Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Специфика нравственного воспитания старших дошкольников

Давыдова Елена Александровна
Нравственное воспитание рассматривается Г.М. Коджаспировой как целенаправленный процесс формирования системы нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом моральных норм, принятых в обществе, прочной системы привычного повседневного морального поведения.
Иными словами, нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям и нормам человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания будут являться определённые нравственные качества, приобретенные и утвердившиеся в личности.
Обратимся к формированию механизмов нравственного развития ребенка. Для развития какого-либо нравственного качества важна осознанность, чтобы ребенок понимал важность и значимость его лично для себя. Необходимы знания, опираясь на которые ребенок будет выстраивать представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У дошкольника должно появиться желание обладать каким-либо нравственным качеством, важно само возникновение мотива для приобретения соответствующего морального качества.
Такой мотив влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Именно чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому оказывают влияние на прочность развивающегося качества.
Такие знания и эмоции влекут за собой необходимость в их реализации в практической деятельности, т.е. в поступках, поведении. Совершенные поступки и само поведение берут на себя функцию обратной связи, с помощью которой можно проверить и подтвердить надежность и прочность развивающегося качества.
Исходя из вышесказанного, опишем механизм нравственного воспитания в виде формулы. Ее составляющие: знания и конкретные представления + личностные мотивы + чувства, эмоции и отношения + навыки и определенные привычки + поступки и поведение ребенка образуют нравственное качество. Данная формула будет объективна всегда при формировании какого-либо морального качества личности.
Успешное нравственное воспитание и социальное развитие личности обеспечивается возможностями дошкольников, их восприимчивостью и легкой обучаемостью благодаря пластичности нервной системы.
В исследовании Е. О. Смирновой отмечается, что дошкольный возраст – это период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в это время формируются базовые этические инстанции, которые во многом определяют индивидуальные особенности ребенка и его отношение к окружающим людям и явлениям действительности. Становление личностных этических инстанций происходит по нескольким направлениям: развитие морального сознания, моральной саморегуляции поведения и нравственных чувств.
С. А. Козлова утверждает, что возраст ребенка до семи лет является сензитивным для формирования нравственных качеств и представлений, т.к. «дошкольное детство – это период зарождения личности, основ самосознания, когда ребенок обретает первые нравственные ориентации. В дошкольном детстве происходит интенсивное нравственное развитие, и под влиянием норм и требований общества закладывается его фундамент – нравственные представления, определяющие отношение детей к поступкам окружающих и регулирующие их собственное поведение».
Нравственное развитие дошкольника включает взаимосвязанные сферы. Первая их них – когнитивная, включающая в себя моральные знания, суждения, представления, с помощью, которой дети овладевают разными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нравственной норме, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и ребенок уверен в безнаказанности. Овладев моральным поведением, человек может совершать верный моральный выбор не на словах, а в конкретных поступках. Вторая сфера – это морально-ценные переживания дошкольника, которые составляют морально-ценные и морально-одобряемые отношения к окружающим. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и эмоции Примером их могут быть внимание к потребностям и интересам других людей, способность считаться с ними, принимать, учитывать нужды окружающих при принятии собственных решений, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности ребенка является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте – эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления начинают складываться уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого человека, переносить его переживания на себя.
Ведущая задача нравственного воспитания детей дошкольного возраста – воспитание гуманных отношений. Обратимся к основным составляющим нравственного воспитания. Прежде всего, это формирование нравственного сознания, эмоций, навыков и привычек поведения. В системе нравственного воспитания эти компоненты всегда будут выступать в единстве.
Социальное и моральное формирование личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Такие взаимоотношения строятся на основе обозначенных правил, указаний и требований педагога.
Процесс нравственного воспитания невозможен вне социального разви­тия личности ребенка. Воспитание гражданственности, трудолюбия, основ культуры общения и поведения – все это в дошкольном возрасте возможно, если дети являются активными участниками образовательного процесса, в котором познают и учатся оценивать самих себя.
Дошкольная педагогика руководствуется ключевыми положениями о ведущей роли целенаправленного воспитания и обучения в нравственном развитии ребенка. Полагая, что нравственные представления не являются врожденными, их следует формировать и развивать в процессе целенаправленной работы.
Нравственное воспитание в детском саду характеризуется двойственностью, когда ребенок одновременно выступает как объект и субъект педагогических взаимодействий. Нравственное воспитание не может ограничиваться односторонним воздействием, оно предполагает постоянное внимание к внутреннему миру ребенка, учитывает внешние воздействия, и то, насколько они становятся его внутренней сущностью и необходимостью.
Решение задач нравственного воспитания основывается на следующих принципах: связь воспитания с повседневной жизнью детей, воспитание в коллективе, требовательность в сочетании с уважением к личности ребенка; учет возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей; систематичность и последовательность. Основным принципом нравственного воспитания является целенаправленность, обеспечивающая активное формирование нравственных качеств и свойств в соответствии с задачами воспитания, определяет логику в диалектике единства процессов обучения и развития.
Таким образом, нравственное воспитание в данном исследовании понимается как целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование нравственных представлений и качеств детей, приучение их к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества.
Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения нравственных норм, т.к. именно в этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, объяснение причинно-следственных связей.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»