Пальчиковая гимнастика в детском саду
Бачурина Любовь Альбертовна
Цели и задачи: I. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом:
1) развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
2) развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
II.Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
1) произвольное внимание;
2) логическое мышление;
3) зрительное и слуховое восприятие;
4) память, речь детей;
5) умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
Тема: | Дата: | Содержание: |
Встреча друзей | 1 неделя сентября | «Встреча друзей» Здравствуй! Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев) Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой) |
Вот оно какое наше лето | 2 неделя сентября | «Лето» Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу) Красной краской – Солнце (рисуют в воздухе «солнце»), На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы) На лугах покосы, Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака») И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей») |
Хлеб всему голова | 3-4 неделя сентября | «Чайник» Привет, я – чайник (показываем руками толщину) Большой и толстый Вот моя ручка, (руку вбок) А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону) Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке) Я буду свистеть (изображаем свист) С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка) Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик) |
Скоро в школу | 1 неделя октября | «Портфель» Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы) Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы) Ручка есть, чтобы писать И резинка, чтобы пятна Убирала аккуратно И пенал, и карандаш, И букварь – приятель наш. |
Осень золотая в гости к нам пришла | 2-4 неделя октября | «Листья» Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки) Будем листья собирать. Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу) Листья рябины, Листья осины, Листики дуба мы соберем. Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки) |
Россия – Родина моя | 1-2 неделя ноября | «Мой Город» Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу) Люблю смотреть, Люблю считать (на каждое название достопримечательности загибают по одному пальчики) Космонавтов - раз, Ленина - два, Улица Победы – три. А четыре - я живу в квартире. Пять – гуляю в парке я опять. Шесть – на Белую схожу И на волны погляжу. Семь – Дворец культуры, Красив и огромен И стоит на площади он. Восемь – ёлка в Новый год. Девять – повстречался мне Памятник большой войне. Я тихонько постою и цветочки положу! Десять – наш кинотеатр Октябрь. В магазине хлеб куплю. Очень город я люблю! |
День матери | 3-4 неделя ноября | «Семья» Дружная семья Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья! |
Вот пришли морозы, и зима настала | 1-2 неделя декабря | «Снежок» Раз, два, три, четыре (загибают пальцы начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе ) И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальцем) Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят «снежок») Три – уроним (роняют воображаемый снежок) И… ломаем. (топают) |
Новый год у ворот | 3-4 неделя декабря | «Новый год» Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились Этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад: В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза) А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши) Пушистая, в иголочках. |
В здоровом теле – здоровый дух | 1-3 неделя января | «Карандаш» Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш») Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу) Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы) Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу) |
900 дней, 900 ночей | 4 неделя января | «Капитан» Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв.) По волнам с жемчужной пеной. Я - отважный капитан, (проговаривая стишок, показывать, как лодка Мне не страшен ураган. качается на волнах) Чайки белые кружатся,(волны) Тоже ветра не боятся. (показать чайку, скрестив руки, соединив ладони) Лишь пугает птичий крик (тыльной стороной и помахать) Стайку золотистых рыб. (пальцами, сжатыми вместе) И, объездив чудо-страны, (ладонями с пальцами), Посмотрев на океаны, (прижатыми друг к другу изобразить рыбок). Путешественник-герой, (плавными движениями ладоней показать) К маме я вернусь домой. (как рыбы плывут в воде) |
Опасности вокруг нас | 1-2 неделя февраля | «Дружные ребята» Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются) Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой) Раз, два, три, четыре, пять… (поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) Начинай считать опять. (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук) Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание) Мы закончили считать. (встряхиваем опущенные вниз кисти рук) |
День защитника отечества | 3-4 неделя февраля | «Папин день» Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы) Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши) Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу) Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы) |
Международный женский день | 1 неделя марта | «Моя семья» Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе Дома дружная семья: и в соответствии с текстом Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы: Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, Это – бабушка моя, средний и большой) Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет |
Моя семья | 2-3 неделя марта | «Мамин праздник» Вот под снежник на поляне, Я его нашел. («срывают цветок») Отнесу подснежник маме, Хоть и не расцвел. И меня с цветком так нежно (обнимают сами себя) Мама обняла, Что раскрылся мой подснежник (разводят руки в стороны) От её тепла. |
Пришла весна | 4 неделя марта | «Весёлые льдинки» Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы) Над самым оконцем Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу) Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко») Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы) По сосульками слезинки… И тают сосульки – (стучат пальцами по столу) Весёлые льдинки. |
Все мы жители Земли | 1-2 неделя апреля | «Радуга» Здравствуй, радуга-дуга, (дети выполняют наклон) Разноцветный мостик! (широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу) Здравствуй, радуга-дуга! (вновь выполняют наклон) Принимай нас в гости. (идут, по кругу взявшись за руки) Мы по радуге бегом Пробежимся босиком. Через радугу-дугу (встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках) Перепрыгнем на бегу (делают еще четыре прыжка на носках) И опять бегом, бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени) Пробежимся босиком |
Знаменитые люди России | 3-4 неделя апреля | «За работу» Ну ка, братцы, за работу, (выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца) Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять |
День победы | 1-2 неделя мая | «Самолёт» Руки в стороны – в полёт (дети поднимают прямые руки в стороны) Полетит наш самолёт. (поворачиваются вокруг себя) Сделал правый поворот, (через правое плечо, подняв правую руку) Сделал левый поворот, (поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку) Крыльями покачал, (покачивают крыльями руками) Загудел и задрожал. (гудят «у-у- у…») Начинается полёт, (расставив руки в стороны) Полетел наш самолёт, Вот закончился полёт, (опускают медленно руки) Приземлился самолёт. |
День рождения города | 3-4 неделя мая | «Мы» Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой) Покидаем детский сад. (шаги на месте) Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму) Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят) Как мы хором песни пели, (далее движения по тексту) Как играли в чехарду, Что мы пили, что мы ели, Что читали в детсаду. |