Педагогическая технология взаимодействия педагогов и родителей
в период адаптации детей третьего года жизни к детскому саду
Проект взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации
детей третьего года жизни к детскому саду
в период адаптации детей третьего года жизни к детскому саду
Проект взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации
детей третьего года жизни к детскому саду
С улыбкой в детский сад
Смирнова Татьяна Николаевна
Цель проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей третьего года жизни в период адаптации к дошкольному учреждению на основе взаимодействия взрослых (педагогов и родителей) и оказания помощи родителям в период адаптации детей.Задачи проекта:
Создать благоприятные условия адаптации детей третьего года жизни, облегчить вхождение в группу ДОУ;
Оказать педагогическую и психологическую помощь родителям в вопросах воспитания, обучения и развития детей третьего жизни в период адаптации;
Разработать взаимодействие педагогов и родителей на основе реализации единой тактики сопровождения ребенка с учетом особенностей протекания адаптационного периода;
Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей и создать условия для возникновения дружного родительского коллектива;
Исходя из поставленных целей и задач проект предусматривает два взаимосвязанных этапа.
Этапы | Методы |
Подготовительный этап. Цель: установить контакты с родителями для единого понимания педагогами и родителями сущности адаптационного периода и его значения для развития ребенка и дать рекомендации родителям как правильно подготовить ребёнка третьего года жизни к адаптационному периоду. |
Базовыми средствами взаимодействия служат родительские собрания, круглый стол, разнообразные беседы, как групповые, так и индивидуальные, плановые и внеплановые консультации, наглядные материалы в родительском уголке. |
Основной этап Цель : создание оптимальных психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период вновь поступивших детей путем правильно организованного взаимодействия педагога и родителей воспитанников, а так же совместной игровой, театрализованной, изобразительной деятельностей и осуществлением помощи и поддержки, как детям, так и их родителям. |
Реализуется программа адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОУ «Шаг за шагом.» Программа разработана по трём ступеням. Первая ступень «Нам хорошо и спокойно в детском саду» Цель: способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки в группе детей, способствовать развитию ориентировки в новом помещении при участии близкого человека, развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Вторая ступень «Очень нравится ребяткам пирамидку собирать, и цвета на пирамидке различать и называть». Цель: способствовать развитию совместной деятельности детей со взрослым; формирование сенсорных представлений о цвете; создание положительной эмоциональной обстановки в группе. Третья ступень «Мы в гостях у сказки» Цель: сопровождение процесса адаптации к условиям детского сада, создание атмосферы эмоциональной безопасности, знакомство с произведениями русской культуры. Проводятся консультации «Как правильно прощаться с ребёнком», «Период адаптации детей первой младшей группы. Пример игр в адаптационный период.» , родительское собрание «Возрастные особенности психофизического развития детей третьего года жизни» + текущие вопросы. Показ презентации для родителей «Адаптация наших деток к дошкольному учреждению» |
Программа адаптации детей третьего года жизни к условиям ДОУ «Шаг за шагом.»
Цель программы: создание оптимальных психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период вновь поступивших детей путем правильно организованного взаимодействия педагога и родителей воспитанников, а так же совместной игровой, театрализованной, изобразительной деятельностей и осуществлением помощи и поддержки, как детям, так и их родителям.
Задачи:
- Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, с педагогами группы и специалистами детского сада;
- Развитие восприятия (способствовать формированию сенсорных эталонов цвета, формы, размера), непроизвольного внимания, активной речи;
- Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- Способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.
Структура и форма деятельности
В начале совместной деятельности взрослых и детей включены упражнения, требующие согласованности действий всей группы детей и их родителям. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность, помогают настроиться на совместную групповую работу.
Далее детям предлагаются игры и упражнения направленные на развитие восприятия, непроизвольного внимания, предметной и игровой деятельности, навыков изобразительной деятельности, коммуникативных возможностей. В эту деятельность можно привлекать родителей.
