Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста

 Разуванова Юлия Владимировна,
 воспитатель 
В этом возрасте дети начинают себя рассматривать как личность. Потому что, изначально старший дошкольный возраст считается возрастом становления личности. Этот возраст считается переходным от эмоционально-непосредственного отношения ко всем людям и к окружающему миру к отношениям, которые строятся уже на базе освоения нравственных каких либо оценок, уже стандартных узаконенных правил и нормального поведения [13, с. 14].
В этом возрасте дети все меньше и меньше начинают разговаривать со взрослыми, общаться, делиться своими мыслями, секретами, потому что у них начинает возникать потребность в общении, сотрудничестве со сверстниками. Со сверстниками дети очень быстро находят общий язык, занятия, общие темы для разговоров, которые становятся интереснее всем, но среди них ярко проявляются и предпочитаемые, и отвергаемые дети. Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. В этом возрасте начинает играть особую роль коллектив, в нашем случае — это старшая группа дошкольного возраста [11, с. 148], в которой дети проводят большую часть времени. С утра и до вечера им приходится находиться в коллективе, жить совместной жизнью, заниматься общими делами, поручениями, находить общий язык друг с другом, подчиняться общим правилам и требованиям.
Как мы знаем, игровая деятельность является ведущей в любом дошкольном возрасте. Через игровую деятельность дети начинают с большей легкостью общаться, играть вместе в разнообразные игры, их начинают объединять определенные факторы и условия.
Дети стараются завоевать признание, уважение своих сверстников. Они стараются с большим вниманием и сочувствием относиться друг к другу, помогают друг другу, оказывают непосильную помощь [10, с. 149].Вот в этот период и начинает зарождаться первая дружба, появляется симпатия и наоборот антипатия.
В этом возрасте у детей начинают преобладать и формироваться избирательные предпочтения в выборе общения друг с другом, а общение с родителями, со всеми взрослыми отходит на второй план. И эта группа, а в нашем случае эта старшая группа детского сада должна быть базой накопления разностороннего положительного социального опыта детей. Играя, делая что — то вместе на занятиях, в совместной деятельности, объединяясь в группы под руководством воспитателя, дети устанавливают начальные формы коллективных отношений [9, с. 88].
Существует ряд факторов, которые помогают формироваться межличностным отношениям детей старшего дошкольного возраста, в процессе той или иной деятельности [1, с. 134]:
  • если ребенку интересно, удовлетворяется его любознательность, то он с большим удовольствием идет на контакт со своими сверстниками;
  • и если ему становится не интересно, его не привлекает та или иная деятельность, не хочется общаться, играть вместе, то у ребенка наоборот складывается чувство недоверия и избирательность контактов.
Дети в дошкольной образовательной организации в общении проводят 50–70% времени. Ежедневно дети много раз вступают в контакт и постоянно свободно выбирают себе партнеров. Они делают свой выбор в зависимости от вида и характера деятельности. Если дети выполняют трудовую деятельность, то они выбирают организованных партнеров, а для разнообразных игр и занятий выбирают тех детей, которые много знают. А часто дети могут ориентироваться на нравственные качества — «Он меня сможет защитить». Но может быть и такое, что в группах детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дети ссорятся, обижаются, ревнуют друг друга. У детей эмоциональная напряженность и конфликтность намного выше, чем у взрослых. И часто взрослые даже не подозревают о том, как дети переживают из-за своих ссор и обид. Хотя и такой жизненный опыт первых отношений является фундаментом, на котором в дальнейшем будут, строятся межличностные отношения детей [11, с. 74].
В старшем дошкольном возрасте дети переходят от ситуативного поведения к деятельности, которая подчиняется уже социальным нормам и требованиям [7, с. 156], как считали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец. И поэтому на первый план выходят межличностные отношения детей, так как в центре этих отношений у детей лежит уже интерес к человеческим взаимоотношениям, а не познавательный интерес детей.
Стремясь к общению, дети подходят к сверстникам, наблюдают, как те играют, или рисуют, стараются обращаться с просьбой, подают упавшую вещь, а могут, молча слушать разговаривающих.
