Интерактивные формы работы
с семьями воспитанников в ДОУ
Степаненко Наталья Михайловна
Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов детского сада с родителями, которое было бы направлено на повышение психолого-педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков. Важно найти такие формы и методы работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. В нашем ДОУ, воспитатели и специалисты стремятся к использованию эффективных и инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников с целью установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечение семьи в коррекционно-образовательное пространство.
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
Разнообразие интерактивных форм работы с родителями позволяет нам - педагогам улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей.
Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означают способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.
Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, тематические акции.
Я, как старший воспитатель, хочу предложить вашему вниманию свой опыт проведения работы с родителями с использованием интерактивных форм. В прошлом учебном году мне удалось провести два мастер-класса и один круглый стол.
Итак – первый мастер-класс проходил во второй младшей группе и был посвящен теме сенсорного развития.
Цель мастер-класса:
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
В ходе проведения данного мероприятия я познакомила родителей с понятием «Сенсорные эталоны», «Сенсорное развитие». Также были предложены варианты игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях (фото).
- игры на планшетах и смартфонах;
- игры приобретенные в магазине;
-игры, которые можно сделать своими руками;
- игры и упражнения, которые можно использовать в быту, на прогулке, по дороге домой и т.д.
Данный формат нашей встречи помогает создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Мастер-класс для родителей в средней группе.
Тема: « Возрастные особенности детей 4-5 лет. Познавательное развитие»
В ходе проведения мастер-класса я познакомила родителей с особенностями развития детей 4-5 лет. Показала презентацию с фотографиями детей в различных видах деятельности. Затем предложила родителям выполнить различные игровые упражнения по развитию памяти, внимания, воображения, мышления. Родители с большим удовольствием включались в игру, с интересом выполняли предложенные задания.
Круглый стол «На пороге школьной жизни»
Проблема готовности к школе – общая «головная боль» родителей, педагогов и психологов детских садов. Практика показывает – далеко не все дети, переступающие порог школы, оказываются готовыми к новому этапу своей жизни. Школьные проблемы сына или дочери нередко застают родителей врасплох. Размышления о том, как помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией привели проведению в подготовительной группы встрече за круглым столом « На пороге школьной жизни». В данном мероприятии приняли участие воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог и родители воспитанников. В ходе проведения родители были ознакомлены с понятиями о психологической, мотивационной, физиологической готовности детей к школе; определены факторы успешной подготовки и адаптации к школе; были даны практические рекомендации для успешной подготовки детей к школьному обучению.
Таким образом, можно сделать вывод, что нетрадиционные интерактивные родительские встречи всегда интересны, увлекательны и находят позитивный отклик у родителей.