Проект по основам безопасной жизнедеятельности ребенка
Береги себя сам
Строкова Лариса Петровна,
воспитатель высшей квалификационной категории;
Солопова Элеонора Вячеславовна,
воспитатель первой квалификационной категории
Актуальность проблемы:воспитатель высшей квалификационной категории;
Солопова Элеонора Вячеславовна,
воспитатель первой квалификационной категории
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома. Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании.
Итак, тема привития основ безопасности жизнедеятельности воспитанников является очень актуальной в настоящее время.Задачи прое
Задачи проекта:
- Формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста устойчивых знаний о правилах безопасного поведения в различных ситуациях;
- Создавать благоприятные условия для формирования у дошкольников чувства осторожности и предусмотрительности
- Содействовать формированию устойчивых навыков безопасного поведения Участники: воспитанники старшей группы, родители, педагоги.
Вид проекта: краткосрочный, интегрированный
Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, творческий Методы реализации: наглядный, практический, словесный
Принципы реализации проекта:
1. доступность: - учет возрастных особенностей детей - адаптированность материала
2. систематичность и последовательность: - постепенная подача материала от простого к сложному - частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
3. наглядность и занимательность: - предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. динамичность: - интеграция проекта в разные виды деятельности
5. дифференциация: - создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Формы реализации:
- Беседы
- Рассматривание иллюстраций и предметов быта.
- Игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые.
- Чтение художественной литературы.
- НОД. - Проблемные ситуации.
- Тренинги.
База реализации: группа детского сада
Срок реализации:4 недели
Прогнозируемый результат реализации проекта:
Дети:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее; - знание правил безопасного поведения на улицах города.
- умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
- умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
- умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа. Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Этапы проекта
Первый этап:
Подготовительно- организационный
Цель: определить основные направления работы.
Задачи:
1.разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
2. составить программу проекта взаимодействия семьи и детского сада, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
Разработка проекта;
- Заинтересовать участников изучением данной темы;
- Изучить методическую и научно-популярную литературу;
- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме;
- Подобрать материал для игровой и продуктивной деятельности;
- Составить план работы (занятий, мероприятий);
- Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников, укрепление связи дошкольного учреждения с семьей.
Второй этап:
Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.
Система и последовательность работы по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников представлена тематическими блоками:
- Ребенок на улице.
- Ребенок дома.
- Ребенок и природа.
- Ребенок и другие люди.
Блок «Ребенок на улице»:
Цель: формирование у детей навыков осознанного поведения на улице. Задачи: создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения; вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дороге; воспитывать в детях грамотных пешеходов. Мероприятия с детьми:
1.Беседа с детьми «Наша безопасная улица».
2.Интерактивная игра «ПДД».
3. НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) «Страна дорожных знаков».
4. НОД по познавательному развитию «Фликер - важный помощник на дороге».
5. Театральная постановка «Перекрёсток!».
6. Подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Ловкий пешеход», «Регулировщик».
7. Чтение художественной литературы: О. Бедарев «Азбука безопасности», О. Тарутин «Для чего нам светофор?», Т. Шорыгина «Сказка о правилах дорожного движения», С. Михалков «Моя улица».
8. Проблемные ситуации:
- Ты едешь на велосипеде во дворе дома и сбиваешь малыша. Что делать? - Ты едешь на велосипеде и чувствуешь, что в глаз попала соринка. Что делать?
- При переходе проезжей части без пешеходного перехода вы с мамой замешкались и не успели перейти всю дорогу. Автомобили едут в обоих направлениях движения. Как быть?
- Ты с мамой переходишь дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, и вы обращаете внимание, что на вас мчится на автомобиле невнимательный водитель. Что предпринять в такой ситуации.
- Переходя дорогу, ты упал. Что делать? А если упал кто-то из рядом идущих людей?
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Изготовление макетов улицы города;
2. Изготовление книжек-малышек;
3. «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки» - тематическая ширма-раскладушка;
4. «Памятка юного пешехода», «Памятка для родителей - водителей», памятки по обучению детей ПДД для родителей «Правила дорожного движения».
Блок «Ребенок дома»:
Цель:учить детей избегать дома ситуаций, опасных для жизни и здоровья; формировать умение правильно себя вести в опасных ситуациях; создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения дома.
