Создание предметно-развивающей среды
для математического развития детей
дошкольного возраста
Суркова Елена Михайловна
Математическое развитие позволяет дошкольникам овладеть математическими действиями: счётом, измерением, вычислением. Способствует развитию понимания более абстрактных отношений, легко ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивать логическое мышление ребёнка и многое другое. Для этого необходимо правильно создать и организовать развивающую среду в групповом пространстве. А организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС ДО.Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться только к обучению счету, измерению и вычислению. Особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Открытие новых понятий и объектов, «живущих» по математическим законам, знакомство с языком математики, умение говорить и писать на нем, создание своей математической реальности. Поэтому для вхождения маленького ребенка в мир математики необходимо создать благоприятные и естественные условия. Важно, чтобы математика для ребенка была живой, наполненной положительными эмоциями от нового знания, от открытия ее закона, от преодоления трудностей, от общения на ее языке.
Необходимым условием успешного обучения является создание среды, в которой ребенок живет и развивается. Многие выдающиеся философы и педагоги предлагают рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности, считают, что, через предметно-пространственную среду ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:
доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Развивающая предметно-пространственная среда организации (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной:
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций». С точки зрения Е.И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций». В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.
Созданная предметно-развивающая среда нашей группы учитывает требования ФГОС ДО. Мы старались сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы ребенок проявил интерес и познавательную активность.
В нашей группе развивающая предметно-пространственная среда влияет на математическое развитие детей, т.к. отражается во всех игровых центрах.
Зона для сюжетно-ролевой игры:
Изготовлены атрибуты наполненные сенсорными эталонами (разноцветные пакетики чая, цветные салфеточки, прихватки, алгоритмы приготовления блюд, посуда и контейнеры для хранения разных цветов и размеров….
Зона театрализации, ряженья и музыкальной деятельности:
Способствуют развивать слуховое и пространственное внимание, расширять кругозор ребёнка.
Книжный уголок:
Подборка книг по проблемам логико-математического развития дошкольника, создание отдельного накопителя для хранения книг - «Умники и умницы» (энциклопедии, потомучка, математические кроссворды, ребусы, лабиринты, весёлая академия; арифметика в картинках, весёлый счёт и т.д.)
Зона математических игр:
Игры: печатные наглядные пособия (для счёта и сравнения, логические таблицы), альбомы для игр с палочками Кюизенера, логическими блоками, предметные (блоки Дьенеша с карточками символами свойств блоков, 1-2 обруча, цветные п. Кюизенера), счётные палочки, наборы материалов для группировки, сравнения; наборное полотно, набор магнитных цифр, средства измерения (шнурки, верёвки, полоски и т.д.), пособия для пространственно-геометрических представлений (геоконт), модель часов, набор моделей частей суток; развивающие игры на плоскостное и объёмное моделирование («Танграм», «Сложи узор»), головоломки, мозаики.
Во время совместной деятельности мы используем приёмы инновационных технологий, такие как логические цепочки, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, моделирование, мнемо - таблицы и коллажи, пособие «Геоконт», «Логические кубики», «Танграм», головоломки, «Сложи узор» и мн. др.
Данный игровой материал развивает познавательный интерес, учат доводить начатое до конца, повышают самостоятельную активность, используется в разных возрастных группах с постепенным усложнением, направлен на решение широкого круга задач.
Всё это позволяет дошкольнику легко, в игровой форме освоить основные математические представления, которые пригодятся ему в школе.
Зона природы и экспериментирования:
Активизация познавательной деятельности через опыты, эксперименты, наблюдения, проблемных ситуаций, практическую деятельность (сгруппируй, пересчитай, сравни шишки, ракушки и т.д.), выявление свойств предметов (полный - пустой, лёгкий - тяжёлый, сыпучий - жидкий и т.д.), тактильные ощущения (холодный - тёплый, мокрый - сухой, гладкий – шершавый и т.д.) работы со схемой.
Спортивная зона:
Наличие уголка и необходимого инвентаря позволяет закреплять такие понятия как: ориентировка в пространстве (ориентир от себя, на себя, право, лево и т.д.), цвет, форма, далеко - близко, вверх - вниз, слуховое внимание.
Зона самостоятельной продуктивной деятельности:
Трафареты, штриховки по лексическим темам, обводки геометрических фигур. Д/и на развитие мелкой моторики, логического мышления, внимания, воображения («дорисуй узор», «волшебная нить», «подбери по цвету» и т.д.). Печатный материал для самостоятельной лепки и оригами.
Зона конструктивной деятельности:
Конструктор разного цвета, размера, формы, материала. Алгоритмы, схемы для самостоятельного использования данного материала.
Зона «Наш город»:
Через формирование у детей представлений о нашей стране, крае, городе мы развиваем интерес детей через познавательные игры: «Пройти по мостику», «Посадим сад», «Построим достопримечательность города» с использованием блоков Дьенеша, «Чудо-дивное» (чертим с линейкой, штрихуем решётки и фонари), определяем из каких геометрических фигур состоит крепость, соедини по точкам, чтобы получилась крепость, сосчитай сколько бастионов и ворот, конструирование макетов, назови пять рек, какая самая длинная, короткая, сосчитай острова.
Работа с родителями:
Ведётся в виде: организации уголка для родителей (где представлены рекомендуемые игры и упражнения с математическим содержанием, познавательные книги, папки - передвижки, рабочие тетради); консультаций; родительских собраний; соревнований - «Мама, папа я - играющая семья!»; конкурсов – «Головоломки для всей семьи»; выпуска занимательных газет – «Весёлая математика»; совместной проектной деятельности (например - «числа в окружающей жизни»); создание коллекции познавательных книг; мастер-классы; практикумы; презентации современных технологий логико-математического развития детей; переписки между педагогами и родителями (в электронном варианте на сайте, где создана математическая страничка или в формате электронной почты); дней открытых дверей. Данная работа предусматривает распространение математического опыта, развитие интереса к развивающим играм, обмену опытом с родителями, обучению родителей организовывать и участвовать в играх и упражнениях математического содержания.
Планируемая развивающая предметно - пространственная среда даёт возможность общения, совместной деятельности детей и взрослых, возможность двигательной активности и уединения. Предусматривает доступность, вариативность, безопасность, трансформируемость пространства для активного познания окружающего мира в зависимости от интереса детей и их возможностей.
Список используемой литературы:
- Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
- Нищеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации - СПб: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Приказ министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 // Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. - С. 4-11.