Экологическое воспитание через художественно-
эстетическое развитие детей в ДОУ
Дети жаждут ярких впечатлений. И если не учить их умению находить красоту в неярком луговом цветке, если в них не развивать способность изумляться величайшей целесообразностью муравейника, либо очарованием или мощью и величием разнообразных погодных явлений, то вырастут люди с обедненной душой.
Экологическое воспитание – сложный, кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. Среди которых большое место занимают: рисование, лепка, конструирование, чтение художественной литературы, музыка.
Художественное творчество, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия по художественному творчеству являются важной составляющей формирования экологической культуры дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Знания о природных явлениях, получаемые на прогулках экскурсиях углубляются и дополняются на художественно-эстетических занятиях. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. (Экскурсии.)
На занятиях по изо-экологии способствуют расширению представлений детей о природе, свойствах материалов. Занятия по изо-экологии включают в себя – флористику, конструирование из природного материала, аппликацию из природного материала. На занятиях дети не только работают с природным материалом, но и получают достоверную информацию о природных объектах. Проводятся беседы и по защите леса от пожаров, мусора. Как вести себя в лесу, за тем все это дети отражают в рисунках. (Рисунки.) Общение с природным материалом развивает ребёнка: деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им; воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность; знакомит с важнейшим принципом «не навреди!» (так как учит брать для работы с природным материалом для поделок- листья, желуди лежащие на земле, мох на поваленном дереве); помогает осмыслить роль человека в сохранении природы. (Тундра.)
Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое, в жизни, искусстве, литературе. Именно эти психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют сделать процесс экологического воспитания с использованием художественно-эстетических средств эффективным и действенным. Детей привлекают легкие шуточные стихи и песни о временах года, рассказы при чтении художественной литературы. (Ч,Х,Л.) Загадки, пословицы, поговорки, попевки, потешки, прибаутки, отражающие различные природные явления.
(МУЗЕЙ)Так же эффективность работы по Худ-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: Музеями, библиотекой. В которых проводятся тематические недели по экологии: различные выставки и развлечения, которые мы посещаем с детьми.
Экологическое воспитание детей в процессе занятий по «Музыке» Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира. Дети очень остро чувствуют прекрасное, и тянутся к нему. Тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. (Музыка.)
Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения как на музыкальных занятиях так и в группе: потешки, песенки-прибаутки, подражают в песенках крику животных и пению птиц. В песнях и сюжетах несложных танцев всегда присутствует образ животного или какого-либо природного явления “Пляска с листочками”, «Весенний ручей» “Дождик” и др. Интеграция музыки и рисования помогает детям глубже прочувствовать музыкальные образы, через картины природы выразить эмоции, передаваемые тем или иным музыкальным произведением.
Таким образом, главная роль в процессе формирования экологической культуры через художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста отводится педагогам. Педагог должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны пробудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, расположение в пространстве и многое другое, которые несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему.
Признанием благотворной работы в этом направлении я считаю награды в многочисленных конкурсах и смотрах различного уровня, но наиболее важным достижением все же является формирование осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее. Это также отношение к себе, как части живого, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой, а творческая деятельность станет лучшим помощником в этом!
Заключение. Дети слушают художественную литературу, поют, рисуют, прислушиваясь к словам взрослых, размышляют и задумываются о добром отношении ко всему живому вокруг. А забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие к миру вокруг - это и есть охрана природы.
Используемая литература:
1. Гончарова Е.В Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.
2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М.: АрКТИ,2001.
3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего экологического образования. Под ред.Г.А. Ягодина.-М.,1993
4.Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников. Под ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой. – Спб.,1998
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2001.
6. Интернет ресурсы.