Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи детей дошкольного возраста
МБДОУ Столбищенского детского сада «Акварелька»
посредством двигательной деятельности

 
Рахманова Земфира Зенатьевна,
и
нструктор по физической культуре
 
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., ст. 64) гласит: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Содержание основной образовательной программы ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, в том числе речевое и физическое развитие.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) впервые выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», которая включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основным направлением деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Столбищенского детского сада «Акварелька» Лаишевского района Республики Татарстан является: физическое развитие и коррекция речевых отклонений у детей старшего дошкольного возраста. Практика набора детей для занятий с логопедом в детском саду свидетельствует о разнообразии речевых патологий детей.
Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре доказывает, что качество результатов коррекции речи достигается при наличии комплексного подхода к этой проблеме. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.
Работу в данном направлении ведут специалисты: учитель-логопед Исаева С.В. и инструктор по физической культуре Рахманова З.З.  
Целью интегрированной двигательно-речевой совместной деятельности является обеспечение взаимосвязи процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста.
Задачами интегрированной двигательно-речевой совместной деятельности являются:
1. повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой;      2. расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей;      3. развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи;
4. использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
Интегрированное занятие представляет собой объединение нескольких видов деятельности (соединяются знания из разных образовательных областей) на равноправной основе, с равноценным решением задач.
Логопедические занятия проходят в кабинете, оснащённом современными методическими пособиями и материалами, в соответствии с последними требованиями. Занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале, где имеется всё необходимое для осуществления двигательной активности.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с речевыми заключениями детей (их речевой характеристикой). Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков. Затем, составляются планы коррекционной работы.
Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений в сочетании с речью (различные виды ходьбы, бега, упражнения с заданиями на все виды мышц). Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираются в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия. В своей деятельности специалисты ДОУ используют как речевой материал пособия Е. Н. Вареник «Физическое и речевое развитие дошкольников», так и рифмовки собственного сочинения.
Целенаправленная работа по физическому воспитанию в Столбищенском детском саду «Акварелька» включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультурные занятия, в том числе занятия на свежем воздухе с использованием речевого материала, подобранного совместно с учителем-логопедом. Обучение детей проходит в игровой форме, с музыкальным сопровождением, что позволяет сделать упражнения интересными, разнообразными и приводит к появлению стойкой мотивации детей к занятиям физической культурой и двигательной деятельности.
Также на занятиях по физкультуре педагоги ставят себе задачу с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма. Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи.  Так, В.  М.  Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
На занятиях по физкультуре у детей укрепляется артикулярный аппарат, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Выполнение движений сопровождается использованием речевого материала. Дети проговаривают и усваивают слова, обозначающие движения, учатся применять их в подвижных играх, упражнениях. Педагоги хорошо продумывают использование речевого материала, чтобы не снижать двигательную активность детей. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища совершенствует движение артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для дошкольников проговаривание стихов, считалок и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, чёткой и эмоциональной.
Результатом взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физкультуре является вовлечение в сферу коррекционно-речевой работы более широкого круга детей, более полное использование резервов коррекционно-педагогического воздействия, повышение эффективности работы логопедического кабинета, увеличение процента детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением, повышение качества образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Аверина, Е. И. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практ. пособие. / И. Е. Аверина. – М.: Айрис-пресс, 2007. –144 с.
  2. 6. Бородин, В. А. Программа по ритмической гимнастике [Электронный ресурс] / В. А. Бородин // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2014. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/560107/
  3. Васюкова, Н. Е. интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности / Н. Е. Васюкова, О. И. Чехонина. // Детский сад от А до Я. - 2004. - №6 (12) - с. 8 - 14.
  4. Дудьев В. П. Роль двигательной активности в развитии ребенка // Сибирский учитель.– 2000. -№6. - С.24 - 26.
  5. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 - 7 лет. / Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова. - СПб., «Детство- Пресс», 2005. - 240 с.
  6. Лопухина, И. С. Логопедия - ритм, речь, движение. Пособие для логопедов и родителей. / И. С. Лопухина. СПб.: Дельта, 2000. - 256 с.
  7. Мосалёва, Н. В. Интегрированные занятия по речевому и физическому развитию детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / Петрушина О. И. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2014.
  8. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. / Е. А. Пожиленко. – Изд-во: Каро, 2006. – 92 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»