Стратегия победы над собственными страхами.
Приемы сказкотерапии в работе педагога
ГБДОУ д/ сад № 71
Приморского района Санкт-Петербурга
Сказочные истории обладают огромной силой воздействия. Для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления, аналитических способностей. В процессе анализа услышанного, развивается фантазия, дети учатся искать собственные выходы из различных ситуаций, избавляются от страхов. Сказка помогает обсудить важные вопросы о семье, дружбе, родине, об ответственности, трудолюбии.
Сказкотерапия – это метод для развития творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Хорошо использовать в сказкотерапии Метафорические ассоциативные карты. Метафорические карты (в пер. с греч. «перенос») – новое направление в психологии и педагогике, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким - либо другим на основании их общего признака.
Как работают МАК
Воспринимая материал, который содержится в карте – изображения, символы, и т. д. – психика выдает на поверхность цепочку ассоциаций, которые хранятся в ее глубине. Таким способом на поверхность можно вывести гениальные идеи, способы решения жизненных задач, ответы на важные вопросы.
МАК обладают следующими достоинствами:
- МАК интернациональны, используются во всех культурах, для всех возрастов;
- МАК – трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие к неожиданным открытиям;
- МАК создают условия для саморазвития и самопознания;
- МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке;
МАК «По моему хотению» включают в себя рисунки к русским сказкам, созданные Николаем Михайловичем Кочергиным, одним из самых выдающихся представителей «золотого века» детской иллюстрации. С МАК можно играть в игры, прорабатывая детские страхи.
Игра «Братья наши меньшие»
Часть карт комплекта иллюстрирует взаимодействие человека и животного, реального или вымышленного. Карты могут быть использованы для обсуждения с вопросов защиты окружающей среды и доброго отношения к животным, избавления от страхов.
Дети делятся на подгруппы. Каждая получает от ведущего карту с изображением человека или животного.
Задачи подгруппы могут быть такими:
- Сочинить сказку о том, как человек спас животное;
- Сочинить сказку о том, как животное помогло человеку стать лучше;
- Придумать план заботы о животном;
- Разработать рекомендации для тех, кто никогда не общался с таким животным, но хочет с ним подружиться;
- Нарисовать продолжение истории, начало которой представлено на картинке, или начало истории, которое закончилось так, как показано на картинке;
Игра «Следы невиданных зверей»
Русский фольклор полон невиданных существ. Для того чтобы дети лучше познакомились с ними, используются карты комплекта, на которых изображены Чудо Юдо, Змей Горыныч, Баба Яга, Морской царь и другие.
Каждая подгруппа получает по одной карте и должна подготовить презентацию для других групп.
- Что это за существо;
- Где оно живет;
- Что любит, что не любит;
- Как себя ведет;
- В каких сказках о нем повествуется;
Можно просто рассказывать сказку и обсуждать её. Можно слепить героев из пластилина, показать кукольный спектакль, разыгрывать сценки.
Игра «Придумаем сказку»
Составление коллективной сказки по картам. Каждый участник по очереди тянет карту, открывает и описывает то, что он видит так, чтобы получилась общая история.
Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
- о жизненно важных явлениях;
- о жизненных ценностях;
- о постановке целей
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагая поиграть в сказку, педагог принимает непосредственное участие, помогает, сочиняет. Продумывайте сказку заранее. Сделайте описание героя, его жизнь и проблему близкими ребенку, но не копируйте (не ребенок, а тигренок, он не бьет друзей лопаткой по голове, а царапает коготками). Опишите чувства всех героев. Предложите варианты решения. Главный герой может подсмотреть их у второстепенных, ему могут подсказать друзья: добрый волшебник, мудрая сова. Решений может быть несколько – ребенок их обдумает и выберет. Смысл не в том чтобы дать готовое решение, но чтобы предложить варианты и дать решать самому.
Алгоритм сочинения сказки с детьми:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
В сказкотерапии, в зависимости от решаемых проблем, можно использовать русские народные сказки, сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Можно использовать мужские сказки – «Иван царевич и серый волк», и др.
«Рисование сказки»
После сочинения сказочной истории сказку следует нарисовать, слепить, сделать аппликацию. Рисуя, работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги и других чувств, которые его беспокоили. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах в рисунках появляются чудовища, огонь, темные краски. Новый рисунок на тему той же сказки будет уже спокойнее, краски более светлыми..
Для рисования лучше взять гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель.
Сказкотерапия работает с самого раннего возраста. Герои и сюжеты меняются с взрослением ребенка. Принцип повествования также меняется: сначала вы рассказываете сказку сами, затем практикуете совместное сочинительство, а в старшем возрасте просите ребенка завершить сказку - это позволит ему раскрыться, а вам больше узнать о его внутреннем мире.
Список используемой литературы:
1. «Метафорические Ассоциативные карты с семейном консультировании» Москва, издательство «Вариант» 2018 г.
2. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказками» - СПб.: Речь, 2008.
3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии».
4. Киселева М.Б. «Арт - терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми» - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
5. «Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка» - СПб.: Речь, 20076 Сакович Н.А. «Технологии игры в песок. Игры на мосту» СПб.: Речь, 2008.
6. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем» СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
7. Чех Е.В. «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку»– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 11. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. «Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей»
8. Пезешкиан Н. «Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия». – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006.