Спиридонова Ирина Александровна
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62 Кировского района Санкт-Петербурга
Использование игр занимательного характера в математическом развитии
детей дошкольного возраста.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Без игры нет и не может полноценного умственного развития»- В. А.Сухомлинский.
В последние годы игра заняла ведущее место в процессе обучения детей. Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна к занимательным математическим играм. Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу помогает решить ряд педагогических задач. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Чтобы обеспечить активную работу на занятиях, необходимо широко использовать игровые приемы, дидактические игры, конструктивные, объединенные воедино. Детям нравится и они с большим удовольствием и желанием стремятся выполнить то или иное задание, задачи, которые стоят перед ними. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно — волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение дела до конца, поиск ответа до получения результата).Занимательные задачи, игры на составление фигур — силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур — силуэтов из наборов «Танграм», «Колумбово яйцо», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и другие. Необходимо помнить, что общение ребенка со взрослым должно быть радостным. В общении нужно проявлять терпение, хвалить ребенка, чтобы он был уверен в собственных силах.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Помоги Незнайке».
Цели.
*Познавательные задачи:
1. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
2. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их размере.
3.Закрепить знания детей о цифрах.
4. Закрепить количественный счет в пределах 12.
*Образовательные:
1 .Активизировать словарь детей.
2. Ориентироваться по плану - схеме.
3. Отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
*Воспитательные задачи:
1 .Уметь работать подгруппой и всей группой.
2. Не перебивать друг друга.
3. Желание делать приятное, получать радость.
4. Воспитывать желание помогать слабым.
Предварительная работа с детьми.
*Повторение программного материала.
*Умение ориентироваться на листе и в пространстве.
* Умение считать предметы в пределах 12.
* Закрепление порядкового и количественного счета.
* Использование математических дидактических и настольно - печатных игр.
* Чтение детской литературы и рассматривание иллюстраций (сказки, рассказы, пословицы, считалки и т.д.).
*Решение примеров с помощью арифметической линейки.
Материалы к занятию:
«Посылка и письмо» от Незнайки.
Клетчатая бумага для графического диктанта.
Карты - схемы (лабиринты).
«Фотография» (схема) с геометрическими фигурами.
Лист ватмана.
Набор геометрических фигур для выкладывания предметов «картины».
Фломастеры и простой карандаш для детей.
Задания от Незнайки.
Арифметические линейки.
Организация занятия.
1. выполнение заданий за столами, на ковре.
2. Свободное перемещение детей по групповой комнате.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Дети, к нам пришла посылка, а в ней письмо. Хотите узнать от кого?
Дети: - Да! Воспитатель:
- Тогда давайте прочтем его. (Читает письмо).
«Здравствуйте дорогие ребята!
С большим приветом к вам Незнайка. У меня произошла неприятная ситуация: разбилась моя любимая картина. Осталась от нее только фотография и разбитые кусочки. Я посылаю вам эту фотографию и отколовшиеся части от картины, склейте, пожалуйста, их.
Я хожу в школу, но всегда опаздываю на уроки. Я никак не могу запомнить дорогу до школы. А еще я не справляюсь с заданиями по математике, говорят, что я невнимательный. Мои друзья стараются мне помочь, но не всегда. Я хочу им подарить подарки, но не знаю что? Может быть, вы поможете мне? До свидания! Ваш Незнайка.»
- Вот такое грустное письмо было в посылке. Я думаю,
нужно помочь Незнайке. Поможем?
Дети: - Да! Поможем! Воспитатель:
- Сначала нужно нарисовать на лабиринте короткую
дорогу от Незнайкиного дома до школы, чтобы он не
опаздывал. Возьмите фломастеры, лабиринты и нарисуйте
короткую дорогу. (Дети выполняют первое задание).
- Теперь выполним следующую просьбу Незнайки.
Возьмите листы в клеточку и простые карандаши. Найдите
на листе точку и поставьте на нее карандаш. Сейчас ваш
карандаш будет «путешествовать» по клеточкам. (Дети выполняют следующее задание).
- Что у вас получилось?
Дети: - Кораблик!
Воспитатель:
-Правильно, кораблик. А сейчас я подойду к вам с листами бумаги, где нарисованы геометрические фигуры. Вы выберите сами. Потом фигуру вы должны «превратить» в предмет. Задание выполняйте фломастерами. (Дети делают дорисовку предмета). А теперь вы расскажите какая у вас была геометрическая фигура и какой предмет вы нарисовали из нее. (Дети рассказывают, что они нарисовали).
