовольствием их преодолевает, и уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Формируются волевые качества: настойчивость, целеустремленность.
В период раннего детства развитие мозга и психики ребенка очень стремительное. В этот период закладываются наиболее важные человеческие способности (познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и многое другое). Ребенок достигает больших успехов во всех сферах деятельности, но при обязательном участии взрослого.
На основании вышеизложенного, основными возрастными и индивидуальными особенностями, характеризующими детей раннего возраста,  являются следующие:
- быстрое увеличение словарного запаса;
- умение слушать простые рассказы, понимать значение большой – маленький; мокрый - сухой и др., формируется начальное представление о количестве (больше - меньше; полный - пустой);
-  навык рассматривать картинки, разбирать и складывать пирамиду без учета величины колец;
- умение самостоятельно играть и проявлять фантазию, играть в простые групповые игры, подражать сверстникам;
- умение рисовать черточки, воспроизводит простые формы, формируется умение резать ножницами; красить пальцами, открывать крышки, играть с песком и глиной.
Все вышеприведенные показатели, характеризующие возрастные и индивидуальные особенности физического и психического развития детей раннего возраста, определяют развитие здоровых детей, без каких-либо отклонений.
Неблагоприятное течение адаптации детей часто возникает  из-за нарушений психического здоровья, которые есть у ребенка с раннего возраста. Поэтому важно, как можно раньше, выявлять эмоциональные нарушения и проводить их коррекцию. [4, c.39]
Причин, приводящих к нарушениям психического здоровья детей много: это могут быть, как  перинатальных повреждения нервной системы еще в утробе матери или во время родов, так и стрессовые ситуации в жизни ребенка (социально-экономическое неблагополучие семьи, или неправильное воспитание, отсутствие необходимого ребенку внимания взрослого и др.), которые могут привести в дальнейшем, к неблагоприятному течению адаптации ребенка.
Как правило, сегодня дети приходят в детский сад в возрасте двух-трех лет. Этот возраст сопровождается болезнями, что усложняет и делает более длительной адаптацию ребенка в детском учреждении. Кроме того, в этот период происходит интенсивное физическое развитие и формирование психики ребенка. [5, c.14]
Так же, на возраст трех лет приходится кризис. В этом возрасте ребенок впервые начинает ощущать себя как личность и хочет, чтобы это видели все вокруг. Но зачастую,  для взрослых, легче и привычней, чтобы все оставалось как прежде, и в связи с этим, ребенку приходится отстаивать свои права, что непременно ведет к повышенному напряжению психики. Ребенок становится очень ранимым, бурно реагирует на любую незначительную ситуацию.
Приход ребенка в детский сад меняет окружающую его социальную среду, тем самым оказывает влияние на психическое, и физическое здоровье.
  Поэтому необходимо особое внимание обратить на развитие у ребенка необходимых навыков, от того насколько ребенок подготовлен к моменту перехода из семьи в детский сад, зависят длительность и течение адаптационного периода, а также дальнейшее развитие малыша. Изменения образа жизни ребенка приводят к нарушению его эмоционального состояния.
Влияние внешней среды подкрепляет самооценку, полученную ребенком дома: если ребенок уверен в себе, его не пугают сложные ситуации ни в детском саду, нигде бы то ни было – он успешно с ними справляется. И наоборот, низкая самооценка приводит к неуверенности и неумению ребенка справляться с препятствиями.
Можно выделить следующие степени адаптации в детском саду: легкую, среднюю, тяжелую и очень тяжелую. Какая степень адаптации будет у конкретного ребенка, зависит от многих факторов: отношений в семье, педагогических умений воспитателей, характерологических особенностей самого малыша.
1. Легкая адаптация к детскому саду проходит в довольно короткие сроки: в течение 2-4 недель ребенок привыкает к детскому саду, не боится туда идти и с радостью отправляется в группу.
Но, при легкой степени адаптации у ребенка могут наблюдаться такие негативные реакции как: временное нарушение сна, аппетита, неадекватные эмоциональные реакции, изменения в речевой, игровой активности.
Но перечисленные выше негативные реакции при легкой степени адаптации, как правило, проходят и нормализуются в течение 7-20 дней.
Как показывает практика, родители, чьи дети адаптировались с легкой степенью, подготавливали своих детей к детскому саду: обучали простым культурно-гигиеническим навыкам, учили самостоятельности, рассказывали про детский сад, играли с ребенком в «детский сад».   
2. Средняя адаптация ребенка в детском саду затягивается на более длительное время – до полутора месяцев. Ребенок при этом, как правило, злится или плачет, когда идет в детский сад, не всегда хочет заходить в группу, но, тем не менее, вливается в коллектив и новую обстановку, новую жизнь, хоть и медленно.
Негативные реакции при средней степени адаптации проходят и нормализуются в течение более длительного времени: например, сон и аппетит восстанавливаются и нормализуются в течение 20-40 дней; речевая активность и эмоциональное состояние – в течение 30-40 дней; двигательная активность, претерпевающая сильные изменения, нормализуется за 30-35 дней. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми при этом не нарушается.
