Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гендерное воспитание детей в условиях детского сада и семьи 

Курочкина Лада Олеговна
Современная ситуация в обществе характеризуется утратой нравственных ориентиров, дефицитом гуманных качеств, скептическим отношением к культурным нормам, традициям. Остро встает проблема социализации человека, приобщения его к значимым общечеловеческим ценностям.
     Многие традиционные ценнос­ти, включая семейные, детско-родительские и супружеские отношения претерпевают значи­тельные изменения. Их часто подменяют образ­цами массовой западной субкультуры. Под влиянием социокультурного инфор­мационного фона, отражающего антисоци­альные процессы - элементы жестокости, насилия - меняются внутренние психоло­гические позиции ребенка, его сознание. Процесс этот стимулируется и некоторы­ми «педагогическими новациями» (например, внедрение программ, содержа­ние которых сводится к половому и сексу­альному просвещению детей).  
Значительные сдвиги в плане ценност­ных установок за последние годы произо­шли и в семейной жизни. Речь идет о пере­ориентации деятельности женщины с семьи на профессиональный и карьерный рост. Активно беря на себя мужскую социальную роль, женщина почти автоматически перенимает и особенности мужского поведения: властность, диктат в решении конфликтов. В этой ситуации глава семьи - мужчина - нередко лишается внутренней свободы, уверенности в себе. Вялость, пассивность, уход от трудностей выбора, придирчивость, капризность — вот что порой характеризует представителей мужского пола.
   Семья, вместе с тем, немыслима без детей, любви, супружеских и родственных отношений. Немыслима она и без связи таких систем, как муж-жена, мать-ребенок, отец-сын, брат-сестра. Именно в семье человек впервые сталкивается со всем многообразием полоролевых отношений, создающих его нравственные устои. К сожалению, современное состояние института семьи - размытость представлений об эталонах мужского и женского поведения, неспособность взрослых дифференцированно воспитывать мальчиков и девочек - осложняет выбор стратегии поведения детей, что, несомненно, актуализирует проблему полоролевого и гендерного воспитания дошкольников.
   Справедливости ради отметим: вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают внимание мно­гих исследователей. Однако разработка целостной культуросообразной концепции воспитания детей с учетом гендера и пола, модели пространства дошкольного уч­реждения как среды становления полороле­вого опыта ребенка, тем не менее, остается за пределами научных исследований.
Поэтому проблема гендерного воспитания в дошкольном учреждении актуальна, как никогда.
Работа направлена на реализацию следующих основных направлений:
  • организация взаимодействия с проектно-творческими группами;  
  • изучение и внедрение опыта работы учреждений по воспитанию и развитию девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей;
  • осуществление мониторинга качества работы педагогов с детьми и   родителями по вопросам гендерного воспитания;
  • осуществление контроля над отчетностью о проделанной работе;
  • повышение качества дошкольного образования в округе;
  • разработка методов и технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи;
  • разработка рекомендаций для педагогов и родителей/законных представителей по выявлению у детей гендерных установок и стереотипов в семье;
  • повышение профессиональных компетенций педагогов и педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей.
Воспитание с учетом гендерного подхода рассматриваем как комплексную психофизиологическую проблему, включающую в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Поэтому основные задачи воспитательно-образовательного процесса с учетом гендерного подхода, которые мы решаем — это:
  • способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек раннего и   дошкольного возраста;
  • формировать гендерную идентичность;
  •  способствовать развитию гендерной принадлежности;
  • развивать привлекательности гендерной роли (я - девочка и мне это очень нравится, я – мальчик и горжусь этим);
  •  способствовать развитию гендерного равенства;
  •  способствовать овладению культурой взаимоотношений девочек и мальчиков;
  •  формировать адекватную полу модель поведения;
  •  способствовать правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе;
  •  формировать начала мужественности и женственности у дошкольников;
  •  формировать положительное отношение к совместной деятельности девочек и мальчиков, показать детям преимущества совместной деятельности (продуктивной, игровой, трудовой и др.);
  •  способствовать развитию самой важной формы сотрудничества детей - умению девочек и мальчиков договориться о содержании и способах выполнения общей работы;
  •  формировать дружеские отношения между девочками и мальчиками;
  • совершенствовать предметно-пространственную и развивающую среды – основы самостоятельной деятельности детей с учетом их гендерных особенностей и интересов;
  • повышать педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей.
Существенная роль в процессе гендерной социализации детей возложена на педагогов, т.к. дети, посещающие дошкольные учреждения, как правило, больше времени проводят в общении с воспитателями, нежели со своими родителями. Ребенок, общаясь с воспитателем, доверяет ему, старается строить свое поведение, подражая ему, впитывает в себя всю информацию, которую предлагает воспитатель.  Поэтому очень важны культура общения и поведения самих воспитателей, их моральные и духовные ценности, соответствующие компетенции.
Поэтому первоочередной задачей окружного ресурсного центра «Наши дочки и сыночки» является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам  как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. 
Все творческие встречи педагогов и психологов сопровождаются практической деятельностью с детьми. Таким образом, педагоги и психологи ресурсного центра получают не только полезную информацию, но и могут увидеть, как можно решить ту или иную проблему гендерной социализации детей в процессе образовательной деятельности с детьми, в процессе организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков.
     Результаты работы заключаются в следующем:
  • в повышении педагогической компетенции педагогов и родителей по вопросам гендерной социализации девочек и мальчиков;
  • в уважительных, дружелюбных отношениях между детьми, педагогами и родителями;
  • в адекватном отношении ребёнка к самому себе;
  • в гармонизации   внутрисемейных отношений;
  • в активном сотрудничестве девочек и мальчиков, партнерском взаимодействии взрослых и детей на занятиях, в игровой, самостоятельной, творческой и индивидуальной деятельности (воспитатель – равный партнер);
  • в дружеских отношениях между девочками и мальчиками

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»