Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование разнообразных форм работы с семьёй
в дошкольном образовательном учреждении

Кранина Елена Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 19
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Изменения, которые произошли за последние годы в сфере дошкольного образования предполагают активное взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчёркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является тесное сотрудничество с семьёй и разработаны требования в соответствии с которыми Образовательная Организация обязана создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, вовлекать родителей во все сферы организации и оказывать семьям помощь и поддержку в вопросах воспитания, образования и оздоровления детей дошкольного возраста.
Необходимость соответствовать современным требованиям, в частности ФГОС ДО, требует от педагогов подбора оптимальных и разнообразных форм работы с семьями воспитанников.
Чтобы сделать работу с семьями максимально эффективной возникла необходимость изучать современную семью, значение семьи в жизни ребёнка, а также особенности конкретных семей воспитанников, посещающих группу. В данной методической разработке описан мой личный опыт работы с семьями воспитанников в период с 2019 по 2020 год.
На начальном этапе данной работы мною были изучены исследования О.И.Давыдовой, Т.Н.Дороновой, Н.Свирской, статьи С.В.Долидович, Е.А.Ступиной, О.В.Зензеровой, посвящённые вопросам изучения современных семей. Согласно этим исследованиям, семья играет важнейшую роль в развитии и становлении личности. Без участия семьи, без поддержки близких людей ребёнку трудно стать полноценным членом общества. Это подтверждает тот факт, что дети, которые воспитываются не в семье, а в детском доме, испытывают трудности в самостоятельной жизни. Успешное развитие и воспитание ребёнка затруднено без участия семьи. Положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Чем больше родители включены в образовательный процесс, тем эффективней он будет протекать. При работе с семьёй необходимо учитывать особенности, потребности семей, их социальный статус, запросы, уровень просвещённости в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Данные исследования затрагивают и особенности современных семей. Современная семья характеризуется высокой осведомлённостью в области информационных технологий и стремительно снижающимся воспитательным потенциалом. Современные родители отличаются тем, что они много времени проводят на работе, много работают с компьютером, у них мало времени на общение с детьми. К проблемам современных семей можно отнести и то, что родители много времени проводят за компьютером, мало читают и поэтому затруднено приобщение детей к литературе. Практически угасает культура семейных традиций совместного проведения досуга. Но необходимо отметить, что есть родители, которые принимают активное участие в жизни детей и детского сада, интересуются образовательным процессом.
Поэтому одна из важнейших задач взаимодействия педагога с семьёй – это включение в работу мероприятий по укреплению детско-родительских отношений, сближению детей и родителей, просвещению родителей о значении семьи в развитии детей, а также направленных на сотрудничество детей и родителей. 
Изучение семей воспитанников 
Было необходимо изучить особенности, интересы и информационные потребности семей воспитанников, посещающих группу. Для сбора данных целесообразней всего было использование анкетирования. 
В анкету были включены вопросы трёх групп:
К первой группе относятся общие вопросы о составе семьи, месте и условиях проживания, месте работы родителей, сфере их занятости. Они направлены на получение информации о социальном статусе семьи, условиях проживания и образовательном уровне родителей, типах семей, возрасте родителей.
Ко второй группе относятся вопросы о ребёнке, его интересах, особенностях здоровья, характера. Они дают возможность не только получить информацию о ребёнке, но и оценить, насколько родители знают своих детей, как они организуют жизнь ребёнка в семье.
К третьей группе относятся вопросы о жизни семьи, интересах родителей, семейных традициях, уровне просвещённости родителей в вопросах воспитания и развития детей, о темах, которые интересуют родителей. Они направлены на изучение готовности родителей участвовать в жизни детского сада, какую позицию они занимают по отношению к ребёнку, его развитию, образовательному учреждению. Также вопросы этой группы показывают, какие темы интересуют родителей, какую помощь они хотели бы получить, готовность говорить с педагогом о проблемах ребёнка. 
В процессе изучения полученной информации семьи были разделены на три группы:
1. Активные семьи.
Это те семьи, которые много занимаются со своими детьми, интересуются жизнью ребёнка в детском саду, готовы помочь, с удовольствием принимают участие в жизни группы, охотно выполняют просьбы сотрудников детского сада. Такие родители в анкете подробно описывают особенности своих детей. Указывают много интересующих их тем. В этой группе много неработающих мам.
2. Исполнительные семьи.
Такие семьи отличаются тем, что всегда выполняют просьбы работников детского сада, посещают родительские собрания и все мероприятия. Инициативу проявляют редко. Вопросы о жизни ребёнка в детском саду задают мало. Их интересует, в основном, вопросы здоровья ребёнка, не конфликтует ли он со сверстниками. Необходимо отметить, что в большинстве таких семей досугу детей уделяется внимание, но предпочтение отдаётся дополнительным кружкам и секциям. В основном это семьи, где родители много заняты на работе.
3. Пассивные семьи.
Это очень неоднородная группа родителей. К ней можно отнести и сильно занятых на работе родителей, которые мало уделяют детям внимания. В таких семьях дети предоставлены сами себе, много времени проводят у телевизора, рано приобщаются к компьютеру. Просьбы сотрудников детского сада выполняют не всегда, могут пропускать праздники и родительские собрания. Жизнью ребёнка в детском саду мало интересуются, на вопросы анкеты отвечают формально или пропускают их. Также к этой группе можно отнести и социально неблагополучные семьи. 
