ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рогачева Татьяна Анатольевна
руководитель физвоспитания ГБДОУ 67 Калининского района
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………….…………3
Глава 1.Проблема формирования нарушений осанки у детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………….4
1.1. Особенности развития дошкольников……….……………..4
1.1.1.Возрастные особенности физического развития детей
раннего и дошкольного возраста…………………………..6
1.1.2.Особенности развития опорно-двигатедьного аппарата
в дошкольном возрасте……………………………………...8
1.2. Характеристика нарушений осанки………………………..9
1.3. Средства и методы, направленные на профилактику нарушений
осанки…………………………………………11
Глава 2.Методы и организация исследования…………………………....14
2.1. Методы исследования, анализ литературы………………….14
2.2. Организация исследования…………………………………..16
Глава 3.Методика подбора средств и методов, направленных на профилактику нарушений осанки
старших дошкольников…….20
Выводы………………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………22
Приложение………………………………………………………………….23
За последние годы значительно изменилось представление о развитии детей дошкольного возраста, формировании культуры их здоровья в ранние периоды развития.
Дошкольный период развития ребёнка имеет важнейшее значение для всей последующей жизни человека. В этом возрасте формируются основные психологические функции организма человека, которые напрямую зависят от физического развития , состояния здоровья.
Одной из проблем в физическом развитии детей стало нарушение осанки в дошкольном возрасте. Эта актуальная тема послужила поводом для написания данной работы.
Объектом исследований является физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Соответственно, предмет исследований – профилактика нарушений осанки средствами ФВ.
Цель, преследуемая нами при написании этой работы, заключается в выявлении оптимальных средств ФВ, направленных на профилактику
нарушения осанки в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1.Проанализировать особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
2.Дать характеристику средств и методов, направленных на профилактику нарушения осанки.
3.Разработать методические рекомендации, направленные на профилактику нарушения осанки в старшем дошкольном возрасте.
1.Проблема формирования нарушений осанки в дошкольном возрасте.
1.1. Особенности развития дошкольников
Важнейшей задачей в современном образовании является создание такой системы использования средств физической культуры в формировании и развитии детей дошкольного возраста, которая бы обеспечивала преемственность семейного, дошкольного и начального школьного образования. Оказала бы влияние на формирование оптимального двигательного режима, который, в свою очередь, поможет без ущерба для здоровья справляться с учебной и физической нагрузкой. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
К основным средствам физического воспитания следует отнести:
-физические упражнения;
-гигиенические факторы;
-закаливание.
Основой физических упражнений является движение. Движения оказывают благотворное влияние на весь организм ребёнка и, прежде всего, укрепляют двигательный аппарат.
Известно, что работающая мышца потребляет питательных веществ в три, а кислорода в семь раз больше, чем бездействующая, поэтому во время работы мышечная ткань более обильно снабжается кровью, несущей ей питательные вещества и кислород. В результате систематической тренировки мышцы становятся округлыми и эластичными. При сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще и шире. Так как к работающим органам кровь приливает более обильно, то во время движений объём крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается, вместе с этим усиливается и лёгочная вентиляция для насыщения крови кислородом.
Во время движений в организме вырабатывается тепло; известно, что в холодное время года на прогулке дети должны больше двигаться, в противном случае они зябнут даже при незначительном морозе, как бы хорошо они не были одеты. Во время движений, в связи с повышением теплопродукции, усиливается работа потовых желез, которые являются механизмом теплорегуляции.
Таким образом, двигательные акты обслуживаются системами дыхания, кровообращения, теплорегуляции. Всё это требует взаимной согласованности в работе всех физиологических систем, что зависит от соответствующей нервной регуляции.
Так в тренировку включается и нервная система. Русский физиолог И.М.Сеченов писал, что работа мышц есть работа мозга, и этим определил взаимосвязь мышечной работы и нервной системы. (Сеченов И.М. «Рефлексы головного мозга» М. 1961 г.)
Исходя из вышеизложенного, целью всестороннего развития ребёнка в первые годы жизни является физическое воспитание.
Одной из главных задач для детей раннего и дошкольного возраста наряду с образовательными и воспитательными задачами является оздоровление.
К частным задачам оздоровительной направленности относят:
1.Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путём закаливания.
2.Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки, а также мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребёнка.
3.Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребёнка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и терморегуляции, предупреждению застойных явлений.
4.Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребёнка.
По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:
1) новорожденный – первые четыре недели жизни;
2) грудной (младенческий) – до 1 года;
3) ранний детский – от 1 года до 3 лет;
4) дошкольный – от 3 до 6 (7) лет.
Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.)
1.1.1.Возрастные особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Первые годы жизни ребёнка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.
С рождения до трёхлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно – мышечного аппарата, но сила мышц ещё очень невелика. Все суставы ребёнка вследствие слабого развития связочного аппаратаи мышц отличаются большой подвижностью.
