Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метод демонстрации в занятиях
по физической культуре

Свеженцева Екатерина Алексеевна
В  процессе обучения двигательному действию  педагогу необходимо владеть различными средствами преподавания. Двигательное действие как предмет обучения в физическом воспитании имеет множество средств и методов. При умении правильно ориентироваться  среди этого множества педагогу будет легче выбрать  наиболее эффективный из них для решения поставленных учебных задач. С помощью метода демонстрации обучаемый создает первый зрительный образ двигательного действия.  Этим обусловлена важность его применения в процессе обучения двигательному действию.
Описывая  метод демонстрации в физическом воспитании необходимо отметить  особенности его применения в зависимости от уровня подготовленности  обучаемых и их возрастных особенностей. Так же следует отметить, что в  процессе развития у каждого человека выделяется ведущий анализатор. При относительно ярко выраженном зрительном восприятии больший эффект будет получен воздействием на зрительный анализатор, при слуховом – на слуховой. Другим важнейшим условием применения метода демонстрации являются возрастные особенности обучаемых.  
 Особое значение метод демонстрации имеет при работе с детьми.
Этот метод включает в себя показ двигательного действия и показ демонстрационного материала (наглядных пособий).
Показ двигательного действия может осуществляться самим воспитателем или кем-то из детей. При этом целесообразно соблюдать следующие требования к показу:
  1. Соответствие  демонстрируемого двигательного действия образцу техники.
  2. Соответствие демонстрируемого двигательного действия возможностям обучаемых.
  3. При необходимости уменьшать скорость,  делать паузы, подчеркивать  характер выполнения двигательного действия.
  4. Движение должно быть видно всей группе детей.
  5. Предварительно организованная избирательная направленность внимания детей.
  6. Правильно выбранный способ показ (стоя лицом или боком к группе).
  7. Первый показ должен быть выполнен в полную силу и с нормальной скоростью (лишь после этого возможен показ по частям, с замедленной скоростью).
  8.  Возможно неправильное исполнение для предупреждения наиболее часто встречающихся ошибок (только в отдельных случаях). 
Показ упражнения ребенком допустим в следующих случаях:
  • Воспитатель по состоянию здоровья не в состоянии хорошо и правильно выполнить действие.
  • Если при выполнении затруднено объяснение.
  • Если необходимо изменить мнение о невыполнимости задания.
Эффективность применения показа двигательного действия зависит от готовности ребенка к сознательному подражанию. Эта готовность определяется нижеперечисленными  факторами:
  • способность ребенка анализировать увиденное                       действие
  • интерес к изучаемому действию
  • наличие достаточного контроля и самоконтроля.  
Наряду с показом двигательного действия выделю также показ демонстрационного материала, что создает дополнительные возможности для восприятия детьми двигательного действия. Среди наглядных пособий выделяют:
  • графические изображения
  • модели и муляжи
  • наглядные ориентиры
  • сигнальные и предметные  лидеры
  • оценки
Демонстрация графических изображений  должна проводиться  с учетом некоторых методических правил.
Плакаты могут использоваться для отражения моментов действия, которые трудно выделить при показе и объяснить. При этом изображение необходимо освобождать от деталей, которые могут отвлекать детей. У детей нужно заранее  сформировать интерес к предмету наблюдения.
Некоторым преимуществом перед плакатом обладают изображения на доске мелом.  Простота, незагроможденность  рисунка, оперативность и эмоциональное воздействие на детей помогут более эффективно решить поставленные задачи.
Предметные пособия при обучении детей дошкольного возраста гимнастике обладают сравнительно ограниченными дидактическими возможностями. Наиболее используемыми из предметных пособий являются шарнирные модели. Они позволяют демонстрировать движения отдельных звеньев тела, амплитуды движений.
Особенно следует отметить среди предметных наглядных пособий макеты спортивных площадок. Такие макеты позволят показывать детям варианты движений в зависимости от игровых ситуаций.
Немаловажную роль в обеспечении наглядности играют наглядные ориентиры (мячи на подвесках, флажки, мишени, щиты с разметкой, разграничительные линии).
Во время занятия по физическому воспитанию используются различные приемы наглядной сигнализации. Это дает детям информацию о времени начала выполнения, о ритме и темпе выполнения  движения. Сигнал может быть подан условной позой или жестом воспитателя, показом предмета определенной формы и цвета и т.п. Возможен так же и звуковой сигнал (хлопок, свисток). К наглядной сигнализации можно отнести и выставление оценок после выполнения задания.
В последнее время все большее значения на занятиях физкультурой  приобретает приобщение детей к здоровому образу жизни. В решении этой задачи может помочь демонстрация наглядных пособий (плакатов, картинок и т.д.).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»