Результаты анкетирования показали, что из 22 семей группы готовы активно взаимодействовать с детским садом 5 семей. Это так называемые активные семьи. К исполнительным семьям можно отнести 12 семей. Из них три семьи могли бы стать активными, но этому препятствуют те, или иные причины. К пассивным семьям можно отнести 5 семей. Неблагополучные семьи выявлены не были.
Исследование семей позволило выявить актуальные и интересные для родителей данной группы темы, и следующие проблемы:
- низкая осведомлённость родителей о организации жизни в детском саду;
- родители мало общаются между собой;
- отсутствие знаний о возрастных и психологических особенностях детей;
- отсутствие у родителей общих с ребёнком интересов;
- большая занятость родителей;
- недооценивание родителями значения игры в жизни ребёнка;
- отсутствие традиции семейного чтения. 
Вопросы, которые интересуют родителей:
- адаптация ребёнка к детскому саду;
- какие игры и игрушки покупать детям;
- как справиться с детскими капризами;
- плохой аппетит;
- вопросы здоровья детей;
- вопросы развития речи;
- чем и как заниматься с детьми дома;
- куда можно сходить с ребёнком в выходные. 
Все родители этой группы уже с младшего возраста интересовались, когда детей будут готовить к школе, и практически всем хотелось как можно раньше научить ребёнка читать и писать. 
Подбор и использование оптимальных форм работы с семьёй 
Работа с семьями в группе велась по нескольким направлениям:
1.Знакомство родителей с организацией жизни в детском саду
2.Психолого педагогическое просвещение родителей
3.Укрепление детского-родительских отношений
4.Вовлечение родителей в совместные с детьми виды деятельности и развитие у них партнёрских взаимоотношений.
5.Сближение родителей между собой
6.Создание условий для взаимодействия педагога и родителя
Для того, чтобы работа с семьёй принесла положительные результаты необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.
Я использую как уже накопленный опыт нашего детского сада по работе с семьями, так и собственные разработки, учитывая при этом условия и поставленные задачи. 
Все формы работы с семьёй можно разделить на две группы:
1. Взаимодействие педагога и родителей.
2. Включение в совместную деятельность родителей и детей. 
К первой группе относятся следующие формы работы с семьёй:
1. Родительское собрание.
Самая популярная форма работы, так как на собрании присутствуют представители всех семей группы. Педагог имеет возможность представить родителям важную для всех родителей информацию, обсудить темы, которые касаются всех. Родители также имеют возможность затронуть интересующие всех темы. В своей работе я использую родительские собрания как общие (в начале учебного года), так и тематические («Почемучный возраст», «Скоро в школу», «Давайте познакомимся», «Будем растить детей здоровыми»).
2. Консультации для родителей.
Используются как индивидуальные, так и групповые консультации по темам актуальным как для всех родителей, так и для отдельно-взятой семьи («Адаптация детей к детскому саду», «Как развивать память детей», «Игры и игрушки»).
3. Лекции для родителей.
Используются для просвещения родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Недостатком данной формы работы является низкая активность родителей. В своём опыте я использовала лекции следующей тематики: «Роль детской литературы в развитии детей», «Воспитание у детей навыков самообслуживания» и т.д.
4. Презентация для родителей.
Интересная для родителей форма работы, так как материал иллюстрируется фото или видео материалами или конкретными предметами. В своей работе я использую презентации на различные темы («Развивающие игры своими руками», «Посетите с ребёнком» и др.).
5. Круглый стол.
6. Мастер класс.
7. Презентация родительского опыта.
8. Экскурсия по группе и детскому саду.
9. Совместный с родителями субботник.
10. Чаепитие с родителями.
11. Мастер-класс для родителей.
12. Почтовый ящик. 
Ко второй группе относятся:
1. Показ родителям открытой непосредственной деятельности.
2. Совместное с родителями проведение НОД.
3. Участие родителей в проведении праздников и досугов.
4. Совместные проекты.
5. Конкурсы совместных с родителями поделок.
6. День открытых дверей.
7. Совместные прогулки выходного дня.
8. Совместные экскурсии.
9. КВН «Родители-дети».
10. Участие родителей в изготовлении пособий и атрибутов к праздникам.
11. Творческие конкурсы. 
Наглядные формы работы с семьёй 
1. Родительский уголок.
2. Библиотека для родителей.
3. Видеотека для родителей.
4. Памятка для родителей.
5. Выставка детских работ.
6. Фотовыставка.
7. Видеофильм, слайд-шоу.
8. Сменный информационный материал: папки-ширмы и папки-передвижки.
9. Плакаты, коллажи, стенгазеты.
10. Выставка семейных коллекций.
11. Использование журнала группы.
12. Создание сайта группы. 
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнаутова Е.П.  «Педагог и семья».
2. Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ 2002 г., № 4.
3. Н. Ф. Виноградова «Воспитателю о работе с семьей».
4. Л. Ф. Островская «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»