Сущность понятия "интерес" в психолого-педагогической литературе
Феоктистова Анастасия Андреевна
Познавательный интерес — сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира. Он обоснован внутренними и внешними причинами, качествами и особенностями того, что воспринимается.
Интересы различаются по устойчивости, широте, влиянию на разную деятельность. В этом взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные, нравственные и волевые человеческие проявления.
Обратимся к раскрытию основных понятий исследования. В научной литературе понятие «интерес» толкуется по-разному: интерес является выборочной направленностью личности на ту или иную деятельность; проявлением эмоциональной и мыслительной активности; отношением человека к миру. Таким образом, интерес характеризуется многогранностью своего содержания, форм проявления и роли для становления и жизнедеятельности личности.
Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Интересы возникают на основе потребностей. Потребность выражает необходимость, интерес выражает приязнь, предрасположенность к какой-то деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью (интерес к театру может стать потребностью: посещение спектаклей, желание заняться сценической деятельностью).
В конечном итоге интересы формируются другими людьми, коллективом, обществом, общественной психологией.
Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение (от уровня развития производства, духовной культуры общества, развития социальных отношений).
Интересы различают по содержанию и направленности.
Виды интересов:
1. Материальный – проявляется в стремлении к удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.
2. Духовный – характеризует высокий уровень развития личности. Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, литературе, музыке, живописи, театру.
3. Специальный общественный – интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
4. Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, труда, творчества.
5. Опосредованный интерес – интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определённому служебному и общественному положению.
По уровню деятельности различают:
а) пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: любит слушать оперу, наслаждаться картинами, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, заняться творчеством в интересующей области.
б) активный интерес – действительный интерес, человек действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.
Значительная часть научных разработок по обозначенной проблеме посвящена изучению вопроса формирования познавательных интересов как основы для получения знаний.
Полагаем, что понятие «познавательный интерес», следует употреблять в значении интереса к овладению любой новой информации, в том числе к учебе. Потеря же познавательного интереса приводит, как известно, не только к внутреннему опустошению, но и к психическим нарушениям личности в целом, поэтому создание определенных условий для активизации и развития познавательных интересов личности воплощает, прежде всего, гуманистическую идею.
Выдающийся педагог-классик К.Д.Ушинский в своих трудах рассматривал интерес как средство успешного обучения.
В свою очередь С. Шацкий отмечал, что для ребенка важно с интересом приобретать знания. Это мнение разделяем и мы, отмечая, что принципиально важным является присутствие познавательных интересов как признака готовности ребенка к школьному обучению.
По мнению Н. Бибик, задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности, которой необходимо поддерживать в режиме доминирования над второстепенными мотивами (долг, достижения, престиж и т.д.), так как он имеет ряд преимуществ перед ними, который проявляется в ситуациях, когда ребенок стремится совершенствовать свою познавательную деятельность.
Согласно концепции исследовательницы, познавательный интерес шести – семилетних детей характеризуется следующими признаками: широта, глубина, действенность и устойчивость.
Под широтой познавательного интереса, по мнению ученой, следует понимать «предметную направленность детской любознательности, наличие представлений о предметах, явлениях окружающей действительности их предметное направление, выбор учебных предметов, отдельных видов деятельности.
Глубина проявляется характером познавательного отношения к окружающему миру.
Действенность и устойчивость характеризует активность детей в проявлении любознательности, предпочтение познавательной деятельности от других видов.
Познавательный интерес — сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира. Он обоснован внутренними и внешними причинами, качествами и особенностями того, что воспринимается.
Интерес личности как отношение и как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения, но и на другие стороны сознания человека, прежде всего, нравственные. Это воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии целостности каждой личности.
Основное свойство интереса — способность воздействовать на интегративно-психологические качества личности: мировоззрение, убеждение, выбор цели и средств любой деятельности. Через это свойство определяется ценность познавательного интереса, его способность влиять на социально-личностное развитие.
Важнейшим показателем наличия и уровня познавательного интереса является нравственно мотивируемая им деятельность. З.В. Денисова обозначает две группы причин возникновения такого познавательного интереса: внешние и внутренние.
Внешние события по отношению к личности – это все новое, неожиданное, неизведанное, проблематичное, что ставит задачу и требует работу мысли: «заражение» чужими интересами близких и знакомых, «навязывание» интереса другими людьми.
Выделяются следующие уровни в развитии познавательного интереса:
- высокий уровень познавательного интереса характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой сложной креативной деятельностью;
- средний уровень познавательного интереса характеризуется освоенной, алгоритмизированной (манипуляционной), более длительной деятельностью;
- низкий уровень характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения.
Известен широкий круг исследований, в которых ученые пытались определить структурные компоненты познавательного интереса, выделяя различные его составляющие. За основу принимались эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Г.И. Щукина выделила три формы познавательного интереса:
- ситуативный (эпизодическое переживание);
- устойчивый активный интерес (эмоционально-познавательное отношение к предмету, объекту или определенной деятельности);
- личностный (направленность личности).
В исследованиях (Н.А. Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постниковой и других) были определены этапы развития устойчивого интереса у дошкольников к познавательной деятельности (на основе развития у детей знаний о предметах и явлениях окружающего мира). Авторы выявили, что эти этапы заключаются в следующем: возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях. Затем расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов. Далее углубление познавательных интересов в результате стремления детей к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей. И, наконец, устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности.
Список литературы
- Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб., 2005. - С. 12.
- Бибик Н. М. Формирование познавательных интересов младших школьников: монография / Бибик Н. М. - К. : Лебедь, 1998.-199с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка [Текст] / З.В. Денисова. – Л.: Изд – во Ленингр. Ун-та., 1978. – 142 с.
- Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 3. - С.20-24 Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.
- Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1970. С. 21.
- Маркова А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности. М., 1990.- 96 с.
- Березина Юлия Юрьевна Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития . 2013. №8. С.192-195.
- Вавилова И. Н. Психологические механизмы познавательного интереса // актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2012. №11. с.296-299.