В раннем возрасте ребёнок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трёхлетних – не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определённую целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, неcкоорди-нированностью. Внимание в этом возрасте ещё не устойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чём-то одном и быстро утомляются.
В период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5-6 см, массы тела – около 2кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребёнок прибавляет 8 – 10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме.
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6 – 7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а длина ног – более чем в 3 раза.
Рост мышечной ткани происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон. У ребёнка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем ( с 6 – 7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из – за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники ещё не способны к длительному мышечному напряжению.
К 6 – 7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребёнка ещё недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей ещё не совершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий необходимо разнообразить.
1.1.2.Особенности развития опорно – двигательного аппарата в дошкольном возрасте.
Источником гармоничного развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счёт работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.
Скелет ребёнка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако, мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей и пр. может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свод стопы, вызвать нарушение осанки.
Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, богатом содержании в мышцах жидкости, низких показателях мышечной силы. Объём мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в различных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в шести – семилетнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные отклонения осанки. В этом возрасте сила мышц – сгибателей выше силы мышц – разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц – разгибателей.
У старших дошкольников остаётся низкой выносливость по отношению к силовым напряжениям. Однако, под влиянием эмоциональных возбуждений дошкольник может проявить большую силу и выносливость двигательного аппарата, несвойственную ему в обычных условиях, что нередко отрицательно сказывается на общем состоянии организма и, в частности, сердечно – сосудистой системы. Поэтому такие физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой надо строго дозировать, соблюдая правило постепенных нагрузок.
Уровень развития основных движений и физических качеств зависит от постановки физического воспитания, проводимого на основе возрастных функциональных возможностей ребёнка.
1.2. Нарушения осанки ( виды ).
В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате.
Под осанкой ребёнка понимается привычная поза, свойственная ему в непринуждённом положении. С морфологической стороны осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы, туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием и состоянием мускулатуры.
С физиологической точки зрения осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение привычного положения тела.
Различают:
1.Правильную физиологическую осанку
2.Патологическую осанку:
-лордотическую;
-кифотическую;
-сутуловатую;
-выпрямленную.
Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций, но и физической выносливостью ребёнка. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развёрнуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности правильная осанка создаёт условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний. При неправильной осанке может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов, и ребёнок больше подвержен частым респираторным заболеваниям.
Сутуловатая осанкахарактеризуется уплощённой грудной клеткой, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами.
При лордотической осанкешейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько откинута назад.
Кифотическая осанкахарактеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен. Нередко встречаются асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого ) и боковое искривление позвоночника.
Наиболее серьёзным нарушением опорно – двигательного аппарата является сколиоз. Он характеризуется не только искривлением позвоночника во фронтальной плоскости , но и перекручиванием позвонков вокруг своей оси.
Принимая во внимание вышесказанное, в комплексе физических упражнений для детей дошкольного возраста большое значение имеют корригирующие упражнения или оздоровительно профилактическая гимнастика.
1.3 Средства и методы, направленные на профилактику нарушения осанки детей дошкольного возраста
Обследования, которые совместно проводят врач – ортопед и педагог по физическому воспитанию, показывают, что многие дети уже в раннем возрасте имеют проблемы со здоровьем (отклонения в развитии опорно – двигательного аппарата, слабая сопротивляемость к простудным, инфекционным и другим заболеваниям). Следовательно, дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию осанки координацию всего опорно – двигательного аппарата, укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Цель оздоровительно – профилактической гимнастики – закаливание, оздоровление организма, профилактика нарушения осанки. Для этого необходимо систематически решать следующие задачи:
1. Подводить каждого ребёнка к пониманию значения физических упражнений для закаливания и оздоровления своего организма.
2. Воспитать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким – либо видом спорта.
Для решения этих задач необходимо:
- знакомить детей со строением тела и внутренними органами (это помогает ощущать, «осознавать» двигательный процесс в целом и отдельные движения);
- учить ребёнка креативности не только в спорте, но и в жизни;
-учить владеть своим телом в движении;
-систематически, начиная с раннего возраста, учить детей самостоятельно и осознанно регулировать физическую нагрузку, чередуя её с расслаблением и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).
Именно поэтому вкупе с оздоровительно – профилактической гимнастикой важно проводить дыхательную гимнастику.
Наиболее удачным временем для организации оздоровительно – профилактической гимнастики можно считать дневное (после сна) время, а оптимальной её формой – образно-игровую.
Структура оздоровительной гимнастики строится с учётом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности. Для этого используют частую смену движений с разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку различного характера.
