Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация образовательных режимных моментов
в ДОУ с учётом субкультуры современных дошкольников

Крупская Елена Людвиговна,
Воспитатель
  1. Утренний прием, подготовка к дневному сну, вторая половина дня (на основе обновления репертуара детской художественной литературы, репертуара музыкальных произведений, тематики сюжетной ролевой игры, игры-драматизации, обустройства игровой зоны).  
В процессе реализации опытно-экспериментальной работы режимные моменты «утренний прием» и «подготовка к дневному сну» были дополнены организацией деятельности во второю половину дня. Центральной идеей реализации - стала организация образовательного события, которое интегрировало деятельность детей в режимных моментах. Это позволило показать отличие и специфику обновления режимных моментов от образовательной деятельности в первой половине дня. Образовательные события проектировались и были реализованы с учетом проявлений детской субкультуры. 
Что необходимо учитывать при проектировании и апробации образовательного события?
  • Образовательное событие начинается с поиска значимой, эмоционально привлекательной для детей проблемы, которая решается в деятельности.
  • В процессе события происходит создание определенного продукта, в соответствии с культурным образцом вокруг которого разворачивается событие (праздник, карнавал, презентация, интервьюирование, сценарий, афиша и пр.).
  • Деятельность детей направлена на максимальное раскрытие их творческого потенциала и поддержку инициативы.
  • Интегрирующий событие деятельностью детей является игра, которая обеспечивает мотивацию участия детей в событии, позволяет привлекать актуальное для детей содержание деятельности.
  • Педагог участвует в событии на правах более опытного партнера, который помогает детям приобрести или актуализировать необходимый опыт, взаимодействие с детьми осуществляется как партнерское.
  • Необходимо соблюдение определенной этапности проживания события: начало события (проблема-«завязка») – развитие события – кульминационный момент события (достижение цели, решение проблемы.
  • Важно завершить событие рефлексивной практикой всех его участников (актуализация эмоций, обмен мнениями, припоминание самого значимого).
При этом в практике дошкольного образования существует противоречие между понимаем значимости образовательного события для реализации целей дошкольного образования и недостаточностью разработанных подходов к проектированию образовательного события в практике работы детского сада. Разрешение этого противоречия потребовало экспериментального проектирования и апробации образовательного события. 
Образовательное событие   «В наш детский сад пришли  Энчантималс». Мультпроект.
Предыстория образовательного события, или как появилась идея образовательного события?
В результате наблюдения за общением детей 6-7 лет педагоги отметили,
что возраст  6-7 лет характеризуется существенным поворотом в дружеских отношениях. Если раньше детям не требовалось общество сверстников,
то на данном этапе идет полным ходом процесс социализации. Ребята уже могут рассказывать о том, где они были, что видели, строят планы на ближайшее время и с удовольствием делятся ими. Данный возраст позволяет ребятам собираться в группы по 2-3 человека, оказывая тем самым свое предпочтение. Причем это характерно, как для девочки, так и для мальчика. В их коллективе нередко бывают споры, во время которых может прозвучать страшное «никогда я больше не буду с тобой дружить». Взрослые люди прекрасно понимают, что детские обиды легко забываются, но для детей
 6-7 лет это настоящая психологическая драма. Поэтому, чтобы избежать конфликтов между детьми, научить их взаимодействовать  друг с другом, воспитатели решили вовлечь детей  в общую длительную игру, которая
вылилась в проект. Идеей проекта стали куклы  серии  Enchantimals , которые принесла  София.  «Посмотрите, девочки, что у меня есть! У меня их целая сумка!». На что Марианна ответила «И у меня есть такие же куклы!».  Милана обрадовано повторила вслед за Марианной «И у меня есть три куклы».
 Осознание данного факта натолкнуло воспитателей на поиск привлекательного для детей содержания, героев, которые могли бы заинтересовать детей, и при этом помочь в решении актуальной для воспитания детей проблемы – налаживанию отношений между детьми.   
В качестве источника, инициирующего образовательное событие, была выбрана работа  с куклами Enchantimals. 
Компания Mattel подарила нам такие игрушки, как Barbie, Hot Wheels, Mega Bloks, Monster High, Fisher-Prise, Ever After High и множество игровых наборов с героями известных мультфильмов. На сегодняшний день они  представили еще одну новинку – линию кукол  Enchantimals.  Это самые милые и добрые хранительницы леса с их маленькими друзьями-зверьками. Enchantimals обожают приключения и верят, что дружба поможет преодолеть любые невзгоды!  Они любят заниматься, что их смешит и  знают, как сделать так, чтобы мир был наполнен вниманием и заботой. 
