Развитие личности ребенка в раннем детстве
Рыбина Людмила Алексеевна
На наш взгляд, для того, чтобы рассмотреть особенности адаптации детей в раннем детстве, в первую очередь необходимо изучить ранней детство как отдельный возрастной период.Возрастные особенности детей в пред дошкольном возрасте, отмечает, что на этом этапе происходит интенсивное психическое развитие, а именно:
- формируется предметная деятельность и деловое общение со взрослым;
- активно развивается речь;
- появляются зачатки произвольного поведения;
- изменяется форма общения со сверстниками;
- постепенно игра становится символичной;
- появляется самосознание и самостоятельность.
Как показывают психофизиологические исследования, в период раннего детства происходит интенсивное развитие мозга, обуславливающее развитие интеллектуальной деятельности. Исследователи отмечают, что такой скорый рост характерен только для данного периода. Так, например, к 7 месяцам мозг увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам - в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. Поэтому раннее детство является сензитивным периодом для формирования мышления, интеллекта, высокой умственной активности.
Как показывают исследования, проводимые в рамках возрастной психологии, в возрасте от 1 года до трех лет в жизни ребенка происходят значительные перемены благодаря тому, что он осваивает ходьбу. Это обусловлено тем, что к концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение ребенка со взрослым способствует развитию предметной деятельности, появлению предметов заместителей, а в последующем и предметной игры.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как он знакомится с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и прочим. В психолого-педагогической практике исследователи выявили закономерность развития восприятия – первоначально ребенок соотносит предметы и их свойства практически, а затем это приводит к появлению соотнесений перцептивного характера.
Практическая предметная деятельность детей - важный этап перехода от практического опосредования к умственному она создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среди них в раннем возрасте имеет обобщение. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Особое место в раннем возрасте следует уделять развитию речи. Освоение речи является одним из основных достижений преддошкольного детства. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10-20 лепетных слов, то после полуторогодовалого возраста ситуация резко изменяется. Так, например к двум годам словарный запас ребенка составляет около 200 слов, а к трем – от 1200 до 1500 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта.
К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это - период его повышенной восприимчивости к речи окружающих. Поэтому этот период называют сензитивным.
Формирование речи в этом возрасте - основа всего психического развития. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаточное общение) речевые возможности малыша не используются в достаточной степени, то его дальнейшее общее развитие начинает задерживаться. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.
В период преддошкольного детства качественные отличия возникают в общении со сверстниками – другие дети начинают восприниматься как партнеры для взаимодействия в игре. От двух лет до трех лет общение между детьми проходит несколько этапов:
Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, не нормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.
В раннем возрасте меняется социальная ситуация развития. Если в младенчестве она определялась как «Мы», то есть ребенок не мог воспринимать как самостоятельную личность, то в период от 1 года, когда появляются навыки самостоятельного хождения, ребенок постепенно начинает отделять себя от взрослого и отношения выстраиваются по схеме «ребенок-предмет-взрослый».
Исходя из того, что ребенку все хочется потрогать, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. В этот период взаимодействие приобретает форму ситуативно-делового общения, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами.
Особое место в психолого-педагогических исследованиях занимает изучение кризиса раннего детства. Данный кризис обусловлен новообразованием раннего детства, которое проявляется в отделение ребенка себя от окружающих, осознание себя как субъекта действий, сравнение себя с другими людьми.
Кризис трех лет является кризисом отношений, приводящим к появлению самосознания у ребенка. Изначально отношение к окружающему у ребенка ситуативно, ребенок подвластен аффектам, эмоциональное состояние может резко меняться в зависимости от ситуации – ребенок получает желаемое или не получает. Изначально в сознании ребенка взрослый выступает как объект, который способен реализовать желания ребенка. Однако, подрастая, научившись манипулировать предметами, ребенок осознает, что может действовать автономно от взрослого, появляется феномен «Я сам», возникает гордость за свои достижения.
В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, что создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и к своим качествам.
С появление самосознания, начинает формироваться воля, ребенок больше не нуждается в опеке и начинает дифференцировать понятия «хочу» и «должен». В окончании кризиса у ребенка появляется новое отношение к взрослым.
Кроме того, следует отметить, что в раннем возрасте начинают формироваться зачатки нравственных чувств. На втором году жизни у ребенка возникают положительные чувства к сверстникам, с которыми он играет. Формы выражения симпатии становятся более разнообразными. Это и улыбка, ласковое слово, сочувствие, проявление внимания к другим людям, и стремление разделить радость с другими. Если на первом году чувство симпатии еще непроизвольно, неосознанно, неустойчиво, то на втором году оно становится более осознанным.
Таким образом, для нашей курсовой работы, представляет период раннего возраста от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов.
В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми.