Особенности формирования временных
представлений у детей дошкольного возраста
Яковлева Мария Леонидовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 32
Петроградского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 32
Петроградского района Санкт-Петербурга
Актуальность темы. Представления о времени можно отнести к одному из самых сложных и в то же время важных педагогических навыков для детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, гласит, что познавательное развитие включает в себя развитие у детей первичных представлений о времени. Формирование и развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста осуществляется дошкольными образовательными учреждениями как часть формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в рамках образовательного направления «Познавательное развитие». То, насколько ребенок сможет понять представления о времени, во многом будут зависеть его способности планировать свое время и дальнейшее усвоение образовательной программы.
Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста имеет достаточно продолжительный путь своего развития. В 17-18 вв. вопросы содержания методов формирования представлений о времени получили свое отражение в новейших педагогических системах воспитания, которые были в то время разработаны Я.А. Каменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.И. Толстым и другими учеными и исследователями.
Исследования по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени проводились как зарубежными психологами и педагогами, такими, как Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и другие, так и отечественными – К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроником, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейном, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чудновой, И. Кононенко, Е. Щербаковой, О. Фунтиковой, Р.Л. Непомнящей. Ими была определена достаточно разнообразная программа формирования и развития у детей дошкольного возраста знаний о времени.
Основными задачами по формированию и развитию временных представлений среди дошкольников являются: развитие первичной практической ориентировки во времени; развитие чувства времени; знакомство с индивидуальными «временными» стандартами; разработка исходных идей и представлений о существующих характеристиках времени (объективность, периодичность, одновременность).
Отсутствие зрительных форм времени вызывает трудности в формировании и развитии у дошкольников знаний о разных его интервалах из-за специфического мышления ребенка в этом возрасте. Чтобы решить эту проблему, исследователи разработали и опробовали различные методы и приемы формирования и развития различных временных интервалов у детей дошкольного возраста: мониторинг взрослых, явления природы, рассматривание картин, дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений и другие методы.
Исследователи считают, что одним из наиболее эффективных методов знакомства дошкольников с временными представлениями является моделирование. Для знакомства детей дошкольного возраста с частями суток предлагаются плоскостные модели с одной формой движения - линейной (круги или квадраты разных цветов). Ребенок, представляющий отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, их чередование, последовательность.
Исследователем О.А. Фунтиковой была разработана объемная модель. Автор считает, что, чем точнее модели смогут транслировать свойства и особенности времени, тем полнее будет реализован принцип отражения, а знание о времени будет более объективным и достоверным.
Рассмотрим особенности формирования и развития представлений о времени на примере детей старшего дошкольного возраста. В работе этой возрастной группы дошкольники должны широко применять такие методы, как наблюдения, разговоры, чтение, рассказывание стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, концентрируя внимание детей на известной им периодичности смены дня и ночи. У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения необходимо обращать внимание на циклическое изменение дня и ночи. Сама природа подсказывает человечеству способ разделения времени по принципу: день и ночь, которые составляют сутки. Для правильного понимания суток, дошкольники должны знать, что сутки
можно условно разделить на четвертые части: утро, день, вечер, ночь. Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и закат солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями дошкольники усваивают следующие понятия: рассвет, сумерки, полдень, полночь. Для формирования этих представлений воспитатель в первую очередь использует наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.
Ознакомление с днями недели может быть объединено с формированием знаний о неделе как о мере рабочего времени. Сосредоточение внимания дошкольников на том факте, что человек 5 дней в неделю работает, 2 дня отдыхают, помогает им понять количественный состав числа «семь» (число дней недели).
Для того чтобы дети дошкольного возраста могли понять название дня недели и их последовательность, необходимо ознакомиться с происхождением названий дня недели. Например, понедельник - первый день по прошествии недели, вторник - второй, среда - средний и так далее. Для закрепления и проверки знаний детей дошкольного возраста организованы дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей»,
«Покажи соответствующую цифру».