Задачи: - сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
-формировать навыки безопасного обращения с колющими и режущими предметами;
-формировать навыки безопасного поведения с огнем, навыки поведения при пожаре;
-формировать умение адекватно вести себя в различных ситуациях, которые могут быть опасны.
Мероприятия с детьми:
1.Беседа «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой»;
2. Моделирование ситуации «Что будет, если не выключить кран с водой». 3. Видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь».
4. Беседа «Ток бежит по проводам», «Что работает от электричества?»
5. Составление правил безопасности при использовании электричества.
6. Обыгрывание ситуации «Что случится, если забудешь выключить дома утюг».
7. Ситуативный разговор: «Пожароопасные предметы», «Пожар в квартире», «Опасные ситуации при украшении новогодней ёлки».
8. Тренинг «Вызов пожарных «01», «Вызов газовой службы «04», «Дыши через повязку», «Действия при пожаре».
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Консультации для родителей «Внимание. Ребенок один дома».
2. Памятка для родителей «Обеспечение безопасности детей».
3. Совместное чтение родителей и детей произведений, разучивание стихотворений.
4. Составление рассказов на тему «Что случится если…;
5. Рисование совместно с детьми на тему «Безопасность дома».
Блок «Ребенок и природа»:
Цель: познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи: Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому);
Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе;
Развивать познавательный интерес к миру природы;
Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе;
Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей; Мероприятия с детьми:
1. Показ схем «Будь природе другом» (что нельзя делать в природе).
2. Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»
3. Игровая ситуация «Расскажи Карлсону, как вести себя в лесу».
4. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … ».
5. Экспериментальная деятельность: опыт «Гром и молния» (с воздушными шарами), извержение вулкана.
6. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, заповедением младших и старших детей на других участках.
7. Создание альбома: «Жалобная книга природы»
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Акция «Защитим природу от мусора».
2. Совместная разработка презентаций родителей и детей «Правила безопасного отдыха на природе».
3. Организация родителями экскурсий в лес.
4. Памятки для родителей «Как вести себя в природе».
5. Выставка семейного рисунка «Безопасность детей в природе».
Блок «Ребенок и другие люди»:
Цель:Формирование у детей навыков безопасного поведения при контактах с чужими людьми.
Задачи:сформировать у детей понятие «чужой человек». Научить понимать, какие ситуации можно считать опасными. Совместно с детьми определить действия, которые помогут детям избежать неприятностей.
Мероприятия с детьми:
1. Беседа «Осторожно незнакомец».
2. Упражнение «Мой страх» (Моделирование взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми с использованием рисуночной терапии).
3. Ситуативный разговор «Внешность человека может быть обманчива».
4. Ситуативный разговор: «Если чужой приходит в дом» - обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить правильно вести себя в таких ситуациях.
5. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят».
6. С\р игра «Если чужой звонит по телефону».
7. Игровое упражнение «Что делать, если ты потерялся».
Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Семейное создание альбомов «Моя безопасность».
2. Оформление папки – передвижки «Научите детей общению с незнакомыми людьми», «Как вести себя в случае нападения», «Личная безопасность в доме».
3. Консультация: «Ребенок и другие люди».
Третий этап.Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи и детского сада, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.
- Квест - игра «Тропа безопасности» (Обобщение знаний по ОБЖ в игровой форме)
- Продукты деятельности: выставка плакатов-рисунков по ОБЖ (совместная работа ребенка с родителями).
Сценарий Квест - игра для старшего дошкольного возраста «Тропа безопасности»
Цель и задачи квест-игры:
Квест – игра «Тропа безопасности» проводится с целью повышение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности. В ходе проведения квест – игры решаются задачи:
- формирование у детей навыков правильного поведения на дороге, обеспечивающих сохранность их здоровья и жизни;
- пропаганда правил безопасного поведения при пожаре и контактах с незнакомыми людьми;
- содействие развитию осторожности и осмотрительности.
Порядок проведения квест – игры
Ребята проходят 4станции: По прохождению они получают конверты с маршрутом следования и ключ от чемодана «Знаний по ОБЖ», нужно найти 4 элемента ключа и открыть чемодан.
- Станция «Один дома»;
-Станция «Безопасность в лесу»;
- Станция «Пожарная безопасность»;
- Станция «ПДД»».
