Информационная безопасность дошкольников
Михайлова Наталия Анатольевна
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.Информационное общество со стремительным развитием технологий масс медиа, IT порождает новые угрозы, и требует от нас выработки адекватных правил поведения и жизни в этом обществе. Сегодня уже с полной уверенностью можно говорить, что наряду с природной и социальной средами существует виртуальная среда. Особенно воздействию данной среды подвержены молодёжь и дети, для которых она с рождения является неотъемлемой частью жизни.
Задача взрослых научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:
• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:
• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.
Информационная безопасность детей дошкольного возраста — это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развитию.
Дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка. Именно дети дошкольного возраста нуждаются в понятной и доступной информации, с помощью которой они получают начальное представление об окружающем мире. Источником информации являются книги, телевизионные передачи, компьютерные игры.
Наиболее эффективным механизмом информационной безопасности детей дошкольного возраста может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения детей выбирать безопасную информацию.
Интернет – не только инструмент развития, но и информация, полученная в сети, может быть как развивающей, так и ведущей к разрушению личности.
Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Мы не оставим ребенка с незнакомым человеком, потому что мы не знаем его целей, а с неизвестной информацией в интернете, мультипликационным фильмом, книгой, авторов и целей которой мы не знаем, оставляем. Не комментируем, не обсуждаем, не возвращаемся к увиденному и прочитанному. Мы учим детей защищаться от плохого человека, вести себя в критической ситуации, возникающей в период стихийных бедствий. Не учим главному…
СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия. Девальвируются и высмеиваются бескорыстность, скромность, честность, целомудренность, застенчивость. Нет книг, фильмов, показывающих «человека труда», «семьянина». Происходит потеря института семьи, модной для детей стала тема «счастливый ребенок без родителей». Мы наблюдаем интеллектуальное растление посредством подмены образов: «убийство во имя справедливости», «отмщение во имя дружбы».
Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребенок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение 5 домашнего задания, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости).
Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию, не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной.
Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы, – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр.
Прежде чем полностью оградить ребенка от использования медиа-продукции необходимо выяснить, какая именно информация может причинить ему вред.
Обеспечить безопасность возможно только при условии наличия знания о той среде, с которой человек взаимодействует, при владении методами описания возможных угроз и их нейтрализации. Именно знание о киберсреде - даст возможность управлять данной средой и быть не только объектом её воздействия, но и полноценным субъектом.
Использование компьютера в качестве помощника в подготовке
дошкольника к обучению в школе не только, возможно, но и необходимо: оно
способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает
ребёнка всесторонне, повышает эффективность обучения дошкольника за
счёт повышения уровня его индивидуализации и дифференциации. Одним из
важных моментов применения компьютера в работе со старшими
дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой
программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Другой ценный
аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ –
это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и
программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка
пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои
действия в соответствии с текущей ситуацией, благодаря чему активно
развивается мыслительная деятельность ребёнка.
Компьютерные программы и дидактические задания, разработанные,
педагогами для детей в подготовке к школе строятся по принципу
самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или
неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко
применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении
игровых задач ребёнок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо,
если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально
реагируют на её характер. У них отмечается яркое эмоциональное
положительное отношение к занятиям, к компьютеру.
Играя в компьютерные игры, ребёнок учится планировать, выстраивать
логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается
способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать
прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами
теоретического мышления, что является важным моментом условием при
подготовке детей к обучению школе. Но несмотря на то, что сегодня
педагоги и родители вполне могут применять компьютерные игры в качестве
дополнительного средства подготовки детей к обучению в школе, нельзя
забывать о том, что их бездумное применение способно оказать негативное
влияние на физическое и психическое развитие ребёнка.
Информационная безопасность должна быть определена в двух аспектах:
- в аспекте защиты от вредного воздействия информационной среды;
- в аспекте развития на основе системы условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка.
С учетом этого, информационная безопасность детей может быть определена как защищенность ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие, как создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия.
Сегодня компьютерные игры доступны подавляющему большинству старших дошкольников. При этом несмотря на то, что эта тема в последние годы все больше и больше привлекает внимание исследователей, до сих пор нет однозначного мнения об их влиянии на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Большинство исследователей приходит к выводу о негативном влиянии компьютерных игр на эмоционально-личностное развитие ребенка. В качестве возможных рисков выделяется повышенная агрессивность, расторможенность, эмоциональная лабильность, несформированность коммуникативных навыков и др.
