Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование методов ТРИЗ для развития
активного творческого мышления дошкольников

Козлова Ольга Николаевна
     Активизация познавательной деятельности дошкольников была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагогика — это формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Использование в школе технологии ТРИЗ позволяет развивать мышление учащихся, делать его системным, учит находить и разрешать противоречия.
Тенденция развития общества предъявляет новые требования к системе воспитания и образования подрастающего поколения. Остаётся непростой вопрос: как строить образовательную систему, целью которой будет подготовка современного поколения к успешному решению новых, ранее неизвестных задач?
     Надо хорошо воспитывать. Надо хорошо учить. Кто спорит? Что надо делать, мы обычно знаем хорошо, а как делать? Как перейти на более качественную и эффективную ступень образования?
     Развитие дошкольного образования, как начальной ступени формирования личности, не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Внедрение инноваций
работу воспитания и обучения детей – важный процесс, который даёт возможность перейти на более качественный и эффективный уровень.
Вместе с этим новые требования предъявляются и к педагогу. Одни из важных качеств современного педагога – открытость к инновациям, умение ориентироваться многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий, умение преобразовать знания, соотнося их с конкретными детьми, целями, условиями – «идти быстрее, чтоб успевать в ногу со временем». Неизменным же должно оставаться желание творить самим и научить этому детей.
     Каждый ребёнок – личность. День ото дня, будто мозаика, складывается она из кусочков, которые необходимо выстроить в единое целое. Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.
     Важное место в этом кропотливом и трудоёмком «строительстве новой личности» мы возлагаем на внедрение ТРИЗ-технологии (Теории Решения Изобретательских Задач), основателем которой является Г.С. Альтшуллер.
     Благодаря использованию системы адаптированных методов и приёмов ТРИЗ, появилась возможность учить детей добывать знания, не снизив при этом полёт творчества.
     Технология ТРИЗ является эффективным педагогическим инструментом, обеспечивающим активность, результативность и качество образовательного процесса. Её использование превращает совместную образовательную деятельность в интересный, увлекательный, насыщенный творческий процесс, отвечающий современным потребностям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие и удовлетворение и педагогам и обучающимся. Это обучение можно назвать «обучением без принуждения».В каком виде деятельности можно это всё осуществить? Ответ давно известен педагогам – в игре. Игра – ведущий вид деятельности детей. В игре есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки. Казалось бы, игра – привычный вид деятельности, но вместе с тем, игра требует серьёзного к себе отношения со стороны педагога. Специальные игры, так называемые «игры для ума»: «Системные цепочки», «Полезные ресурсы», «Кислая парочка» (решение проблемных ситуаций), «Найди хорошие и плохие следствия», «Скорая изобретательская помощь» и другие, разработанные по алгоритмам ТРИЗ, помогают дошколятам видеть мир, как сложную взаимозависимую систему, знакомят с основными понятиями изобретательских задач, адаптированными для детей дошкольного возраста, учат использовать на практике полученные знания путём поиска выходов из проблемных, нестандартных ситуаций. В ходе совместной образовательной деятельности, дети опираются на уже полученные знания и опыт, выходят на уровень самостоятельного получения знаний. Из позиции пассивного объекта, выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, дети переходят на позицию активного, творческого, целеустремлённого.
     Используемая система работы, на основе ТРИЗ-технологии, в корне изменяет стиль работы педагога, помогает работать в творческом поисковом режиме. Позволяет повысить личную и социальную значимость, стимулирует желание постоянно совершенствовать своё мастерство, развивать педагогический инструментарий, в том числе и методику, генерировать интересные идеи для прогнозирования развития процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях ближайшего будущего! Современная педагогическая технология ТРИЗ пропагандирует творчество, несет в себе добро и свет познания, раскрывает алгоритмы успешности новой современной личности. Использование ТРИЗ-технологии доказывает свою эффективность в процессе педагогической деятельности как с детьми, так и с другими участниками образовательного процесса – воспитателями, специалистами, родителями. Постепенно опыт работы по внедрению ТРИЗ в работе ДОО пополняется всё новыми идеями. Окружающий мир не только познаваем, но и создаваем! Это главный закон творчества, главный закон ТРИЗ.
     Внедрение инновационных технологий – эффективный педагогический инструмент в «строительстве новой личности».
Список использованной литературы:
1. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
2. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010.
3. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008.
4. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»