Итак, накануне педагоги предложили детям  посмотреть презентацию
  «Уникальные героини мира Enchantimals » 
День первый. Утро.  Первыми в группу пришли Марьяна, Ульяна., со своими куклами, которые принесли с собой, чтобы показать другим детям. Они живо обсуждали и спорили,  у кого,  сколько кукол, какая из героинь им больше нравиться и почему, что  умеют делать их питомцы, каких кукол
у них недостает в коллекции.  К ним присоединилась Александрина  и Милана.
Какие образовательные эффекты события возможны?
•        Развитие воображения и фантазии детей за счет придумывания новых событий.
•        Развитие коммуникативных способностей – детям потребуется договариваться между собой, согласовывать замыслы.
•        Применение освоенных ранее изобразительных умений и навыков – создание книжки малышки и кукол для театра  потребует рисования героев и не только…
•        Развитие произвольности действий и поведения – важно не остановиться на полпути и довести задуманное до конца.
Запуск образовательного события
(инициация педагогом и реакции детей).
День первый. Утро.
Во время проведением  круга  воспитатель предложила показать детям своих кукол и рассказать  о них. Девочки  с заинтересованностью рассказывали  о  своих любимицах и   их питомцах. Затем воспитатель включила запись песни «Enchantimals– это волшебные подружки» и поставила мультфильм
Enchantimals «Зачарованные края».
Во время звучания песни,  дети с удовольствием начали  ее подпевать. Когда песня закончилась,  Ульяна   спросила: «А можно еще послушать?». После просмотра мультфильма, в обсуждение  активно включились мальчики.  Они с удовольствием рассказывали  воспитателю о любимых  машинках, мультфильмах, пересказывали сюжеты, описывали героев, которым они симпатизируют. Безусловно, мультипликация привлекательна для детей, любимые герои-игрушки оживают в руках детей, позволяют раскрыться ребенку, проявить себя.
День первый. Вечер. Просмотр м/ф и Чтение книги «Энчантималс. Дом там, где твое сердце»
Дети с удивлением узнали,  про их любимых героинь есть еще и книги.
Они с удовольствием слушали первые главы. После чтения Уля попросила: «Пожалуйста, пожалуйста, почитайте еще». 
День второй. Утро.  Просмотр мультфильма  Enchantimals. Педагог наблюдала за  детьми во время просмотра мультфильма, их реакцией.
Что важно было сделать педагогу?
  •  Направить детей на  осмысление  просмотренного мультфильма,  насколько правильно понято детьми содержание но при этом «запустить» собственную фантазию детей для того чтобы они могли реализовать собственный замысел.
Руслан заинтересованно спросил: «Они разве не вместе все жили?», на что Марьяна ответила: «Нет, конечно. Они жили, забыла,  как называется, ну, в общем, каждый в своей стране».  Матвей  вздохнул и сказал, что он с родителями и братом Ваней бывали во многих странах, а у Энчанчималс  
не были.
День второй. Вечер.  Чтение книги  «Энчантималс. Дом там, где твое сердце».
Александрина заинтересованно спросила: «Эта книга  про всех Энчанчималс?», на что  Марианна ответила: «Давайте уже слушать». После прочтения следующих двух глав детей заинтересовало слова  «вещий?»
 и «бином». Объясняя значение этих слов, воспитатель показала карту волшебной страны  Everwilde.  Дети стали ее рассматривать. Педагог,  наблюдая за диалогом детей, объяснила, что такое «биномы», а Александрина предложила  нарисовать карту страны Everwilde.
Все  согласились с ее идеей.
Проживание события, или образовательное событие в лицах. 
День третий. Утро. Просмотр продолжения мультфильма   Enchantimals.
В рамках утреннего обсуждения дети  воспитатель  объяснила значение понятий  джунгли, савана, холодный мир, луга, дождевые леса, горные вершины. Дети самостоятельно  определили последовательность действий - обведение контура карты,  определение места ручья, который протекает в каждый из биомов, соединяя их все в единую страну,    раскрашивание  ландшафтов в разные цвета в зависимости от их значения. В процессе рисования дети рассуждали о жизни героинь и их приключениях. Вспоминали разнообразные сюжеты из прочитанной книги и просмотренных  ими мультфильмов серии  Enchantimals.