В результате прохождения всех станций, команда открывает чемодан знаний Подведение итогов. Награждение.
Ход игры:
Воспитатель: Становись команда в круг. Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Добрый день ребята! Сегодня мы с вами собрались на квест — игру «Тропа безопасности». Вам предстоит показать, насколько вы можете позаботиться о своей безопасности. Готовы?
Воспитатель: Вас на каждом этапе ждут интересные испытания и задания. Если вы справитесь с заданием, то получите конверт с подсказкой вашего дальнейшего маршрута следования и одну часть ключа. К концу игры вам надо собрать все четыре части ключа и открыть чемодан.
Воспитатель: Приглашаю вас на первую станцию, которая называется «Один дома».
Воспитатель: Первое задание заключается в следующем. Вспомните и назовите названия сказок, в которых с героями произошли неприятности из-за того, что они открыли дверь чужому или ушли из дома без разрешения взрослых.
Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Колобок».
А вас родители оставляли одних дома?
Когда ребятки остаются одни дома, с ними могут произойти разные ситуации. Вот одна из них.
Игровой тренинг «Один дома»
В дверь квартиры стучатся посторонние люди: старая бабушка; дядя Вася с котенком; мамина подруга. (Воспитатель изображает этих героев, дети говорят, как нужно себя вести в таких случаях).
Стучится в дверь бабушка. - Кто там? - Девочка, я плохо себя чувствую, мне надо таблетку запить, открой, пожалуйста. Ответ ребенка.
Стучится в дверь мужчина. - Кто там? - Мальчик, у меня котенок есть, хочешь, подарю? Открой дверь. Ответ ребенка.
Стучится в дверь мамина подруга. - Кто там? -Девочка, это тетя Света, я твою маму знаю, открой дверь. Мама попросила ее дома подождать. Ответ ребенка.
Воспитатель: Почему вы не открыли дверь посторонним людям? Что делать, если в дверь ломится посторонний? Но опасность может подстерегать не только за дверью дома, но и внутри. В каждом доме есть предметы, которые могут угрожать здоровью и даже жизни человека, мы их еще называем «Опасные предметы».
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Можно – нельзя». Я показываю картинку, если можно брать или трогать предмет, который изображен на картинке – вы показываете зеленый кружок, а если нельзя – красный и говорите, чем опасен этот предмет. (Нож, ножницы, иголки, спички, лекарства, электроприборы, розетка, свечка, балкон, окно, моющие средства, газовая и электрическая плита).
Запомните самое главное правило безопасности — одним дома не оставаться!
Воспитатель: Поздравляю, первое задание вы выполнили и получаете два конверта (зеленого и синего цвета).
В зеленом конверте подсказка с разгадкойдля выполнения последнего задания, в синем– подсказка вашего дальнейшего маршрута следования. Дети открывают синий конверт в нем находится схема маршрута в музыкальный зал.
Станция «Безопасность в лесу».
Дети заходят в музыкальный зал
Звучит музыка, входит турист с плеером, рюкзаком. Идет, осматривает все. Достает конфету, съедает и выбрасывает фантик в «озеро».
Воспитатель: здравствуйте. Турист:
Здрасьте. О сколько народу пришло, сейчас мы такую тусовку устроим. Магнитофон на полную включим, костерчик разведем.
Воспитатель: Что вы, ни в коем случае. Мы ребята из детского сада, пришли в лес отдохнуть, насладиться звуками и красотой леса.
Турист: А я турист, я тоже отдыхаю (достает шоколадку, съедает, выкидывает обертку)
Воспитатель: Что же вы делаете? Разве можно мусорить в лесу? Здесь ведь живут разные животные, это их дом.
Турист: подумаешь, а куда мне выкидывать мусор?
Воспитатель: Ребята, расскажите, что делать туристу в таком случае. (ответы детей… Нужно собрать после себя весь мусор и выкинуть в специально предназначенном для мусора месте).
Воспитатель: Вот Вы выкидываете фантики, а ведь в лесу живут разные животные, насекомые, которым этот мусор мешает.
Турист: ну, ладно все про мусор и фантики я понял. Сейчас костерчик организуем, шашлычки….
Воспитатель: А вы знаете, что костры разводить в лесу опасно?
Турист: Почему опасно?
Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему костры разводить в лесу опасно? (ответы детей - может получиться пожар, сгорит много деревьев, погибнут животные, птицы, насекомые…и сами можем попасть в огневую ловушку) Турист: Какие вы скучные…. То нельзя, это нельзя! ...
Воспитатель: (обращает внимание детей на газеты) Смотрите, сколько мусора в лесу. Давайте наведем в этом месте леса порядок. А чтобы было веселей, превратим уборку в игру.
Игра «Попади в ведро»
Воспитатель: Посмотрите, теперь порядок везде? (Да). Ну, что, турист. Я думаю, наши дети научили Вас правилам поведения на природе?
Турист: Да, я буду стараться правильно себя вести. Пока я ходил по лесу я нашел два конверта. Они случайно не ваши? Ответы детей.
Турист: Я их вам отдам, если вы знаете все правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу, Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да)
(турист во время игры внимательно следит за ответами детей и удивляется, как много они знают). Турист: Ладно, ребята, я всё понял. Вы знаете правила поведения в лесу. Турист отдает ребятам конверты.
Дети открывают синий конверт в нем находится схема маршрута в прачечную. Дети по схеме определяют куда идти.
Маршрут прачечная. Станция «Пожарная безопасность»
Воспитатель: Вставайте удобно. Здесь много электроприборов и если их использовать неправильно или не по назначению то может случиться пожар. Я — огонь!
Я – друг ребят.
Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом!
Все вы знаете, что огонь может быть, как полезным, так и очень опасным. Вот сейчас мы посмотрим, как вы справитесь с заданием, которое называется: «Огонь добрый — Огонь злой».
На столе лежат изображения «доброго» и «злого» огонька, вы должны выбрать из подготовленных карточек картинки и разместить их около нужного "огонька". Будьте внимательны, не ошибитесь! (Дети раскладывают картинки, затем проверяют правильность выполнения задания и обсуждают несколько картинок.)
Воспитатель: Ну, а, чтобы не случился пожар лучше не трогать те предметы, которые могут его вызвать.
Поздравляю, задание вы выполнили и получаете конверт и ключ.
Дети открывают конверт в нем находится схема маршрута в кружковую.
По дороге в кружковую лежит красивая коробка. Если дети прошли мимо, обратить на это внимание и похвалить их. Если кто- то ее взял или потрогал, разобрать ситуацию. Чужие вещи трогать нельзя.
Станция «ПДД».
Детей встречает «Светофор».
Я ребята светофор,
Знаю я закон простой,
Если красный?
Подожди,
А зелёный свет?
Иди.
Воспитатель: Скажите ребята: зачем нужен светофор? Дети отвечают. Воспитатель:: Правильно ребята, чтобы регулировать движение. На какой сигнал светофора переходят дорогу? Дети отвечают.
Светофор: Молодцы, ребята!
Светофор:: Давайте сейчас проверим, знаете вы дорожные знаки или нет. У меня есть дорожные знаки, и ваша задача заключается в том, чтоб отгадать загадку, и найти тот дорожный знак, который является отгадкой.
Загадки по ПДД:
1. Всем знакомые полоски, Знают дети, знает взрослый, На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
2. Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
3. В белом треугольнике
С окаемкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … (Дети).
4. Чудо-конь— велосипед,
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак,
Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)
Светофор: Молодцы, а сейчас я хочу поиграть свами в игру «Зебра», вам надо будет разделится на две команды.
Игрок каждой команды получает белую полоску. Перед игроками на расстоянии 5м проведена линия. По свистку первые игроки в командах бегут до линии и кладут свою полоску на линию, возвращаются к команде. Следующие игроки бегут и кладут свою полоску рядом с первой. Все последующие игроки выполняют тоже задание. Выигрывает команда, которая правильнее выполнит задание. Команда которая выиграла получает ключ и конверт.
Дети открывают конверт, в нем находится схема маршрута к чемодану. Воспитатель: Вот и заветный чемоданчик. У нас есть четыре элемента ключа. Вы должны их собрать, и тогда мы сможем открыть чемодан. Открываем, там шоколадные медали, на них приклеена картинка. Воспитатель: Вы все большие молодцы, справились с заданиями, и теперь это ваша заслуженная награда. Награждение детей. Дети возвращаются в группу.