Заканчивается деятельность спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Первая неделя адаптации
ДЕВИЗ «Нам хорошо и спокойно в детском саду»
Цель: способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки в группе детей, способствовать развитию ориентировки в новом помещении при участии близкого человека, развитие умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
День недели |
Образовательные области |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей(центры активности) |
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами |
|
Непосредственно образовательная деятельность |
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||
Пн |
|
№1 «Кукла» Цель: создание положительно-эмоционального состояния в период адаптации к ДОУ Задачи:
1.Корзинка с сюрпризами. 2.Солнышко — мягкая игрушка, погремушка, кукла Малыш. |
Утро: Воспитатель встречает каждого ребенка и его маму, вместе рассматривают какие игрушки «живут» в группе. Прогулка: Наблюдение за солнцем, игра «Солнечные зайчики» Солнечные зайчики скачут по земле, Поманю их пальчиком, Пусть бегут ко мне! Вечер: игровая ситуация «Игрушки ложатся спать» |
Воспитателю необходимо подготовить игрушки в уголке «Дом» - кукол, детскую посудку, кроватку для кукол. |
Предварительно с родителями проводится беседа о соблюдении режима детского сада, важности своевремен-ного прихода детей, о проводимых мероприятиях с детьми, их целях и роли родителей в этом процессе. Родителям дается задание нарисовать солнышко и прикрепить его к одежде ребенка. Воспитатели вывешивают в уголок информации памятку для родителей (приложение№ 17) |
Вт |
|
№2 «Солнышко» Цель: способствовать созданию положительно-эмоционального климата в группе в период адаптации Задачи:
|
Утро: Воспитатель встречает каждого ребенка и его маму. Игровая ситуация «Игрушки проснулись» Прогулка: Игра «Веселый колокольчик» Вечер: Игра «Солнышко и дождик» |
Подготовить звучащие предметы в сенсорном уголке. | Родителям дается задание принести из дома мячик. Родители вместе с детьми в детском саду рассматривают игрушки. Участвуют в игре солнышко и дождик. Советы родителям «Как правильно прощаться с ребёнком» (Приложение № 18 ) |
Ср |
|
№3 «Мячик» Цель: создание положительного эмоционального климата в группе. Задачи:
|
Утро: (вместе с мамой) Игра «Веселая зарядка» Прогулка: Игровое упражнение «Догони мячик» Вечер: Индивидуальная работа по развитию сенсорных эталонов «Где мячик, а где кубик» |
Подготовить инвентарь в уголке физической активности. | Предложить родителям почитать своим детям стихотворение про мишку или зайку, по желанию. Проведение индивидуальных консультаций с родителями по интересующим их вопросам. Предложить родителям провести с детьми дома аналогичные игры и упражнения . Перечень и содержание игр представить на стенде для родителей. |
Чт |
|
№4 «Мишка» Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения, создание положительного эмоционального климата в группе. Задачи:
|
Утро: (вместе с мамой) Игровая ситуация «Медвежонок в гостях у детей» Прогулка: Игровая ситуация «Машины возят песок» Вечер: Игровая ситуация «Мишка устал» |
Подготовить игрушку Медвежонка | Предложить родителям почитать дома детям книжку А. Барто «Игрушки». Провести Консультацию для родителей «Период адаптации детей первой младшей группы. Показать родителям пример игр с детьми в адаптационный период.» ( Приложение № 14) |
Пт |
|
№5 «Игрушки» Цель: способствовать адаптации детей к условиям детского сада, развитие игровых предпочтений, обеспечить процесс усвоения ребенком опыта общения и совместной деятельности. Задачи:
|
Утро: (вместе с мамой) Чтение А. Барто «Игрушки» Прогулка: Подвижная игра «У медведя во бору» Вечер: Игровая ситуация «В гостях у куклы Ани» |
Предложить родителям сфотографироваться с детками в группе, в выходные дни рассмотреть вместе с детьми фотографии и вспомнить, как хорошо и интересно было в садике Так же в выходной день вместе с ребенком изготовить цыпленка и обыграть в несложном игровом сюжете. Технику выполнения родители выбирают из предложенных им вариантов или самостоятельно. Воспитатель предлагает родителям образцы рисунка, аппликации, техники пластилинография и др. Предлагает несложные игровые сюжеты, театрализации с игрушками для занятия с ребенком дома. |
Поддержка детей. В первую неделю применяем в большей степени тактику защиты, помощи и если требуется то и содействия, и взаимодействия. Применяем такие выражения как: «Пойдём со мной не бойся», «мама рядом», «всё будет хорошо», «поиграешь немножко пойдёшь домой», «давай вместе укачаем Катю», «она плачет пожалей её, обними ,а я обниму тебя, вот умница».