Оздоровительно – профилактическая гимнастика состоит из нескольких частей, при этом необходимо соблюдать следующие правила:
-начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением мышечного тонуса;
-большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением;
-учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребёнка, а также его состояния на данном этапе;
-предусматривать активную роль взрослого для стимулирования у детей эмоционального подъёма в процессе двигательной деятельности.
Вся оздоровительно - профилактическая гимнастика основана на следующих принципах дидактики:
- доступность и постепенность – от простого к сложному;
- систематичность;
- сознательность и активность взрослого и детей в двигательной деятельности на протяжении всего времени занятий.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость. Лёгкие являются органом не только дыхания, но и выделения, а также регуляции температуры тела. Кроме того, они принимают участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определённую роль в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно подходить к решению этой задачи обдуманно и ответственно.
2.Организация и методы исследования
2.1 Организация исследования
В ходе исследования были сформированы две контрольные группы детей старшего дошкольного возраста примерно одинакового уровня физического развития. Одна из этих групп дополнительно к физкультурным занятиям два раза в неделю занималась оздоровительно – профилактической гимнастикой, другая – нет. Занятия гимнастикой проводились в спортивном зале после сна. Продолжительность занятий составляла 30 минут. Исследования проводились в течение года.
Структура занятий предполагала:
1.разминку, разогрев тела;
2.комплекс оздоровительно – профилактической гимнастики
3.упражнения на расслабление мышц тела, дыхательная гимнастика.
№ части |
Задачи |
Двигательная деятельность |
Темп движений |
Музыка |
Время, мин
|
1 часть |
Разогреть организм, создать по- ложительный эмоциональ- ный настрой |
Ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы, «по-медвежьи», «крабиками», ходьба, совмещённая с дыхательными упраж- нениями, ходьба по тренажёрам |
средний |
Рит- мичная |
10мин |
2 часть |
Воздейство- вать на коррек- цию осанки, координацию опорно-двига- тельного аппа- рата Учить детей чувствовать, ощущать про- цесс движений, выполнять каждое движе- ние осознанно. |
Специально разрабо- танные комплексы профилактических упражнений |
средний |
Без му- зыки |
20-25 мин |
3 часть |
Укреплять ды- хательную мускулатуру, учить детей осознанно расслаблять мышцы тела. |
|
спокой- ный, мед- ленный |
Релак- сацион- ная |
5-10 мин |
Первая часть занятия достаточно вариативна, т. е. в разминку можно включать упражнения с предметами и без предметов, можно менять музыку, темп музыки, использовать различное оборудование и инвентарь.
Вторая часть занятия условно постоянная, т. к. имеет своей задачей укрепить опорно – двигательный аппарат ребёнка, для этого существуют специальные упражнения, развивающие мышцы спины и брюшного пресса. Десяти комплексов из этих упражнений вполне оказалось достаточно, чтобы разнообразить занятия.
Третья часть занятия предполагает выполнение упражнений на расслабление мышц, таких упражнений также великое множество, поэтому занятия не будет выглядеть скучными и однообразными.
2.2 Методы исследования
Для определения эффективности проведения занятий были использованы следующие методы:
1. Метод педагогического наблюдения
2. Метод тестирования
1. Метод педагогического наблюдения позволяет получить большую информацию. Наблюдая в ходе занятия за детьми, преподаватель обращает внимание на их поведение, проявление интереса, степень внимания, внешние признаки реакции на физическую нагрузку. В результате применения данного метода было выявлено, что дети с удовольствием посещают занятия по оздоровительной гимнастике. Им нравятся подражательные движения, мальчики в особенности любят выполнять силовые упражнения, охотно выполняются детьми упражнения под музыку, быструю и медленную.
2. Метод тестирования позволяет получить объективные данные о степени тренированности и уровне физической подготовленности детей. Они очень показательны и на их основе делают соответствующие выводы и корректировки в планах. Здесь предлагается тестирование по двум показателям: гибкость и силовые показатели. Уровень физической подготовленности можно проследить из следующей таблицы. Следует отметить, что дети этих двух групп примерно одинакового уровня физической подготовленности, некоторые из них имеют вялую осанку, некоторые – достаточно физически развиты. Для тестирования здесь приводятся два вида контрольных упражнений. Первый – наклон вперёд из положения сидя (ребёнок сидит на полу, ноги врозь, наклоняется вперёд, если он не достает носки ног, то уровень считается низким, если достаёт – то средний, если пальцы рук касаются пола за носками ног – то высокий уровень), второй – поднимание туловища из положения лёжа (ребёнок лежит на полу, согнув ноги, ноги фиксированы, туловище поднимается до положения сидя, возврат в исходное положение, касаясь лопатками пола).
