Реализация работы по формированию представлений
о здоровом образе жизни у дошкольников в ДОУ
Дюндина Анна Андреевна
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей. В ходе работы необходимо решить задачи:1. Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, научить беречь свое здоровье и заботится о нем.
2. Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно-гигиенических навыков.
3. Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
4. Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность).
Для организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни в детском саду созданы следующие условия:
1) физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;
2) физкультурный уголок в групповой комнате; пособия, которые стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой;
3) спортивная площадка (на участке детского сада);
4) уголок релаксации в групповой комнате;
5) дидактические игры.
В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности использовались: физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные игры; гимнастика после сна; спортивные игры, а также закаливающие процедуры: прогулки на свежем воздухе; водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой); босоножие; воздушные ванны.
Выполнение режима дня использовалось как средство формирования здорового образа жизни. Повторность режимных моментов, постоянство требований обеспечивали прочность знаний и навыков самообслуживания, помогали при воспитании самостоятельности.
В процессе работы по формированию здорового образа жизни старались закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значение и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.
В работу также включался массаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует к ним прилив крови. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Пальчиковый массаж тоже использовался на занятиях, как и физкультминутки.
На родительских собраниях особое место уделялось информационной работе с родителями в рамках здорового образа жизни.
Итак, проведенная работа была всесторонне направлена на формирование представлений у детей о здоровом образе жизни: обогащение знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), а также обеспечила эмоционально-положительное отношение к данным элементам и умение реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами.
Успешность проведенной работы подтверждают результаты мониторинга проведенного в начале и конце уч. г.
|
|
||
Сентябрь г. | Май г. | Сентябрь г. | Май г. |
высокий – 10% | высокий – 25% | высокий – 10% | высокий – 20% |
средний – 40% | средний – 60% | средний – 35% | средний – 60% |
низкий – 45% | низкий – 15% | низкий – 50% | низкий – 20% |
низший – 5% | низший – 0% | низший – 5% | низший – 0% |
- «Сформированность представлений о здоровом образе жизни»: выделены высокий, средний, низкий и низший уровни развития представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели:
- средний уровень: представления недостаточно развернуты и осмыслены, выражает их кратко, но выделяет основные моменты, затрудняется в их объяснении.
- низкий уровень: представления нечеткие и неконкретные, многие аспекты представлений о здоровом образе жизни неосознанны.
- низший уровень: представления не сформированы.
- «Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни»: выделены высокий, средний, низкий и низший уровни развития представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели:
- средний уровень: выполняет самостоятельно, при напоминании взрослого.
- низкий уровень: выполняет отдельные правила самостоятельно, основные – в совместной со взрослым деятельности.
- низший уровень: не выполняет, помощь взрослого существенно на деятельность не влияет.
Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, беседа.
Полученные результаты показывают, что произошли не только количественные изменения уровня здорового образа жизни, но также и качественные – дети стали более активными, подвижными, более строгими и соблюдении правил гигиены не только по отношению к себе, но и к товарищам, к родителям.