Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектирование новых форматов режимных моментов
в образовательной программе дошкольного образования

Решетько Виктория Игоревна
В нормативных актах дошкольного образования поставлена задача обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; развитие форм включения детей в творческую и игровую деятельность. Роль взрослого связывают с активным использованием недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Контент-анализ более чем 200 публичных отчетов руководителей ДОО показывает, что воспитание у детей инициативы, самостоятельности, ответственности, способности делать выбор, развитие собственной мотивации в различных видах деятельности вызывает наибольшие проблемы у педагогов [11].
Актуальность обусловлена современной образовательной ситуацией, в обновление образовательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г.).
Принимая положение о том, что ребенок активен и развивается сам, исходя из своих внутренних сил, во взаимодействии со своим социальным и предметным окружением, необходимо соблюдение условия реализация образовательного процесса во всех возрастосообразных видах деятельности ,  осуществление ребенком самостоятельного выбора возможностей для приобретения собственного опыта, которые предоставлены в окружающей среде: в игре, в ситуациях повседневной жизни, в экспериментировании, исследованиях, проектной деятельности, творческой и других формах детской активности. Включение в образовательную деятельность всего доступного образовательного потенциала ближнего и дальнего окружения. «Развивающий опыт, вытекающий из интересов детей», любая деятельность, спонтанная или организованная является опытом для детей [17].
В связи с этим возникают вопрос:
  • Какой конкретный опыт предлагает повседневная жизнь детского сада для развития личных и социальных навыков, навыков по приобретению навыков и навыков использования способов обучения?
  • Как дети могут эффективно использовать этот опыт?
  • Может ли разработанный и продуманный режим дня предоставить детям эти возможности для приобретения знаний и навыков, необходимых для развития, организации развивающего опыта.
Образование в детском саду происходит в течение всего дня, включающим не только организованные занятия, но и все виды детской деятельности, в течение дня, включая режимные моменты [27].
По мнению авторов современных образовательных программ, режим дня позволяет организовать и целесообразно распределить временные ресурсы детей и взрослых в течение дня и выстроить гармоничное сочетание различных видов деятельности, также он является ориентировочной основой для планирования распорядка дня. Регулярно происходящие события предоставляют детям ориентиры в ситуациях, которые им иногда непонятны, обеспечение хорошего самочувствия детей в группе, удовлетворение физических потребностей, и вместе с тем, соблюдение педагогических целей, поддержки инициативы и самоопределения ребенка.
Режим дня, распорядок дня может научить ребенка пониманию состояния своего здоровья, способности регулировать чередование активности ицес отдыха, периодов усталости и восстановления, концентрации и релаксации. Все действия, которые ребенок выполняет в ходе режимных моментов, значимы для него. В процессе режимных моментов особенно важен принцип комфортности, постоянства, эмоциональной стабильности. Стабильность режима и его отсутствие может оказать влияние на самочувствие ребенка и уровень его адаптации к ДОУ.
Возникает необходимость в предоставлении детям возможности следовать собственным ритмам жизнедеятельности, понимание образовательных возможностей режима дня, проектирование новых форматов режимных моментов в образовательной программе дошкольного образования.
Проблема исследования: в противоречие между пониманием необходимости организации деятельности ребенка в соответствии с его интересами и потребностями, возможностями и необходимостью использовать ресурсы детских видов деятельности для организации образовательного процесса в режимных моментах; готовностью педагогов использовать адекватные, психологические и педагогические способы организации образовательной деятельности дошкольников.
Цель проектирование нового формата режимного момента «образовательного события» в образовательной программе дошкольного образования.
 Задачи
  • анализ образовательной ситуации и определение новых форматов организации образовательных режимных моментов
  • содержание форм образовательных режимных моментов: образовательный проект и образовательные события, их характеристика и целевое назначение
  • проблемы и противоречия в организации образовательных режимных моментов детского сада;
Образовательный процесс в ДОУ - ϶ᴛᴏ специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие ребенка (физическое, социально - личностное, познавательно-речевое, художественно -  эстетическое) [21].
