Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности развития сюжетно-ролевой
игры у старших дошкольников

Брух Екатерина Игоревна
 
 Игра - это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребёнка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский
Цель: Развивать игру каждого ребенка с опорой на его личные интересы.
Задачи: Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками); развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания); развивать коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построения адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения. Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре. Создать современную развивающую предметно-игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС, способствующую развитию игровой деятельности. Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра- это основной вид игры ребенка старшего  дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основным содержанием игры детей старшего дошкольного возраста становится отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей.
Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей.
Дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени.
Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. При распределении детьми ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем согласование своих действий  у детей часто происходит еще по ходу самой игры.
Дети часто пытаются контролировать действия друг друга: указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Если же во время игры возникают конфликты, дети объясняют партнеру свои действия или критикуют его действия, ссылаясь на правила. Дети этого возраста могут по ходу игры: брать на себя 2 роли, переходя от одной к другой, вступать о взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли .
Сюжетно-ролевые игры одного содержания в старшем возрасте не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.
Во многих случаях дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т. д.). Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, я направляю их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказываю помощь в изготовлении недостающего, приучаю к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры даю детям советы, задаю вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д.
Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»).
Дети старшего возраста предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов, например: дети отказываются принять в игру ребенка, который плохо выполняет  роль, появляются постоянные претенденты на главные роли.
В таких случаях я участвую в сговоре детей перед игрой или беседую по поводу прошедшей игры. При этом я могу оценить поведение играющих: осудить проявление резкости, эгоизма, поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную выдумку, подсказать новую увлекательную подробность. Я помогаю детям вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений.
В старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.
Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек. Это мы можем наблюдать на примере игры «Путешествие на автобусе».
Очень важное место занимает организация предметно- пространственной развивающей среды для развития  игровой деятельности. Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование отношений со взрослыми и сверстниками.
ВЫВОД
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение
игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течение всего года.
Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. В процессе игры ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться к своей цели, увлекать за собой других.
Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»