"Энергосбережение" в средней группе
Процесс энергосбережения охватывает различные сферы человеческой деятельности. Это образ жизни общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны - во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество.
Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.
Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.
В связи с этим, существует необходимость воспитания экологического сознания у детей; воспитания навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; привлечения внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.
Для реализации данных задач педагоги систематически проводят тематические недели и дни.
Предлагю беседы и игры по теме "Энергосбережение" в средней группе:
Беседы: «Для чего нам нужно электричество», «Чем мы пользуемся, какими электроприборами?», «Как бережно относиться к воде?», «Бережем тепло», «Что согревает человека?», «Тепло вокруг нас», «Для чего нам нужно электричество?», «Как мы можем сберечь тепло в наших группах», «Как бережно относиться к электричеству?», «Экономим тепло и свет», «Энергию сохрани – планету сбереги»,«Для чего людям электричество нужно беречь?».
Подвижные и дидактические игры:
Игра-эстафета «Найди элеткроприбор».
Программные задачи: развивать умение классифицировать предметы по заданному признаку, развивать у детей внимание, выдержку, быстроту реакции; умение бегать по прямой с ускорением, вызывать у детей эмоциональный подъем.
Материал и оборудование: стойки-ориентиры- 10 шт.; игрушечные электроприборы: фен, утюг, кофемолка, миксер, стиральная машина, мясорубка, ноутбук; различные яркие игрушки, два стола, две корзины.
Описание игры: две команды стоят на исходных позициях. Впереди на расстоянии 4-5 м перед каждой командой стоит стол, на котором находятся электроприборы и игрушки. По сигналу первый игрок бежит, оббегая стойки «змейкой» до стола, быстро выбирает электроприбор и возвращается по прямой в команду, передавая эстафету другому участнику игры, а свой прибор кладет в корзину, которая находится за командой и т.д. Побеждает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.
Игра-эстафета «Заклеим окна».
Программные задачи: формировать основы бережливости, развивать активность детей, направленную на сохранение тепла в доме, развивать внимание, выдержку, быстроту реакции и точность выполнения задания.
Материал и оборудование: 2 дорожки, 2 поролоновых кирпича, 2 листа ватмана с нарисованными синей краской силуэтами окон, полоски для «оклейки» окон, две стойки-ориентиры.
Описание игры: две команды стоят на исходных позициях. Впереди на расстоянии 4-5 м перед каждой командой стоит стол, на котором находятся нарисованные силуэты окон. По сигналу первый игрок бежит с полоской бумаги в руке, перепрыгивая поролоновый кирпич, пробегает по дорожке до стола, закрывает полоской бумаги контуры окна, возвращается по прямой обратно в команду, передавая эстафету другому участнику игры и т.д. побеждает та команда, которая без «щелей» заклеила окно.
Игра-эстафета «Экономно моем посуду».
Программные задачи: формировать основы бережливости и потребность экономии, развивать активность детей, направленную на экономное пользование водой, развивать внимание, выдержку, быстроту реакции и точность и качество выполнения задания.
Материалы и оборудование: 2 игрушечные мойки для мытья посуды, 10 тарелок, 2 стойки-ориентиры, 2 набора для подлезания.
Описание игры: две команды стоят на исходных позициях. Впереди на расстоянии 4-5 м перед каждой командой стоит «мойка для посуды», на которой находятся слева тарелки. По сигналу первый игрок бежит, подлезая под стойку, к «мойке», берет тарелку, открывает кран, моет её, закрывает кран и ставит тарелку с правой стороны и возвращается по прямой в команду, передавая эстафету другому участнику игры, и т.д. Побеждает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.
Игра-эстафета «Раздельный сбор мусора».
Программные задачи: формировать у детей навык природоохранности и экономической целесообразности использования вторичного сырья, формировать основы бережливости, развивать активность детей, направленную на раздельный сбор мусора, развивать внимание, выдержку, быстроту реакции и качество выполнения задания.
Материалы и оборудование: 4 обозначенные корзины (пластмасса, бумага) корзины, 2 обруча, наборы бросового материала из бумаги и пластмассы, 2 стойки-ориентиры, 2 детских ведра.
Описание игры: две команды стоят на исходных позициях. Впереди на расстоянии 2 м перед каждой командой лежит обруч с бросовым материалом По сигналу первый игрок с ведром бежит до обруча, берет один предмет, добегает до корзин и высыпает «мусор» из ведра в нужную корзину и возвращается в команду, передавая ведро следующему игроку. Побеждает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.
Дидактическая игра «Что для чего?».
Программные задачи: уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения; расширять знания детей о простейших способах экономии в быту при пользовании электроприборами посредством вопросно- ответной формы беседы.
Игровые правила:
Называть электроприборы и знать их бытовое предназначение. Называть простейшие способы экономии света при пользовании каждым из названных электроприборов.
Игровые действия:
Поиск нужных предметов, комментарии по способам экономии.
Дидактическая игра «Раздели на группы».
Программные задачи: формировать понятие «тепло» способом различения предметов по функциональной значимости для человека; учить детей беречь тепло при обсуждении функциональности каждого предмета.
Игровые правила:
Собирать в корзинку предметы, сортируя их по вопросам «Что согревает человека?» и «Что сохраняет тепло?»: печь,шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.
Игровые действия:
Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто быстрей наполнит корзинку и не ошибётся, тот и выиграет. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.
Настольно-печастная игра «Кто поможет электротоку?».
Программные задачи: уточнять и закреплять знания детей о предназначении домашних электроприборов способом соотнесения функций и изображением предмета на картинке; воспитывать бережное отношение к электроприборам и электричеству.
Игровые правила:
Находить картинку по функциональному предназначению в помощь человеку.
Игровые действия:
Поиск нужных картинок по озвученному действию; рассказывание о простейших способах экономии электричества при пользовании тем или иным электроприбором. Соревнование – кто правильно найдёт картинку.