Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

5 органов чувств

Шедько Анна Владимировна,
педагог дополнительного образования ГБДОУ 91
Красносельского района Санкт-Петербурга
Материал создан и разработан в духе педагогики М. Монтессори. 
В жизни человека, особенно маленького ребенка, сложно бывает осознать смысл собственного пребывания на Земле, представить единство и взаимосвязь всего живого, в том числе и собственного тела. Дети в возрасте 3–6 лет по периодизации М. Монтессори являются «строителями самого себя» и живо интересуются собственным телом и его возможностями.
Материал «5 органов чувств» находится в специально подготовленной среде и относится к пространству с материалами для упражнений в освоении с природы и культуры. В развивающей среде представлены материалы с помощью, которых ребенок может знакомиться с основами географии, астрономии, ботаники, зоологии, физики, химии.
В методическом пособии «Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е. Хилтунен указывается, что такое обучение с материалами соответствует развитию творческого мышления и формированию компетенции ребенка в различных областях природы и культуры.
Исследовать окружающий мир – значит действовать в нем как исследователь: сопоставлять, сравнивать, анализировать, накапливать информацию.[1]
Материал находится в свободном доступе детей.
Материал является пропедевтикой научных знаний.
Пропедевтика — это предварительные вводные курсы или упражнения, позволяющие кратко ознакомиться с основными понятиями, принципами и подходами, которые предстоит более глубоко и систематично усвоить в дальнейшем.[2]
Как показывают исследования Л. С. Выготского уровень психического развития   ребенка   определяется   его   воспитанием   и обучением: «Правильно организованное   обучение   ребенка   ведет   за   собой   детское   умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными». [3]
Желтый фон карточек выбран в соответствие с традиционным цветовым делением всех материалов, где красный цвет обозначает, все что связано с фауной, зеленый – с флорой, желтый – с человеком.
Прежде всего новый материал презентуется педагогом, который демонстрируется в форме трехступенчатого урока. Педагог транслирует детям образец работы с материалом, заинтересовывает их новой работой.
Материал: 3 набора карточек. 1набор состоит из 5 фотографий органов чувств с подписью на желтом фоне. Например: фото носа, внизу под фото подпись печатными буквами «обоняние». Далее соответственно – глаз-зрение, язык-вкус, ухо-слух, ладонь-осязание. 2 набор состоит из пяти карточек на желтом фоне со словами действиями – «я пробую», «я смотрю», «я слушаю», «я трогаю». 3 набор состоит из 15 фотографий на желтом фоне, обозначающих различные действия, связанные с органами чувств. Например: девочка смотрит телевизор, мальчик слушает музыку, девочка пробует торт, девочка нюхает цветок, мальчик гладит кошку и т. п.
Для проведения занятия потребуется коврик, возможно работать за столом.
Возраст: 3–6 л. Подходит для читающих и не читающих детей.
Цели:
Прямая: знакомство с органами чувств человека.
Косвенная: расширение словарного запаса, упорядочивание сознания, развитие координации движения, классификация слов и картинок, сопоставление предмета с названием.
Проведение занятия:
Ребенок ставит перед собой корзинку с материалом. Педагог рассказывает ребенку о том, что человек уникальное создание природы и в теле человека много разных помощников, которые дают возможность нам видеть яркое солнце, зеленую траву, пробовать вкусную еду, различать шершавое и гладкое, острое и мягкое и т. п. Эти помощники называются органами чувств. Достаем из корзинки 1 набор карточек и раскладываем их слева направо. Читающие дети могут справиться с работой самостоятельно. Не читающие дети работают вместе с педагогом. Достаем 2 набор, объясняя ребенку, что при помощи глаз я смотрю, при помощи языка пробую и т. д. Далее ребенок достает второй набор карточек и распределяет соответственно под 1 набор. Следующая работа с 3 набором и распределение картинок в соответствии с 1 и 2 наборами. Ребенок может работать самостоятельно. Материал имеет контроль на обороте. Каждая карточка имеет на обороте свой цветовой код. Закончив работу, ребенок переворачивает карточки и сверяет цветовой код. Он должен совпасть по каждому органу чувств. Например, все что связано с осязанием имеет на обороте розовый кружок, все сто связано с обонянием голубой и т. д.
Дополнительные упражнения:
  1. Списывание.
  2. Совместная работа детей.
  3. Дополнение картинок из 3 набора собственным опытом ребенка.
  4. Взаимодействие со средой – принести из развивающей среды то, что можно потрогать, понюхать, попробовать и т. д.
Также пропедевтическим целям служат подобные материалы из пространства для упражнений в освоении природы и культуры. Например, «Кто во что одет?», «Кому что дать?», «Профессии», «Виды жилищ» и другие.
 

[1] Детский сад по системе Монтессори. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие для руководителей ДОО и педагогов / под ред. Е.А. Хилтунен; [авт.-сост. Е.А. Хилтунен]. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015. -104 с.: ил. – (Серия «Детский сад по системе Монтессори»).
[2] https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/08/podhody-k-organizatsii-propedevtiki-na-pervoy-stupeni-obshchego
[3] https://znanio.ru/media/sovremennye_podhody_k_ponimaniyu_ponyatiya_propedevtika-327688

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»