Специфика нравственного воспитания старших дошкольников
Давыдова Елена Александровна
Нравственное воспитание рассматривается Г.М. Коджаспировой как целенаправленный процесс формирования системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом моральных норм, принятых в обществе, прочной системы привычного повседневного морального поведения.Иными словами, нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям и нормам человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания будут являться определённые нравственные качества, приобретенные и утвердившиеся в личности.
Обратимся к формированию механизмов нравственного развития ребенка. Для развития какого-либо нравственного качества важна осознанность, чтобы ребенок понимал важность и значимость его лично для себя. Необходимы знания, опираясь на которые ребенок будет выстраивать представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У дошкольника должно появиться желание обладать каким-либо нравственным качеством, важно само возникновение мотива для приобретения соответствующего морального качества.
Такой мотив влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Именно чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому оказывают влияние на прочность развивающегося качества.
Такие знания и эмоции влекут за собой необходимость в их реализации в практической деятельности, т.е. в поступках, поведении. Совершенные поступки и само поведение берут на себя функцию обратной связи, с помощью которой можно проверить и подтвердить надежность и прочность развивающегося качества.
Исходя из вышесказанного, опишем механизм нравственного воспитания в виде формулы. Ее составляющие: знания и конкретные представления + личностные мотивы + чувства, эмоции и отношения + навыки и определенные привычки + поступки и поведение ребенка образуют нравственное качество. Данная формула будет объективна всегда при формировании какого-либо морального качества личности.
Успешное нравственное воспитание и социальное развитие личности обеспечивается возможностями дошкольников, их восприимчивостью и легкой обучаемостью благодаря пластичности нервной системы.
В исследовании Е. О. Смирновой отмечается, что дошкольный возраст – это период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в это время формируются базовые этические инстанции, которые во многом определяют индивидуальные особенности ребенка и его отношение к окружающим людям и явлениям действительности. Становление личностных этических инстанций происходит по нескольким направлениям: развитие морального сознания, моральной саморегуляции поведения и нравственных чувств.
С. А. Козлова утверждает, что возраст ребенка до семи лет является сензитивным для формирования нравственных качеств и представлений, т.к. «дошкольное детство – это период зарождения личности, основ самосознания, когда ребенок обретает первые нравственные ориентации. В дошкольном детстве происходит интенсивное нравственное развитие, и под влиянием норм и требований общества закладывается его фундамент – нравственные представления, определяющие отношение детей к поступкам окружающих и регулирующие их собственное поведение».
Нравственное развитие дошкольника включает взаимосвязанные сферы. Первая их них – когнитивная, включающая в себя моральные знания, суждения, представления, с помощью, которой дети овладевают разными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нравственной норме, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и ребенок уверен в безнаказанности. Овладев моральным поведением, человек может совершать верный моральный выбор не на словах, а в конкретных поступках. Вторая сфера – это морально-ценные переживания дошкольника, которые составляют морально-ценные и морально-одобряемые отношения к окружающим. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и эмоции Примером их могут быть внимание к потребностям и интересам других людей, способность считаться с ними, принимать, учитывать нужды окружающих при принятии собственных решений, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности ребенка является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления начинают складываться уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого человека, переносить его переживания на себя.
Ведущая задача нравственного воспитания детей дошкольного возраста – воспитание гуманных отношений. Обратимся к основным составляющим нравственного воспитания. Прежде всего, это формирование нравственного сознания, эмоций, навыков и привычек поведения. В системе нравственного воспитания эти компоненты всегда будут выступать в единстве.
Социальное и моральное формирование личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Такие взаимоотношения строятся на основе обозначенных правил, указаний и требований педагога.
Процесс нравственного воспитания невозможен вне социального развития личности ребенка. Воспитание гражданственности, трудолюбия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети являются активными участниками образовательного процесса, в котором познают и учатся оценивать самих себя.
Дошкольная педагогика руководствуется ключевыми положениями о ведущей роли целенаправленного воспитания и обучения в нравственном развитии ребенка. Полагая, что нравственные представления не являются врожденными, их следует формировать и развивать в процессе целенаправленной работы.
Нравственное воспитание в детском саду характеризуется двойственностью, когда ребенок одновременно выступает как объект и субъект педагогических взаимодействий. Нравственное воспитание не может ограничиваться односторонним воздействием, оно предполагает постоянное внимание к внутреннему миру ребенка, учитывает внешние воздействия, и то, насколько они становятся его внутренней сущностью и необходимостью.
Решение задач нравственного воспитания основывается на следующих принципах: связь воспитания с повседневной жизнью детей, воспитание в коллективе, требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка; учет возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей; систематичность и последовательность. Основным принципом нравственного воспитания является целенаправленность, обеспечивающая активное формирование нравственных качеств и свойств в соответствии с задачами воспитания, определяет логику в диалектике единства процессов обучения и развития.
Таким образом, нравственное воспитание в данном исследовании понимается как целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование нравственных представлений и качеств детей, приучение их к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества.
Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения нравственных норм, т.к. именно в этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, объяснение причинно-следственных связей.