Использование методов ТРИЗ для развития
активного творческого мышления дошкольников
Козлова Ольга Николаевна
Активизация познавательной деятельности дошкольников была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагогика — это формирование у детей творческого мышления, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. Использование в школе технологии ТРИЗ позволяет развивать мышление учащихся, делать его системным, учит находить и разрешать противоречия.Тенденция развития общества предъявляет новые требования к системе воспитания и образования подрастающего поколения. Остаётся непростой вопрос: как строить образовательную систему, целью которой будет подготовка современного поколения к успешному решению новых, ранее неизвестных задач?
Надо хорошо воспитывать. Надо хорошо учить. Кто спорит? Что надо делать, мы обычно знаем хорошо, а как делать? Как перейти на более качественную и эффективную ступень образования?
Развитие дошкольного образования, как начальной ступени формирования личности, не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Внедрение инноваций
работу воспитания и обучения детей – важный процесс, который даёт возможность перейти на более качественный и эффективный уровень.
Вместе с этим новые требования предъявляются и к педагогу. Одни из важных качеств современного педагога – открытость к инновациям, умение ориентироваться многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий, умение преобразовать знания, соотнося их с конкретными детьми, целями, условиями – «идти быстрее, чтоб успевать в ногу со временем». Неизменным же должно оставаться желание творить самим и научить этому детей.
Каждый ребёнок – личность. День ото дня, будто мозаика, складывается она из кусочков, которые необходимо выстроить в единое целое. Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.
Важное место в этом кропотливом и трудоёмком «строительстве новой личности» мы возлагаем на внедрение ТРИЗ-технологии (Теории Решения Изобретательских Задач), основателем которой является Г.С. Альтшуллер.
Благодаря использованию системы адаптированных методов и приёмов ТРИЗ, появилась возможность учить детей добывать знания, не снизив при этом полёт творчества.
Технология ТРИЗ является эффективным педагогическим инструментом, обеспечивающим активность, результативность и качество образовательного процесса. Её использование превращает совместную образовательную деятельность в интересный, увлекательный, насыщенный творческий процесс, отвечающий современным потребностям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие и удовлетворение и педагогам и обучающимся. Это обучение можно назвать «обучением без принуждения».В каком виде деятельности можно это всё осуществить? Ответ давно известен педагогам – в игре. Игра – ведущий вид деятельности детей. В игре есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки. Казалось бы, игра – привычный вид деятельности, но вместе с тем, игра требует серьёзного к себе отношения со стороны педагога. Специальные игры, так называемые «игры для ума»: «Системные цепочки», «Полезные ресурсы», «Кислая парочка» (решение проблемных ситуаций), «Найди хорошие и плохие следствия», «Скорая изобретательская помощь» и другие, разработанные по алгоритмам ТРИЗ, помогают дошколятам видеть мир, как сложную взаимозависимую систему, знакомят с основными понятиями изобретательских задач, адаптированными для детей дошкольного возраста, учат использовать на практике полученные знания путём поиска выходов из проблемных, нестандартных ситуаций. В ходе совместной образовательной деятельности, дети опираются на уже полученные знания и опыт, выходят на уровень самостоятельного получения знаний. Из позиции пассивного объекта, выполняющего задания по запоминанию и воспроизведению информации, дети переходят на позицию активного, творческого, целеустремлённого.
Используемая система работы, на основе ТРИЗ-технологии, в корне изменяет стиль работы педагога, помогает работать в творческом поисковом режиме. Позволяет повысить личную и социальную значимость, стимулирует желание постоянно совершенствовать своё мастерство, развивать педагогический инструментарий, в том числе и методику, генерировать интересные идеи для прогнозирования развития процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях ближайшего будущего! Современная педагогическая технология ТРИЗ пропагандирует творчество, несет в себе добро и свет познания, раскрывает алгоритмы успешности новой современной личности. Использование ТРИЗ-технологии доказывает свою эффективность в процессе педагогической деятельности как с детьми, так и с другими участниками образовательного процесса – воспитателями, специалистами, родителями. Постепенно опыт работы по внедрению ТРИЗ в работе ДОО пополняется всё новыми идеями. Окружающий мир не только познаваем, но и создаваем! Это главный закон творчества, главный закон ТРИЗ.
Внедрение инновационных технологий – эффективный педагогический инструмент в «строительстве новой личности».
Список использованной литературы:
1. Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006.
2. Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010.
3. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008.
4. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.