- Молодцы! Рисунки мы пошлем для Незнайкиных друзей.
У меня фотография Незнайкиной картины. На обратной
стороне загадка о ней. Отгадайте, какая была картина у
Незнайки. (Читает загадку).
«Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? (Три медведя.)»
- Правильно, ребята, это три медведя. Дети, а ведь мы с
вами знаем физ. Минутку «Три медведя»! Я предлагаю
отдохнуть. (Выполняют физкультурную минутку).
- А теперь давайте, «собирать» картину для Незнайки по
этой фотографии. Вот части от этой картины. На что они
похожи?
Дети: - На геометрические фигуры. Воспитатель:
- Да, это геометрические фигуры. Посмотрите на фотографию и назовите какие здесь должны быть
геометрические фигуры? (Дети называют фигуры и их размер). Я предлагаю мальчикам собрать из фигур медведей, а девочкам - пейзаж. Давайте вспомним, как звали медведей?
Дети: - Папу, большого медведя звали - Михайло Иванычем, маму (она была поменьше) - Настасья Петровна, сыночка (маленького медвежонка) - Мишутка. Воспитатель:
- Правильно, а теперь мальчики начнут собирать картину.
Девочки следят за правильностью выполнения задания.
- Молодцы, мальчики! Теперь пусть девочки составят из
геометрических фигур пейзаж. Молодцы, ребята, какая
красивая получилась картина! Давайте рассмотрим ее.
- Кто главные герои сказки?
Дети: - Три медведя.
Воспитатель:
- Где они находятся на «картине»?
Дети: - В середине. В центре.
Воспитатель:
- Назовите, с какой стороны от Настасьи Петровны стоит
Михайло Иваныч?
Дети: - Он стоит справа. Воспитатель:
- А где стоит Мишутка?
Дети: - Слева.
Воспитатель:
- Правильно. Где находится избушка медведей?
Дети: - В левом верхнем углу картины.
Воспитатель:
- Где находится солнце?
Дети: - В правом верхнем углу.
Воспитатель:
- Что находится внизу?
Дети: - Земля. Трава. Воспитатель:
- Что находится рядом с Мишуткой?
Дети: - Дерево.
Воспитатель:
- А почему елочки маленькие?
Дети: - Они находятся вдали.
Воспитатель:
- Вдали от кого?
Дети: - От медведей.
Воспитатель:
- Правильно, молодцы! Потом мы все приклеим и пошлем
Незнайке красивую картину. Ребята, у нас еще осталось
задание от Незнайки - это решение примеров, с которыми
он не может справиться. Идите сюда, возьмите
арифметические линейки, садитесь на ковер, будем решать
примеры. Будьте, пожалуйста, внимательными. Давайте с
вами вспомним, как мы будем работать с арифметической
линейкой? Если будем прибавлять число, то в какую
сторону передвинем «окошко»?
Дети: - Вправо. Воспитатель:
- А если отнимать?
Дети: - Влево. А теперь - внимание: (решение круговых примеров).
2 + 2 = 4
4-3 = 1
1+4= 5
5 + 2 = 7
7-3=4
4-1=3
3+2= 5
(В ходе работы воспитатель спрашивает детей куда, в какую сторону они передвинули «окно»).
Воспитатель:
- Дети, давайте пошлем Незнайке арифметическую
линейку, так он быстрее научится решать примеры.
Вы согласны?
Дети: - Да! У нас их много! Пусть учится! Воспитатель:
- Ребятки, Незнайка положил в посылку еще одну коробку.
Какой она формы?
Дети: - Прямоугольной. Воспитатель:
- Давайте посмотрим, что там?
Дети: - Конфеты!
Воспитатель:
- Их много!
Воспитатель:
- Как же мы их разделим, чтобы никого не обидеть? Ведь
нас тоже много?
Дети: - Возьмем все по одной конфетке. Воспитатель:
- А потом?
Дети: - Потом еще по одной, еще по одной, еще и еще... будем делить, пока все не разделим, пока не останется ни одной конфеты. Воспитатель:
- Возьмите сейчас по одной конфетке.
И можете взять клей, приклейте все фигуры на картину, пусть все высохнет и надо быстрее послать посылку Незнайке, ведь он очень ждет ее.