Гендерное воспитание детей в условиях детского сада и семьи
Курочкина Лада Олеговна
Современная ситуация в обществе характеризуется утратой нравственных ориентиров, дефицитом гуманных качеств, скептическим отношением к культурным нормам, традициям. Остро встает проблема социализации человека, приобщения его к значимым общечеловеческим ценностям.Многие традиционные ценности, включая семейные, детско-родительские и супружеские отношения претерпевают значительные изменения. Их часто подменяют образцами массовой западной субкультуры. Под влиянием социокультурного информационного фона, отражающего антисоциальные процессы - элементы жестокости, насилия - меняются внутренние психологические позиции ребенка, его сознание. Процесс этот стимулируется и некоторыми «педагогическими новациями» (например, внедрение программ, содержание которых сводится к половому и сексуальному просвещению детей).
Значительные сдвиги в плане ценностных установок за последние годы произошли и в семейной жизни. Речь идет о переориентации деятельности женщины с семьи на профессиональный и карьерный рост. Активно беря на себя мужскую социальную роль, женщина почти автоматически перенимает и особенности мужского поведения: властность, диктат в решении конфликтов. В этой ситуации глава семьи - мужчина - нередко лишается внутренней свободы, уверенности в себе. Вялость, пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность — вот что порой характеризует представителей мужского пола.
Семья, вместе с тем, немыслима без детей, любви, супружеских и родственных отношений. Немыслима она и без связи таких систем, как муж-жена, мать-ребенок, отец-сын, брат-сестра. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои. К сожалению, современное состояние института семьи - размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек - осложняет выбор стратегии поведения детей, что, несомненно, актуализирует проблему полоролевого и гендерного воспитания дошкольников.
Справедливости ради отметим: вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают внимание многих исследователей. Однако разработка целостной культуросообразной концепции воспитания детей с учетом гендера и пола, модели пространства дошкольного учреждения как среды становления полоролевого опыта ребенка, тем не менее, остается за пределами научных исследований.
Поэтому проблема гендерного воспитания в дошкольном учреждении актуальна, как никогда.
Работа направлена на реализацию следующих основных направлений:
- организация взаимодействия с проектно-творческими группами;
- изучение и внедрение опыта работы учреждений по воспитанию и развитию девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей;
- осуществление мониторинга качества работы педагогов с детьми и родителями по вопросам гендерного воспитания;
- осуществление контроля над отчетностью о проделанной работе;
- повышение качества дошкольного образования в округе;
- разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи;
- разработка рекомендаций для педагогов и родителей/законных представителей по выявлению у детей гендерных установок и стереотипов в семье;
- повышение профессиональных компетенций педагогов и педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей.
Поэтому основные задачи воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерного подхода, которые мы решаем — это:
- способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек раннего и дошкольного возраста;
- формировать гендерную идентичность;
- способствовать развитию гендерной принадлежности;
- развивать привлекательности гендерной роли (я - девочка и мне это очень нравится, я – мальчик и горжусь этим);
- способствовать развитию гендерного равенства;
- способствовать овладению культурой взаимоотношений девочек и мальчиков;
- формировать адекватную полу модель поведения;
- способствовать правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе;
- формировать начала мужественности и женственности у дошкольников;
- формировать положительное отношение к совместной деятельности девочек и мальчиков, показать детям преимущества совместной деятельности (продуктивной, игровой, трудовой и др.);
- способствовать развитию самой важной формы сотрудничества детей - умению девочек и мальчиков договориться о содержании и способах выполнения общей работы;
- формировать дружеские отношения между девочками и мальчиками;
- совершенствовать предметно-пространственную и развивающую среды – основы самостоятельной деятельности детей с учетом их гендерных особенностей и интересов;
- повышать педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей.
Поэтому первоочередной задачей окружного ресурсного центра «Наши дочки и сыночки» является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
Все творческие встречи педагогов и психологов сопровождаются практической деятельностью с детьми. Таким образом, педагоги и психологи ресурсного центра получают не только полезную информацию, но и могут увидеть, как можно решить ту или иную проблему гендерной социализации детей в процессе образовательной деятельности с детьми, в процессе организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков.
Результаты работы заключаются в следующем:
- в повышении педагогической компетенции педагогов и родителей по вопросам гендерной социализации девочек и мальчиков;
- в уважительных, дружелюбных отношениях между детьми, педагогами и родителями;
- в адекватном отношении ребёнка к самому себе;
- в гармонизации внутрисемейных отношений;
- в активном сотрудничестве девочек и мальчиков, партнерском взаимодействии взрослых и детей на занятиях, в игровой, самостоятельной, творческой и индивидуальной деятельности (воспитатель – равный партнер);
- в дружеских отношениях между девочками и мальчиками