Уровень физической подготовленности детей шести лет
Физические способности |
Контрольная упражнения |
Мальчики |
Девочки |
||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||
Гибкость |
Наклон вперёд из положения сидя, см |
2-5 |
6-8 |
более 8 |
2-6 |
7-9 |
Более 9
|
Силовые показатели |
Поднимание туловища из положения лёжа с согнутыми коленями (количество повторе- ний за 30 сек) |
14-16
|
17-18 |
более 18 |
13-14 |
15-16 |
Более 16
|
В предлагаемых таблицах можно наблюдать динамику развития гибкости и силовых показателей в двух сравниваемых группах в течение года. Кроме того, сравнивая таблицы № 1 и № 2 можно проследить положительное влияние оздоровительно- профилактической гимнастики на физические способности детей. Таблица № 1 представляет собой показатели развития физических качеств детей в экспериментальной группе, таблица № 2 – в контрольной группе.
Показатели развития физических качеств детей экспериментальной группы
Табл.1
№ п п |
Фамилия Имя ребёнка |
Показатели |
|||
Гибкость |
Мышечная сила |
||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
||
1 |
Аристархова Алина |
4 |
10 |
12 |
17 |
2 |
Белобородов Кирилл |
3 |
7 |
- |
10 |
3 |
Поздеева Марина |
6 |
9 |
14 |
18 |
4 |
Таймасова Ксения |
9 |
11 |
14 |
16 |
5 |
Щенникова Наташа |
4 |
9 |
- |
10 |
6 |
Якимчук Алёша |
2 |
7 |
16 |
20 |
7 |
Ярыгина Катя |
3 |
7 |
8 |
16 |
Значительный прирост показателей гибкости и мышечной силы позволяет говорить о положительном влиянии оздоровительно – профилактической гимнастики на детский организм.
Показатели развития физических качеств детей контрольной группы
Табл.2
№ п п |
Фамилия имя ребёнка
|
Показатели |
|||
Гибкость |
Мышечная сила |
||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
||
1 |
Андреева Ксения |
3 |
5 |
5 |
8 |
2 |
Бондаренко Артём |
2 |
3 |
14 |
16 |
3 |
Величко Максим |
4 |
4 |
11 |
15 |
4 |
Сирош Эля |
6 |
9 |
- |
5 |
5 |
Семёнов Илья |
2 |
4 |
16 |
18 |
6 |
Тихомирова Лера |
4 |
6 |
15 |
17 |
7 |
Яковлева Света |
7 |
8 |
4 |
9 |
Физкультурные занятия в обычном режиме не позволяют достичь высоких результатов, таких, как в экспериментальной группе.
3.Методика подбора средств и методов, направленных на профилактику нарушений осанки дошкольников
Подбор средств и методов профилактики нарушения осанки в дошкольном возрасте зависит от возраста ребёнка, уровня его физической подготовленности, эмоциональности, заинтересованности в занятиях. Невозможно заставить дошкольника выполнять упражнения, объясняя ему всю значимость занятий. Чтобы увлечь детей, в нашем случае мы использовали в занятиях подражательные упражнения, музыкальное сопровождение, необычный спортивный инвентарь.
Ознакомление детей с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощённой форме, с постепенным усложнением техники выполнения. Знакомя ребёнка с каким – либо подражательным движением, ему не только показывают точную технику, но и предлагают сделать так же. Здесь уместен метод разучивания упражнения целиком, с объяснением и последующим показом.
Подбор упражнений зависит от цели и задач занятия, направленного на профилактику нарушения осанки. В одном случае это могут быть упражнения, направленные на развитие мышц спины, в другом – мышц брюшного пресса, в третьем – комплексные упражнения.
Следовательно, дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно – профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию осанки и координацию всего опорно – двигательного аппарата, укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, повышение сопротивляемости организма заболеваниям.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы:
1.Систематические занятия оздоровительно – профилактичекой гимнастикой позволяют укрепить мышечный корсет, укрепить с помощью него вялую осанку.
2.Гимнастику следует проводить после дневного сна.
3.Для проведения гимнастики следует использовать образно – игровую форму.
4. Параллельно с оздоровительно – профилактической гимнастикой следует проводить дыхательную гимнастику.
5. Желательно использовать музыкальное сопровождение.
Литература
1.Программа обучения и воспитания в детском саду «Детство»
2.Ж.К.Холодов,В.С.Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта, М:, Академия,2004
3.Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин Методика физического воспитания детей дошкольного возраста,М:,Владос,1999
4.Л.В.Яковлева,Р.А.Юдина Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет,М:,Владос,2003
5.Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, М:, Академия, 2002
6.Н.С.Голицина Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении,М:, Скрипторий, 2004
7.В.И.Теленчи Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет, М:, Просвещение,1987
8.И.С.Красикова Дыхательная гимнастика для детей, Санкт-Петербург, Корона принт, 2004
9.К.Д.Губерт, М.Г.Рысс Гимнастика и массаж в раннем возрасте, М:, Просвещение, 1981