Прогнозируемый результат первой недели адаптации:
Эмоционально-психологический климат в группе благоприятный для дальнейшего хода адаптационного процесса, дети приходят в детский сад с хорошим настроением, в течение дня активно включаются в режимные моменты;
Родители более спокойно относятся к адаптационному периоду, видя работу педагогов и их помощников. Постепенно создается дружный родительский коллектив, объединенный общим стремлением обеспечить благоприятную адаптацию их детей в детском саду.
Дети свободно ориентируются в групповом пространстве, развивается предметная деятельность, взаимодействуют друг с другом, постепенно всё меньше и меньше времени проводят около мамы, вступают в контакт с педагогом, преобладают индивидуальные занятия, игры, игры рядом.
Предметно-развивающая среда в группе постепенно с участием родителей наполняется игровым материалом, соответствующим возрасту, индивидуальным особенностям и игровым предпочтениям детей.
Вторая неделя адаптации
ДЕВИЗ «Очень нравится ребяткам пирамидку собирать, и цвета на пирамидке различать и называть».
Цель: способствовать развитию совместной деятельности детей со взрослым; формирование сенсорных представлений о цвете; создание положительной эмоциональной обстановки в группе.
День недели |
Образовательные области |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями/социальными партнерами | ||
образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | |||||
Поне-дель ник «Желтый День». Желтый день |
|
|
|
Прием детей: Воспитатель встречает каждого ребенка, вместе рассматривает поделку, изготовленную дома и предлагает приклеить цыпленка на полянку. Обращает внимание на цвет одежды и цвет поделки. Прогулка: Игры-имитации, сопровождаемые текстом. Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку. |
Воспитатели оформляют помещение групповой комнаты с акцентом на желтый цвет. (воздушные шарики, игрушки, дидактические пособия и др). Педагог подбирает себе элементы одежды с преобладанием желтого цвета. Создание игровой среды в группе, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами-заместителями. |
Одежда детей содержит детали или вещи желтого цвета. Родители вместе с ребенком изготавливают желтую (золотую) рыбку и утром приносят в детский сад Дома проводятся игры типа «Найди такой же цвет». На стенде для родителей Примеры разных игр с с детьми дома |
Втор- ник Синий день |
|
Путешествие на озеро. Физкультминутка «По ровненькой дорожке» 3. Пальчиковая гимнастика «Рыбки» 4. Рисование пальчиком «Дождик» 5. Подвижная игра «Солнышко и дождик» Материалы:
|
Медвежонок на витрине Весь мохнатый, синий-синий, Смотрит пуговками глаз Hа прохожих и на нас. Медвежонка мы спросили: Почему ты, Мишка, синий, Я купался в синей речке, Мех сушил у синей печки, В небо синее глядел, Синюю чернику ел.
|
Прием детей: Воспитатель встречает каждого ребенка, рассматривает рыбку и предлагает оформить картину «рыбки в озере» Прогулка: Подвижная игра «Солнышко и дождик», Побуждать детей к совместной игровой деятельности с выносным материалом. |
Оформление помещения групповой комнаты в тона синего цвета В шкаф-чиках у детей синие шарики для комплекса утренней гимнастики |
Одежда ребенка в в синих тонах. Раздать деткам шаблоны корабликовб и попросить родителей вместе с детьми дома раскрасить и принести в в ДОУ утром. Привлечь родителей к к организации развивающей среды . На стенде по инициативе родителей помещаются игровые упражнения на азличе ние цветов. |
Ср Красный день |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Цветочки» 2. Подвижная игра «Божья коровка и ветер» 3. Дидактическая игра «Посади Божью коровку на листок» 4. Лепка «Ягодки для божьей коровки» Материалы:
|
|
Прием детей: Воспитатель встречает каждого ребенка, рассматривает божью коровку и предлагает оформить картину «цветочная полянка» потом предлагает поиграть в сенсорном уголке. Обращает внимание на цвет одежды ребенка и цвет пособий в уголке. Прогулка: Подвижная игра «У медведя во бору» |
Преобладание красного цвета в групповой комнате. |
Одежда ребенка в красных тонах Родители вместе с ребенком по трафарету изготавливают божьих коровок, и приносят в в детский сад. |
Чет-верг Зеленый день |
|
1. Физкультминутка «Лягушата» 2. Коллективная аппликация «Листики на дереве» 3. Пальчиковая гимнастика «Две зеленые лягушки» 4. Дидактическая игра «Построй башенку» Материалы:
|
|