Образовательный процесс выполняет ряд функций - развивающую, социализирующую (воспитывающую), информационную (обучающую) и адаптивную. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения.
Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы осуществляется в четырех основных моделях организации образовательного процесса:
- образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации программы.
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс направлен на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования, через сохранение широкого разнообразия образовательных программ, существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент, построение образовательного процесса на адекватных формах работы с детьми, учитывающих индивидуальные особенности и особенности эмоционального развития ребенка [21].
Структура образовательного процесса в соответствии с примерной основной образовательной программой и ФГОС ДО включает в себя [23]:
  1. Целевой раздел определяет цели и задачи, принципы и подходы, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
  2. Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической; описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. 
Средства образовательного процесса: предметы среды окружающей ребёнка, социальное окружение (педагоги, специалисты, родители, сверстники и общение с ними), разнообразные виды детской деятельности, образовательные ситуации. Все средства связаны друг с другом, используются в единстве и комплексе.
  1. Организационный раздел описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности
 Методы воспитания и методы обучения: игровые, наглядные и практические.
Формы организации образовательного процесса:
- непосредственно образовательная деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
-совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
-самостоятельная деятельность детей.
Условия, обеспечивающие организацию и осуществление образовательного процесса в ДО:
- организация среды, обеспечивающей активность ребёнка.
 - личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка (на основе диалога и сотрудничества), реализация принципа индивидуализации, организация развивающегося взаимодействия с семьёй.
- реализация принципа интеграции и комплексно тематического планирования организации образовательного процесса.
-установление социального партнёрства ДОУ с семьёй и ближайшим социальным окружением.
Почему режимные моменты детского сада являются образовательными?
Образовательная деятельность в детском салу тесно связана с организацией режимных моментов и, по сути, встраивается в режим дня. Использование образовательного потенциала режимных моментов, развитие навыков самообслуживания является одной из вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности наравне с различными видами игр (свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции) [21].
В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходят обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что в свою очередь позволяет ребенку проявлять самостоятельность и творчество. Или началом работы по теме может быть организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.
Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых воспитателем в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, являются направленность на сотрудничество с детьми в решении образовательных задач, установление партнерского характера их отношений, работа в зоне интереса ребенка. Образовательная ситуация выступает как часть более широких и разнообразных форм работы педагога с детьми.
Образовательное событие – то, что взрослые организуют и используют как содержание образовательной деятельности, способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников, что предполагает и серьёзную работу, и связанную с темой, действиями, результатами переживания [20]. Мерилом «событийности» является его не повторяемость, «нельзя повторить событие, но можно повторить переживания»
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
Образовательное событие как технология организации образовательной деятельности является технологией открытого образования, технологией коммуникацией, технологией со-участия, технологией партнерского взаимодействия, технологией со-конструкции [20]. В различных источниках можно встретить разные вариации, сущность в том, что взрослые создают условия, в результате которых дети самостоятельно (только для себя) или вместе со всеми (группой, подгруппой) выбирают, выстраивают и реализуют план дня, проект, и получают некий продукт, образовательный результат.  результате у ребенка выстраивается собственный образ мира и себя в целом
По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание» «… в образовательном событии представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это  работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание».
Т. М. Ковалёва, М. Ю. Жилина понимают «образовательное событие» как изменение, оцениваемое человеком как значимое для его образования и активно включенное в межсобытийные связи. Образовательное событие рассматривается как часть целостного образовательного процесса, являются результатом предшествующих событий и причиной последующих, чем больше таких связей, тем более событие значимо
Анализ работ А. Н. Шевелева, Л. В. Кобзева, Е. А. Клымчук позволяет сформулировать вывод, о личностной направленности образовательных событий.