Как показывает практика, дети, у которых адаптация средней степени, до прихода в детский сад, в основном, имели общение только со взрослыми (знакомыми для ребенка), поэтому с приходом ребенка в детский сад, трудности возникают с привыканием и общением именно с детьми: большое количество детей вокруг пугает и они их (детей, сверстников) не понимают.
3. Тяжелая адаптация в детском саду наиболее характерна для детей с низким уровнем социализации или повышенной агрессивностью, с высокой чувствительностью. Привыкание в этом случае может длиться от двух месяцев до полугода. Такая степень адаптации встречается достаточно редко.
Такой вид адаптации сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций у ребенка. Происходят видимые изменения в речевой  и двигательной активности. При тяжелой адаптации, как правило, ребенок заболевает в первые десять дней, и продолжает повторно болеть в течение всего периода привыкания к детскому саду. Тяжелая адаптация, которая  проявляется с нарушением поведения, наиболее часто наблюдается в возрасте от трех лет. Так как в этот период, наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика характеризуется активным развитием и становится очень ранимой и чувствительной к обстоятельствам, отягощающим развитие.
4. Очень тяжелая адаптация: привыкание в этом случае может длиться от двух месяцев до нескольких лет, а иногда ребенок так и не приспосабливается к детскому саду и родителям приходится забирать его на домашнее воспитание. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Такая степень адаптации встречается достаточно редко.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, необходимо заранее готовить его к поступлению в детский сад.
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду, взрослым необходимо сформировать у него (ребенка) позитивное отношение к детскому саду, положительную установку на детский сад. Залогом успешной адаптации также будет профессиональное мастерство воспитателей, атмосфера тепла, доброты и внимания к детям в группе.
На адаптацию влияние оказывает тип темперамента ребенка. Замечено, что быстрее к новым условиям адаптируются сангвиники и холерики. А флегматикам и меланхоликам приходится сложнее (они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро собраться на прогулку, одеться после сна, покушать, выполнить задание и др.). Их часто подгоняют, и не только в садике, дома тоже, не дают возможность побыть собой.
В зависимости от того, какая у ребенка степень адаптации к детскому саду, родителям и воспитателям необходимо выстраивать свои пути взаимодействия с каждым конкретным ребенком: одного нужно просто поддержать,  другого – подбодрить, третьего – пожалеть. Если взрослым удастся найти подходящую стратегию поведения, то в скором времени психологическая и физическая адаптация ребенка к детскому саду закончится, и он будет спокойно ходить в детский сад.
         Характер и длительность адаптации детей раннего возраста зависит:
- от индивидуально-типологических особенностей ребенка (индивидуальные особенности или типы темперамента: общительный и жизнерадостный ребенок или чувствительный и ранимый; малоподвижный или активный). Знание особенностей каждого типа темперамента, помогает найти индивидуальный подход для получения желаемого результата. Это особенно  важно в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду;
- от жизненного опыта ребенка: ребенок из многодетной семьи и где есть бабушки и дедушки, как правило, умеет без проблем выстроить собственный стиль общения и поведения с каждым членом семьи. И в группе детского сада такой ребенок с удовольствием идет на контакт с незнакомыми взрослыми и детьми, с интересом узнает и обследует незнакомую новую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию, где ребенка кто-нибудь кормил, укладывал спать, гулял. Нет проблем с адаптацией и у детей, живущих в коммунальных квартирах. Такие дети, попав в группу, сразу же ориентируются на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что делать можно, а что нельзя.
С большими трудностями в период адаптации к детскому саду столкнутся дети, родители которых живут обособленно, своим «мирком», круг общения которых резко ограничен. Также возникнут сложности, если во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, лишая тем самым, ребенка ценного опыта коммуникации и взаимодействия с другими взрослыми и со сверстниками. Не имея никакого жизненного опыта, без любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно:  например: начинает ползать, вместо того, чтобы ходить; замолкает, если начал говорить. В незнакомой обстановке ребенок особенно раннего возраста ко всему относится с опасением: отказывается брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды и т.д. Даже если уже имеются навыки по самообслуживанию,  на время они могут исчезнуть даже дома; достаточно на длительное время сбивается характер и длительность сна.
Но проходит время, у каждого ребенка оно свое, и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы: ребенок, расставшись с мамой, быстро успокаивается; реже плачет в течение дня;  появляется аппетит; готов принимать помощь взрослого во время приема пищи, во время одевания. У ребенка появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы; может сам заняться игрой; может в какой-то степени обслужить себя сам. Самым значительным и последним показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон ребенка, как в дневное, так и ночное время дома.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, о том как будет протекать адаптация у ребенка зависит от множества факторов: от возраста ребенка, состояния здоровья,  уровня развития, особенностей семьи. Период привыкания детей к детскому саду - крайне сложная проблема. И от того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.  И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы,   что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”. В.А.Сухомлинский   
 
Использованные источники:
 
1. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Адаптация и самоадаптация в теории Эриксона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Адаптация_и_самоадаптация_в_теории_Эриксона
2. Васильева Н./ К вопросу о социально-психологической адаптации// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.16-18. - (Наука - практике).
3. Гризик, Т., Баева В. Участники адаптационного периода: ребенок-родители-педагоги // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 9. - С.57-61: 5 фот. - (Социально-личностное развитие).
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии  /  СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224с.
5. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11. -С.10-14.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»