В то же время, некоторые исследователи (И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н. Н. Петрова) отмечают, что компьютерные игры могут выполнять функцию психологической разрядки, даже играть роль психологического тренинга (учить способам разрешения проблем). Когда речь идет о влиянии компьютерных игр на познавательное развитие ребенка, очевидным является тот факт, что в ранних возрастах подмена реального практического опыта действиями в виртуальном пространстве негативно сказывается на развитии когнитивных процессов, и в первую очередь — восприятия. С другой стороны, существуют отечественные и зарубежные исследования, в которых показано положительное влияние компьютерных игр на познавательное развитие.
В ряде исследований говорится о том, что некоторые игры позволяют улучшить характеристики внимания ребенка. Работа на компьютере развивает зрительно-моторную координацию. Ряд отечественных и зарубежных исследователей отмечают большие возможности использования компьютерных игр в качестве дополнительного инструмента для развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении.
Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда ребенок готов будет использовать их только по назначению – поиск нужной информации.
Критерии оценки состояния информационной безопасности детей и подростков учитывает:
1. ресурсный потенциал информации;
2. содержание и форму информационного контента возрастнопсихологическим особенностям аудитории;
3. наличие условий для личностного и умственного развития детей и подростков;
4. наличие условий для сохранения психического и психологического здоровья и благополучия детей и подростков;
5. морально-нравственное содержание информационной продукции; художественно-эстетические качества информационной продукции.
Чтобы ориентироваться в огромном информационном пространстве, где существует обилие негативной, некачественной информации, нужны информационные гиды – навигаторы. На просторах Интернета сегодня можно увидеть множество образовательных ресурсов, в том числе и для дошкольников. Вот некоторые из них.
Предупреждение груминга:
1. Будьте в курсе, с кем взаимодействует в Интернете Ваш ребенок. Старайтесь регулярно проверять список его контактов, чтобы убедиться, что он лично знает всех, с кем общается.
2. Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии.
3. Объясните ребенку, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
4. Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует обратить на это внимание и провести с ним разъяснительную беседу.
5. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым Интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.
Предупреждение кибербуллинга:
1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова-читать грубости так же неприятно, как и слышать.
2. Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
3. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей.
4. Объясните детям, что информация, которую они выкладывают в Интернете, может быть использована против них.
5. Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования сетью.
Если ребенок все же столкнулся с какой-либо угрозой в сети, и она оказала на него негативное влияние.
1. Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло.
2. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
3. Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и в какой степени это могло повлиять на ребенка. Постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату — непосредственно действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете.
Полезные интернет-ресурсы для дошкольников
Эти сайты созданы профессиональным сообществом педагогов дошкольных образовательных организаций: учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами, воспитателями. На страницах этих сайтов можно найти интересную и полезную информацию по педагогической, психологической, методической и консультационной помощи.
- Дети онлайн https://deti-online.com/ Развитие, обучение и развлечение: сказки и аудио сказки, раскраски и уроки рисования.
- Дет сад http://detsad-kitty.ru/ На этом сайте вы найдете много материалов, как для детей, так и для родителей: от информационных ширм до дидактических игр. Весь материал разбит на разделы, что облегчает навигацию по сайту.
- Детский мир.нет http://www.detskiy-mir.net/ Сайт с играми, и картинками для раскрашивания, а так же с разгадайками и библиотекой, песенками, и даже… детскими гороскопами и детскими знакомствами.
- Солнышко https://solnet.ee/ Это большой детский портал. Здесь есть и Фильмотека, и Игротека, и Библиотека, и Семьятека, и многое-многое другое.
А также родители найдут много полезных статей по воспитанию и развитию своего ребёнка.
- Онлайн-телеканал "Карусель" http://www.karusel-tv.ru/ Детские передачи, мультики "Союз мультфильма", онлайн-игры для малышей.
- Прописи с картинками для скачивания http://bom-bom.ru/ На каждой картинке есть рисунок, который нужно закончить и раскрасить, плюс контуры для тренировки соответствующих букв.
- Король ребусов http://korebus.ru/ Ну, здесь название говорит само за себя. На этом сайте сплошь одни ребусы. Есть также описание правил "Как отгадывать ребусы". Конечно, этот ресурс для старших дошкольников. Для тех, кто находится в процессе обучения чтению, или уже умеет читать. По крайней мере, знает буквы.
- Прописи для детей - онлайн-генератор http://tobemum.ru/ Вы пишете текст, а генератор преобразует его в красивенькие каллиграфические образцы.