Прием детей: Воспитатель встречает каждого ребенка. Обращает внимание на цвет поделки и цвет одежды ребенка Прогулка: Подвижная игра «Лягушата» |
Группа оформляется тонами зеленого цвета. Педагог рисует силуэт дерева без листьев. |
Одежда ребенка в зеленых тонах Привлечь родителей к организации развивающей среды . Провести индивидуальные беседы с родителями, и дать ответы на интересующие их х вопросы по адапта- ции ребен- ка. Вместе с детьми дома вырезать и раскрасить предметы зеленого цвета: листья,елочкки. |
Пт Разноцветный день |
|
1. Пальчиковая гимнастика «Цветки» 2. Дидактическая игра Бабочки и цветочки» 3. Дыхательная гимнастика «Бабочка летает» 4. Дидактическая игра «Пирамидка» |
|
Прием детей: Дети приходят в разноцветной одежде. Прогулка: Повторение ранее организованных игр |
Групповое помещение отличается многоцветием. Создание выставки детских работ за неделю. |
Одежда в разноцветных тонах. В выходные дни вместе с ребенком изготовить одного из персонажей сказки «Репка». Показать театрализацию сказки «Репка». |
Педагогическая поддержка. На второй неделе примерно в равной степени применяются такие тактики пед. поддержки, как защита и помощь и содействие и взаимодействие, так как некоторые детки уже более или менее привыкли и могут выполнять самостоятельно некоторые действия в режимных моментах или во время игры , а другие дети ещё пока очень переживают разлуку с родными и им необходима защита и помощь. Используются такие фразы как: «пойдём поиграем вместе», «пойдём поиграем с детками, тебе очень понравиться», «я тебе покажу как надо, ты у меня молодец…». Мы пытаемся вовлечь таких деток в коллектив и показать что тут не только нечего бояться , а даже весело и интересно.
Прогнозируемый результат второй недели адаптации:
Эмоционально-психологический климат в группе благоприятный в течение всего дня, у детей преобладают положительные эмоции;
Родители: Формируется активная позиция родителей по отношению к процессу адаптации детей. Родители взаимодействуют с воспитателем, задают вопросы и активно участвуют в организации предметно-развивающей среды в группе ;
Дети вовлечены в воспитательно-образовательный процесс, испытывают потребность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Развивается предметная и игровая деятельность детей. Проявляются интересы к дидактическим играм и грамм с сенсорным материалом;
Третья неделя адаптации
ДЕВИЗ «Мы в гостях у сказки»
Цель: сопровождение процесса адаптации к условиям детского сада, создание атмосферы эмоциональной безопасности, знакомство с произведениями русской культуры.
День недели |
Образовательные области |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Взаимодействие с с родителями/социальными партнерами |
||
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах |
|||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | |||||
Пн |
|
Материалы:
|
Чтение «Репка» Проговаривание слов героев. |
Прием детей: Воспитатель встречает каждого ребенка, интересуется, что он принёс с собой, рассматривает персонажа и предлагает поселить его в ширму- теремок. Прогулка: рисование на песке следов героев сказки, комплекс общеразвивающих упражнений, имитация движений; голосовая имитация; потешки; повторение текста сказки Игра: Игры-имитации, сопровождаемые текстом |
Воспитатели оформляют помещение групповой комнаты в стиле сказки «Репка». Создание игровой среды в группе, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами-заместителями. |
Родителям вместе с детьми изготовить одного из персонажей сказки «Колобок». Родительское собрание «Возрастные особенности психофизического развития детей третьего года жизни» (Приложение № 19) + текущие вопросы. Показ презентации для родителей «Адаптация наших деток к дошкольному учреждению» |
Вт |
|
Материалы:
|
|
Прием детей: Воспитатель встречает каждого ребенка, рассматривает принесенного персонажа сказки, предлагает поселить его в теремок. Прогулка: Имитация движений животных, персонажей сказки «Колобок» |
Оформление помещения групповой комнаты в соответствие с темой дня. |
Изготовить вместе с ребенком персонажа сказки «Курочка Ряба» |
Ср |
|
1. Чтение и инсценировка сказки «Курочка ряба» 2. Подвижная игра «Вышла курочка гулять» Материалы:
|
|
Прием детей: Воспитатель встречает каждого ребенка, предлагает поиграть в сенсорном уголке. Прогулка: Подвижная игра «Курочка и цыплята» |
Оформление групповой комнаты в соответствие с темой дня. |
Родители вместе с детьми изготавливают персонажа сказки «Теремок» |
&nb |