Образовательное событие (ОС) по Е. И. Ивановой, организация специальных условий для детского действия и полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой цели. Любой из участников ОС – это действительно участник, а не зритель, у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания – но поле выбора такое что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности
Со-бытия как формы организации образовательного процесса, когда транслируемый материал становится предметом совместной деятельности взрослого и детей. В поддержку данной позиции говорит и тот факт, что смыслы деятельности взрослых не являются для дошкольника чем-то готовым и очевидным. Обращаясь к смысловым основаниям этой деятельности, ребенок стихийно пытается получить ответы на вопросы, которые касаются его собственного бытия (Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т., 1997).
Образовательное событие как концентрат намеренно не доопределённых ситуаций, как место погруженности «в энергию жизни большую, чем сам входящий», как азарт преобразовать внешнюю задачу в свою, внутреннюю, как активность, позволяющую осознавать личное присутствие через инициативу и самостоятельное действие – это и есть ситуация взрывного проявления субьектности человека (Татьяна Костенко)
Образовательное событие предоставляет шанс проявить свою субъектную позицию, прорыв ребенка к самому себе, как взрыв, BIG BANG
Под субъектностью понимается такие проявления собстввенного замысла, усилия воли, реального действия, осмысление приобретенного человеком опыта, которыми он отвечает на свой интерес и, таким образом, влияет (в разных масштабах) на окружение вокруг. 
  1. Характерные черты образовательных событий [20].
•         описание образовательного события сложно выполнить в точности, так как в нем представлены собственные смыслы: для чего/кого я прикладываю столько усилий, энергии, привлекаю дополнительные ресурсы
•         не всегда на поверхности обнаруживается тематика замысла, так как событие организуется адресно: для ребенка, для себя как профессионала, для семьи, для отдельного родителя с целью увеличить шанс, задать импульс, сдвинуть с «точки застоя», придать уверенность, проявить позицию
•         большое количество участников, отсюда трудности в соблюдении баланса событийности для всех его участников (дети-организаторы, бабушки, мамы, папы, воспитатели-завучи-учителя, педагоги-разработчики-аналитики, работодатели- менеджеры-наблюдатели
•         признаки событийности, но вход в рефлексию собственной деятельности, экспертные вопросы к себе, размышления о результатах участников, вопросы качества случившегося
•         момент описания образовательного события происходит прояснение/появление само-ощущения и само-становления
•         индивидуализация на уровне каждого участника образовательной деятельности (ребенка, родителей, педагогов)
•         содержание практико-ориентированное: участники не только выбирают (тему, дело, материал, способ, партнеров, время, место), направлено на решение конкретной задачи создают свой продукт, проводят его презентацию
•         ценностно-смысловой основы общности и деятельности данной общности, форма совместной деятельности взрослых и детей, объединенное общими переживаниями, смыслами, деятельностью.
•         содержит элемент ситуативности, которая представляет актуализированное внутреннее состояние человека и определяет в содержании данного события (Рожков М.И)
•         выражается в эмоциональной оценке, что является значимым для ребенка(обсуждения) взаимопонимание, эмоциональное единение, чувство подъёма, полученный опыт обсуждения и принятия решения
•         наличие субъективного переживания может быть подвержен самооценке (саморефлексии) и «позиционной экспертизе» (с позиций родителя, педагога, других детей
•         реализация личностного, деятельностного подхода во взаимодействии с детьми, форма взаимодействия с детьми, направленная на формирование начальных компетенций дошкольника способствует развитию их самостоятельности, независимости, креативности, формирование у детей опыта самостоятельного решения проблемы
В режиме образовательного события важно бережно относится к инициативам всех участников событийности:
•         детей (есть образовательные события, в которых дети являются организаторами или участниками, или мастерами, или координаторами групп)
•         родителей (в одних образовательных событиях родители бессменные участники, в других-наблюдатели, в-третьих –исследователи, в-четвертых-писатели)
•         педагогов, которые выступают в позиции исследователей, наблюдателей, организаторов, мастеров, рассказчиков, координаторов, тьюторов, проектировщиков
•         руководителей (часто директор/завуч/учредитель являются заинтересованными в профессиональном росте сотрудников и сознательно организуют событийные форматы для продвижения педагогов
Технология проектирования образовательных событий – процесс последовательных действий: обоснованный выбор содержания, формы, стратегий совместной с детьми деятельности, педагогическая коммуникация и рефлексия эффектов спроектированного и реализованного образовательного события.
Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:
1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.
2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.
3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.
4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
5. Образовательные события способствуют повышению мотивации воспитателя к педагогической деятельности, а ребенка к обучению.
6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.
Список литературы
  1. https://www.resobr.ru/article/58720-qqe-16-m8-sobytiynoe-planirovanie-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-doo
  2. Основные нормативные документы по организации и содержанию режима дня.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» С изменениями и дополнениями от: 20 июля 2015 г.
  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2015 год)
  5. Устав ДОО Устав —  это правовой документ, своеобразная конституция образовательного учреждения. 
  6. Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении.
  7. Бабаева Т. И. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 5 – С. 17-21.
  8. Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». - 2011.– №1.
  9. Ванюшкина Л М., Коробкова Е Н. Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат // Мир науки, ультуры, образования. – 2017 – № 3 (64). – с. 197-199.
  10. Веракса Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
  11. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
  12. Езопова С.А., Солнцева О.В. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание» № 10-12, 2019 (доступ свободный)
  13. Загвоздкин В. К. Ключевые проблемы образования на этапе раннего и дошкольного детства. –М.: ФИРО, 2010
  14. Н.Н. Конюхова «Образовательное событие как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности» (описание практики) // Методический журнал «Образовательный диалог» №3 (3) - 2014г.  / ИОЦ, г. Рыбинск
  15. Михайлова-Свирская Л.В. Организация образовательной деятельности в детском саду: вариативные формы: учебно-практической пособие для педагогов дошкольного образования – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 144 с.: ил.- (Вдохновение)
  16. Моисеев А. М., Моисеева О. М. Проектное управление в образовании: учеб.-метод. комплекс материалов для подготовки тьютеров. М.: ACADEMIA АПК и ППРО, 2014.
  17. Т.В. Мухлаева статья «Международный опыт неформального образования», журнал «Человек и образование» №4 (25) 2010год 3 К.В. Сапегин «Ярославские практики неформального образования»
  18. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/под.редак. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосеевой.- М.: Издательство «Национальное образование», 2019.-330 с.- (Серия «Вдохновение»)
  19. Основная и адаптированная образовательные программы дошкольного образования. Модель и методические рекомендации по проектированию на основе ФГОС: Учебно-методическое пособие/под.редак.О. В. Солнцевой.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 176
  20. Практикум самостоятельно работы участника проекта // Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Ярославские педагогический университет им .К.Д. Ушинского», ГОБУ ДОД ЯО «Ярославский инновационный центр «Новая школа», г. Ярославль, 2014 год
  21. Практики субъектности в образовании/ под. М.М. Миркес.-М.:Линка-Пресс, 209 3. – М., 2019.
  22. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 г. 32/15. –М.: Издательство «Национальное образование», 2015
  23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  24. Рабочая программа педагога ДОО. Из опыта работы. Сост. Н. В. Нищеева-Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 320 с.
  25. Романова И. Б. Образовательные проекты в вузе // Интеграция образования. 2013. № 1. C. 43–47
  26. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  27. Событийность в образовательной педагогической деятельности. Под редак. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной. Научный редактор серии Н. Б. Крылова. Выпуск 1 (43), 2010
  28. Современный детский сад. Каким он должен быть/ Под ред. О. А. Шиян.-МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2019.-312 С.
  29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки россии) от 17 октября 2013 г. №1155//Дошкольное образование: сборник нормативных документов. –М.: Издательство «Национальное образование», 2019

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»