Важно!
  • у детей было сформировано  умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги);
  • умение  располагать трафареты героев и их изображения в указанном направлении и плоскости.
  • привитие  любови к природе, бережному  отношению к ней;
  • определен объем знаний дошкольников о животном мире.
День третий. Вторая половина дня.
Во второй половине дня  дети  стали раскрашивать трафареты героев для книжки - малышки, которые принесла София. Сначала пробовали нарисовать самостоятельно, но остались недовольны результатами. Во время раскрашивания, дети активно обсуждали героев.
София: «Я хочу теперь еще Дельфина и мартышку. Она такая милашка. И Фламинго». Егор: «Можно я тоже буду раскрашивать?».
Милана: «А какого цвета рисовать лицо? Фиолетового?»
Ульяна: «Лучше синим». Марианна: «Синего лица не бывает. Тогда не знаю какого».
В ходе наблюдения было отмечено, что дети проявляют высокую степень в подготовке  создания книги «Наши любимые куклы –Энчантималс». С помощью воспитателя, рисунки детей были прошиты и оформлены.
День четвертый. Утро. Чтение следующих глав  книги «Энчантималс. Дом там, где твое сердце».
Обсуждая прочитанные главы, Микаэль предложил пригласить девочек волшебной страны к ним в гости «Мне они очень нравятся. Они такие миленькие». На вопрос воспитателя «Как же они к нам доберуться?», Дима предложил  построить  самолет из деревянного набора кубиков и  слетать за ними. Все  согласились. София задала вопрос «А когда они прилетят, где жить будут?». Было решено изготовить макет   детского сада для игры, и приглашение в гости  (из бумаги и картона).
Дети разделились  на группы. Одни стали  строить  детский сад для героинь, другие  - самолет и  рисовать  приглашение для гостей.
Воспитатели  помогали детям:  подсказывали, из какого материала лучше сделать мебель, горку, песочницу; как правильно расположить надпись на приглашении.
День четвертый. Вечер.
Декорации к сюжетно-ролевой игре «Полет в Страну Everwilde» были изготовлены.   Дети с удовольствием  самостоятельно  распределили  роли , нашли костюмы пилота, врача,  придумав свой игровой сюжет.  Мальчики  предложили встретить гостей из волшебной страны в спортивном зале и предложить поиграть в спортивные игры.
Дети сами создали  условия  для организации сюжетно – ролевой игры  и творчески воспроизвели  мир своих героинь. В конце игры воспитатель предложила детям порассуждать, а что дальше?
  • Дети  напомнили, что они еще не подарили еще книжку, которую оформили для  младшей группы,
  • Предложили пойти в  младшую группу с набором кукол, картой волшебной страны, чтобы рассказать о мире  Enchantimals  и их маленьких питомцах.
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.
День пятый. Первая половина дня.
Утреннее обсуждение предстоящей презентации  изготовленной книги «Наши любимые куклы –Энчантималс»,  внесло уточнение в представление детей о том, каким образом всё будет происходить. Не все дети были готовы выступать перед аудиторией. Воспитатели  репетировали с девочками, подбадривали их, подсказывали нужные фразы и слова которые легче выговорить.
Дети младшей группы с удовольствием встретили гостей  «из волшебной страны». Все расселись на стульчики, а  выступающие старались понятно представить своих героинь и их питомцев, чтоб «малыши всё поняли».
 На прогулке дети младшей группы подходили к старшим ребятам и говорили, что «меня тоже есть такая кукла, но я  не знала, что ее можно пригласить в гости», «можно мы придем к вам поиграть», «какие красивые у вас были маски».
Вечером дети группы  с удовольствием рассказали и показали  своим родителям свою коллективную работу – карту, макет детского сада, маски и кукол,  с которыми они выступали. Родители за них очень были рады,
а    детям было приятно слушать добрые слова в свой адрес. 
Постфактум, или жизнь события после его завершения.
После завершения события было проведено интервьюирование
детей группы. Все, как один, они сказали, что им очень понравилось играть, рисовать и выступать. После проекта дети продолжительное время продолжали играть с куклами Enchantimals в свободной деятельности, придумывая собственные сюжеты.
Дети мечтают о создании нового проекта.
В результате  данное событие способствовало актуализации интереса детей к новой для них культурно-игровой практике создание иллюстрированной книжки, выполненной своими руками.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»