- Почемучка http://pochemu4ka.ru/ Задания, предназначенные для занятий с детьми 6-7 лет в качестве дополнительной подготовки к школе. Тут несколько подразделов: "Я готовлюсь к школе", "Развиваем мышление", "Прописи", "Лабиринты".
- Лукошко http://lukoshko.net/ Сказки, стихи, песенки. А еще словарик, игры и еще пол лукошка полезностей.
- "Мурзилка" http://www.murzilka.org/ Здесь написано: "Для детей от 6 до 12 лет", но забраться сюда можно и пораньше. Это же тот самый "Мурзилка", с которым мы сами в детстве дружили! Только тогда он был еще бумажный.
- Сундучок дошкольника http://doshkolnik.info/ В "сундучке" собраны картинки, карточки, пособия и дидактические игры, которые вы можете изготовить самостоятельно.
- Е-папа http://detkam.e-papa.ru/ Всякая всячина. Игры, раскраски, стихи, песенки, поделки. Папа, вероломно оставленный мамой с любознательными малышами, будет спасен.
- Познайка http://www.poznayka.ru/ Развивающие игры, раскраски, аппликации и многое другое для того, чтобы обучаться, играючи.
- Детский мир.ком http://detsky-mir.com/ Здесь собрана всякая всячина для детей разного возраста, но не запутаться и найти то, что нужно вам, помогут тэги. Облако - в верхнем правом углу. Жмем, допустим, на "6 лет" - и получаем загадки и задания для малышни нашего возраста.
- Играемся http://www.igraemsa.ru/ Здесь есть и пазлы, и раскраски, но больше всего - всяческих развивающих игр: познавательные, на логику и мышление, на внимание и память, математические.
- Интернет-гномик http://www.i-gnom.ru/ Развивающие игры для детишек дошкольного возраста помогут в обучении навыкам счета, сравнения, познакомят детей с геометрическими понятиями, помогут усвоить алфавит.
Хотелось бы обратить внимание на сайт: «Растим детей. Навигатор для современных родителей» https://растимдетей.рф/. Это федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей. На сайте есть разделы: Родители, Дошкольники, Школьники, Особые дети и т.д. Есть консультации по вопросам воспитания, обучения и многое другое.
И в заключение хочется напомнить, что современный ребенок все больше времени проводит за компьютером или телевизором. В определенной степени это связано с высокой познавательной мотивацией, с любознательностью и стремлением узнать что-то новое. Мировые ученые обеспокоены негативным информационным воздействием на детскую аудиторию. Информационная безопасность является проблемой как социальной, так и педагогической.
Компьютерные технологии могут стать эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста. Но его необдуманное использование может причинить непоправимый вред здоровью. Используя Интернет, ребенок подвергается постоянному воздействию внешних факторов, среди которых можно выделить: технические, санитарно-гигиенические, психологические.
Компьютерные игры провоцируют перевозбуждение участков головного мозга ребенка, отвечающих за удовольствие. Ребенок становится зависимым и чувствует постоянную необходимость в получении такого удовлетворения. Виртуальная реальность, с которой ребенок сталкивается в ходе игры, меняет его восприятие. Все больше дошкольников пытаются перенести в жизнь то, что увидели на экране или мониторе компьютера.
Сюжетная линия большинства компьютерных игр выстраивается на уничтожении противников для сохранения собственной жизни героя. В результате бесконтрольных систематических игр аналогичного содержания у дошкольника складывается впечатление, что достичь любых результатов в жизни можно только через агрессию и жестокость.
Родителям стоит тщательно подбирать игры с учетом возраста и учебной направленности.
Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога (родителя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
Правила, которые должен знать каждый родитель дошколёнка.
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:
-Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.
-Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета, рассказывайте, как вовремя предупредить угрозы.
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:
-Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью.
-Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
-Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля.
-Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ребенок.
-Пользуйтесь программами семейной безопасности, которые позволяют полностью перекрыть доступ в Интернет или установить веб - фильтры, а также проверить, на какие сайты заходит ребенок, какие программы использует, сколько времени проводит в сети.
-Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
-Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные.
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
-Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет – грамотности.
-Знакомьте всех членов вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.
-Учитесь у ребенка! Дети XXI века нередко продвинутее родителей в вопросах компьютера и Интернета. В форме игры попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.
Правило 5. Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признаки Интернет - зависимости:
-Уясните, вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависимость от Интернета является «удобным» типом зависимости для родителей.
-Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с родителями.
Правило 6. Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:
-Сколько времени можно позволять ребенку сидеть за компьютером? В этом вопросе вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10 - 15 минут.
Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости
1. Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.
2. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
3. Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.
4. Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.
5. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.
6. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.
7. Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.