Малоактивным детям не всегда удается, вступить в контакт с кем ему хочется. И бывают проблемы у тех детей, кто пришел в группу из семьи и не умеют навыков общения в коллективе. Это говорит о том, что большую роль для формирования межличностных отношений детей играют социальные условия, т. е. внешний фактор места. А отношения к внешнему миру по отношению к внутреннему пониманию ребенка принято называть внутренним фактором места. И для детей старшего дошкольного возраста, для формирования межличностных отношений эти факторы играют важную роль. Но следует знать, что одни и те же условия воздействия на разных детей могут зародить у них многообразные формы поведения, которые приводят к различным личностным проявлениям [13, с. 14].
Стремясь установить и расширить контакты с людьми, у детей в старшем дошкольном возрасте получает дальнейшее развитие мотивы общения. И в этом возрасте интересно то, что к естественной любознательности детей, их озабоченности одобрения со стороны взрослых людей добавляются новые мотивы общения — деловые и личные.
Решая какой-либо вопрос, задачу побуждают детей к общению деловые мотивы. А когда ребенок переживает из-за того, как он плохо поступил, или как к нему относятся окружающие, оценивают его дела, поступки, поведение — то это уже личные мотивы. А на смену естественному любопытству присоединяются мотивы учения, которые приобретаются знаниями, умениями и навыками.
Говоря о межличностных отношениях детей старшего дошкольного возраста, можно сказать, что желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для детей одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения. А также не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению, когда дети во время игр, особенно в сюжетно — ролевых играх стремятся взять на себя главную роль, руководить другими, не боятся вступить в соревнования и во что бы то ни стало, стремятся в нем одержать победу.
Следовательно, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что особенностями межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста являются [10, с. 14]:
1. Это возраст отличается тем, что дети становятся, не только более активны со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, свои чувства, эмоции, но и уровень их функционирования этой потребности оказывается намного выше.
2. В этом возрасте все действия детей направлены уже не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка, своего сверстника.
3. Постепенно ровесник становится для дошкольника не только предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, а, следовательно, возрастает эмоциональная вовлеченность в его действия. Равенство сверстников позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.
4. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и целостной личностью.
5. Поведение детей старшего дошкольного возраста не является произвольно регулируемым.
6. К старшему дошкольному возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы, которые в отличие от действий, объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Это объясняется развитием децентрации, благодаря этому ребенок становится способным понимать точку зрения другого.
7. В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В игровых объединениях существует общность требований, согласованность действия, совместное планирование. Реальные и игровые отношения дифференцируются и осознаются детьми. Ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. Взаимодействие со сверстником выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель.
8. Проявляется умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети способны осознать эффективность совместно взаимодействующей формы организации деятельности и ее построения в своих играх, конструировании, труде.
9. В деятельности, построенной по типу «совместно-дружно-вместе», а не по типу «рядом, но не вместе», складываются отношения взаимной ответственности, зависимости и помощи — основа коллективизма и товарищества.
10. В старшем дошкольном возрасте происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения.
11. В старшем дошкольном возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.
Итак, важную роль для формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста играет совместная игра детей, их совместная деятельность. Во время игры, если ей правильно управляет взрослый, направляет детей, у детей начинают развиваться зачатки коллективизма, желания и умения считаться с другими детьми, формируются такие нравственные чувства, как симпатия и сочувствие к другим людям, любовь и уважение к труду взрослых, воспитывается стремление подражать мужеству и героизму людей.
Также большую роль для формирования межличностных отношений детей играет общение с взрослыми и родителями. Это общение позволяет дошкольникам усваивать моральные и этические нормы поведения, развивает эмоциональную сферу, развивает навыки общения, помогает перенимать положительный пример. Взрослые стараются дать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. В общении с взрослыми формируются ценностные ориентации дошкольников. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки, формируется и развивается самопознание. Оценка взрослым деятельности, поступков дошкольника может сформировать у ребенка реальную, заниженную или завышенную самооценку.
Список литературы:
1. Богусловская З.М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2014. 206 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 400 с.
3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. М.: Просвещение, 2013. 123 с.
4. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 72 с.
5. Выготский Л.С. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Просвещение, 1956. 415 с.
6. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник. М.: Просвещение, 2004. 256 с.
7. Гербова В.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 400 с.
8. Гогоберидзе А.А. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007. 220 с.
9. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1966. 160 с.
10.Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 2001. No 10. 77 с.
11. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. М.: ИНТОР, 2014. 244 с.
12. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. М.: Академия, 2015. 214 с.
13. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. М.: Академия,1984. 238 с.
14. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. М.: Академия, 2011.135 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»