Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников
Круглова Анастасия Николаевна,
воспитатель ДОУ, первая квалификационная категория
ГБДОУ детский сад № 89 Санкт-Петербурга
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
воспитатель ДОУ, первая квалификационная категория
ГБДОУ детский сад № 89 Санкт-Петербурга
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
АННОТАЦИЯ
Дифференцированный подход имеет смысл, как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка, в отдельности, но и для всех категорий детей.Проблема дифференцированного обучения продолжает быть актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении? Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий особенности каждого ребёнка.
Развитие мышления учащихся - одна из основных задач не только начальной школы, но и детей дошкольного возраста. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка - установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные воспитанники по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Целью работы является дифференцированный подход предполагаемый помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.
В настоящее время возросло число детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин недостаточно готовы к началу школьного обучения, испытывают значительные трудности в усвоении образовательных программ, в адаптации к социальным условиям.
Основные этапы и группы дифференцированного подхода
К основным этапам дифференцированного подхода относятся:
1). Изучение индивидуальных особенностей воспитанников – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашим психологом.
2). Выделение отдельных групп детей, отличающихся: различным уровнем усвоения материала на данный момент; уровнем работоспособности и темпом работы; особенностями восприятия, памяти, мышления; уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3). Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4). Постоянный контроль за результатами работы детей, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого воспитателя свой подход к выделению групп воспитанников.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы непостоянны, их состав может меняться:
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи;
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно;
3 группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают воспитателя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание воспитателя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Эффективность занятия зависит от целого ряда факторов. Работать над ним воспитатель дошкольного возраста начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого занятия в теме, связь между занятиями курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Реализация дифференцированного подхода
Реализация дифференцированного подхода может начаться с выявления уровня математического развития детей, основу входят следующие показатели:
- объем математических знаний и умений в соответствии с действующей программой в детском саду;
- качество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использовать в самостоятельной деятельности;
- уровень умений и навыков учебной деятельности;
- степень развития познавательных интересов и способностей;
- особенности развития речи (усвоение математической терминологии);
- положительное отношение к учебной деятельности в целом;
- уровень познавательной активности.
В ходе занятия предлагаются варианты дифференциации заданий:
– по уровню сложности, например, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором было три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй группе – из 5 палочек; третьей группе – из 6 палочек. Это упражнение вызвало интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим, и наоборот.
– по уровню творчества, например, задания с геометрическими фигурами (счетными палочками) на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо” и др.
Заинтересованное, активное, комфортное состояние детей на занятиях по математическому развитию дошкольников поддерживается в том случае, если трудности, возникающие в процессе деятельности, являются преодоленными, а поставленная цель в итоге достигнута.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм “Что изменилось?”, “Который по счету?”, “Чудесный мешочек” и др.
С отстающими детьми, кроме фронтальных занятий, проводят систематически дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки, модели чисел и геометрических фигур и др.), а также можно предложить, индивидуальные тетради для домашних заданий. В такой тетради ребенок может выбирать себе задания для самостоятельного выполнения, определять для себя сроки выполнения (“быстрые” дети часто хотят сделать все сразу; “медленные” предпочитают отложить работу на потом, чтобы выполнить ее в тишине и одиночестве; “слабые” дети часто предпочитают унести работу домой и выполнять ее при сочувственном внимании мамы или папы).
Непосредственно подготовку к занятию важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание. Чтобы разнообразить учебные будни, воспитатель обычно использует различные формы и жанры занятия. Из стандартных жанров занятий просто при выполнении каких-либо заданий сильные дети помогают слабым. Из нестандартных жанров занятий часто используют занятия-игры.
1 группа. Распредели слова по двум группам (используют картинки). В словах первый звук согласный собираем в правую стопку, а в словах первый звук гласный в левую стопку.
2 группа. Распредели слова на две группы с первым ударным слогом и вторым ударным слогом.
3 группа. Распредели слова на две группы (одушевлённые и неодушевлённые), т.е (живые предметы и неживые). Для уроков обобщения изученного материала использую тесты для детей 5-6 лет, где дети выполняют задания разного уровня.
Проводя тестирование впервые, всю подготовку к тестам берёт на себя воспитатель:
При выполнении звукового анализа слов при самостоятельной работе на занятии по обучении грамоте мы используем взаимопроверку в качестве поощрения дети друг другу ставят смайликов.
Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения элементарной математике в детском саду будет способствовать обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников на этапе дошкольного образования и подготовке их к школе, а также даст возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить интерес к математике. На занятии все дети активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.
Проводя контроль, обязательно должны сделать анализ работ, довести его до детей, выполнить работу над ошибками. Если использовать элементы дифференцированного подхода к обучению с дошкольного возраста, то дальше детям со слабыми способностями к учению легче будет преодолеть ярлык «троечника».
Заключение
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.
Я использую дифференциацию на разных этапах занятия. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставите.
Если воспитателя волнует развитие детей, успех в обучении каждого ребенка, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход на своих занятиях.
У каждого в жизни бывают моменты прикосновения себя к своему внутреннему миру и осознания того, кто ты есть на самом деле, кем ты хочешь стать. Для меня, было очень важно, чтобы моя будущая профессия приносила пользу не только мне, но и окружающим меня людям. Случилось так, что я стала воспитателем и мне очень нравится эта профессия.
С детьми я иду рука об руку и считаю их самыми отважными героями нашей жизни. Мне кажется их открытость, индивидуальность и неповторимость дает возможность, нам взрослым учиться, учиться и еще раз учиться.
Я считаю, что каждый ребенок уникален, что каждого ребенка необходимо раскрыть и понять, а не отодвигать от себя за непослушания, отставания от сверстников в силу своих индивидуальных особенностей.
Список литературы:
- Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения / Н. Н. Баранова // Начальная школа. - 2016. - № 2 - С. 46-49.
- Мезенцева, Т. А. Дифференцированный подход в обучении младших школьников на уроках математики / Т. А. Мезенцева // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 3 - С. 58-60.
- Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. — М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1997 — 480 с.
- Арнаутова, Е. П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи — стандарт работы дошкольного образовательного учреждения / Е. П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 1. — С. 4—13.
- Богословец, Л. Г. Управление качеством дошкольного образования : метод, пособие / Л. Г. Богословец, А. А. Майер. — М. : ТЦ Сфера, 2013. — 140 с.