Изучение названий дней недели, особенно вначале обучения, требует объединения с определенным содержанием деятельности. Например, воспитатель задает детям вопрос: «Какой сегодня день недели? Верно, сегодня вторник. Занятия по математике всегда проводятся во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели был до вторника?» Дети должны правильно ответить на вопросы. Воспитатель уточняет последовательность дней недели. Эта работа выполняется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, какой был вчера и какой будет завтра?».
Кроме того, должна быть проведена работа по формированию и развитию представлений о временах года для дошкольников. При этом широко применяются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки.
С временами года (сезонами) лучше всего знакомиться парами: зима и лето, весна и осень. Во время одного из занятий воспитатель спрашивает:
«Какое сейчас время года? Какие еще времена года вы знаете? Сколько их существует? Это правда, что год состоит из 4-х времен года. Дети, (воспитатель рисует круг или показывает соответствующую картинку) – это круг. Предположим, это год. Давайте разделим его на 4 части». Дети изучают части круга. Каждая часть окрашена в разный цвет. Воспитатель предлагает детям условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.
Воспитатель должен сформировать у дошкольников «чувство времени», понимание его значения в жизни человека, необратимость времени. Можно познакомить дошкольников с объемной моделью времени, согласно которой они смогут осознать такие его характеристики, как непрерывность, необратимость, симметричность.
Исследователем Т.Д. Рихтерман было выявлено, что специфические особенности времени как объективной реальности вызывают затруднения в его восприятии детьми. Время всегда находится в движении, течение времени в постоянном режиме производится в одном направлении – от прошлого к будущему, оно является необратимым, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники зачастую сомневаются в существовании времени и обращаются к воспитателю с просьбой: «Если время есть, покажите мне его» [6].
Время воспринимается дошкольниками косвенно, через осознание единиц времени и взаимосвязей в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью характеризуются представления детей о таких промежутках времени, умение различения которых формируется из собственного опыта. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность,
последовательность, ритмичность их действий, различных видов деятельности дошкольников.
Все меры времени (минута, час, день, неделя, месяц, год) представляют собой особую систему эталонов времени, где каждое действие состоит из единиц предыдущего и служит основой формирования следующего. Поэтому ознакомление дошкольников с единицами измерения времени должно быть строго систематизированным и последовательным, то есть поэтапным, поскольку знание определенных временных интервалов, умение определять и измерять их, служили бы основой для знакомства со следующими временными интервалами.
В повседневном домашнем обиходе и в дошкольном образовательном учреждении у ребенка достаточно рано формируются более или менее четкие представления о реальной продолжительности таких отрезков времени, как утро, день, вечер, ночь. Соответственно, воспитатель имеет возможность сделать уточнения и конкретизировать знания дошкольников о частях суток, сформировать навыки распознавания и умение словесно называть данные промежутки времени уже в младшей дошкольной группе. В средней дошкольной группе необходимо углубить и расширить полученные знания и дать детям представление о чередовании частей суток. В старших дошкольных группах необходимо дать детям представление о сутках и провести знакомство дошкольников с помощью календаря с неделей, месяцем, годом. Одновременно необходимо у дошкольников развивать и само чувство времени, начиная со знакомства с продолжительностью таких мер времени, как одна минута, три, пять, десять минут, тридцать минут (полчаса) и шестьдесят минут (час). Все эти знания о времени должны формироваться в процессе учебных занятий.
Особенностью развития представлений о времени у дошкольников является необходимость использования дидактических игр, так как – игровой
К примеру, игра «Бывает – не бывает». Педагог нарисованное на карточке время года не демонстрирует детям, а читает стихотворный текст и просит разгадывать загадки. Дети, которые быстрее всех догадались, о каком времени года говорит воспитатель, не должны сразу выкрикивать правильный ответ.
Воспитатель показывает карточку с изображением времени года только после того, как все дети правильно назовут время года.
В дидактический игре «Когда это бывает?» педагог озвучивает любое время года, например, весна. По правилам игры, дошкольники должны перечислить признаки данного времени года. Но должен ответить только тот ребенок, кому педагог передаст камешек.
В результате, по очереди отвечают все дошкольники, и воспитатель должен убедиться в том, насколько хорошо дети знают признаки времен года, есть ли те, кто затрудняется назвать верно загаданное время года. Правила игры, соответственно, предписывают не только то, что дошкольники должны сделать в процессе игровой деятельности, но и также то, чего они не могут делать, то есть запрещено установленными правилами.
В дидактической игре необходимо сформировать понимание у детей причинно-следственных связей между явлениями в природе и характеризующих их временных отношений, так как дошкольники в игре получают знания о природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между имеющимися признаками).
Многие настольно-печатные игры с природоведческим содержанием формируют и развивают представления о времени дошкольников. К примеру, в игре «Кто, когда спит?», необходимо определить, кто спит ночью, а кто спит днем. В данной игре дошкольники применяют имеющийся у него опыт познания мира живой природы и соединяет его со своими ощущениями времени. Дидактические игры ставят перед дошкольниками задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающей среды; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным характеристикам. Формулировать правильные выводы, делать обобщения.
Закрепить знания дошкольников о временах года можно в играх с лото
«Времена года», которые имеют много разных вариантов. Демонстрация разнообразной деятельности, которая характерна для каждой из частей суток, реализуется с помощью игр-путешествий в утро, день, вечер, ночь. Начать такую игру можно с помощью вступления воспитателя: «Мы с вами как будто вышли на прогулку на улицу утром, и во время нашего путешествия мы будем наблюдать, кто, что делает утром.
Мы вышли из дома и смотрим вокруг – видим чистые, политые водой улицы. Кто это ранним утром почистил улицы?». В процессе таких игр дошкольниками закрепляются навыки в распознавании частей суток, свободного включения в речь данных названий. Когда дети четко поймут представления о частях суток, смогут определять их по характерным признакам и объективным показателям, верно называть каждую из них, можно приступать к корректировке и закреплению знаний о чередовании частей суток. Для этого можно провести игры, к примеру, «Назови все части суток»: Дети, я сейчас назову 1 часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней последуют, чтобы получились сутки. День – что идет дальше? (вечер, ночь, утро) и т.п.
Четким определителем времени для дошкольников является, в первую очередь, их собственная деятельность. Следовательно, обучая детей, необходимо наделять части суток определенными значительными признаками детской деятельности, называя конкретное время.
К дидактическим играм можно отнести также и подвижные игры, в которых слова-названия дней недели, месяцев года, сезонов могут являться сигналом к конкретному действию. В качестве данных сигналов могут выступать малые формы фольклора и короткие стихи, состоящие из четырех строк, в которых встречаются слова, которые обозначают временные категории.
В данных играх дошкольники учатся навыкам установления временной последовательности с различных точек отчета. Знакомство дошкольников с днями недели необходимо соотносить как меру рабочего и выходного времени.
В процессе дидактических игр педагог должен использовать различные наглядные пособия: карточки с числовыми фигурами, карточки, которые основаны на соответствии цветов, для закрепления знаний дошкольников о череде и последовательности дней недели, изображение предметов, карточки с инструкциями для дошкольников.
Эти средства позволяют визуализировать различные временные категории и производить с ними определенные манипуляции, уметь находить недостающие дни недели, определять правильно место для пропущенного месяца, расставлять по ранжиру, определять, когда именно это произошло, производить другие игровые действия.
Следовательно, можно сделать вывод, что особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений состоят, в первую очередь, в необходимости учета детского восприятия и комплексного применения методических приемов, в особенности, дидактических игр и технологии моделирования.
Методика формирования временных представлений у детей дошкольного возраста имеет достаточно продолжительный путь своего развития. В 17-18 вв. вопросы содержания методов формирования представлений о времени получили свое отражение в новейших педагогических системах воспитания, которые были в то время разработаны Я.А. Каменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.И. Толстым и другими учеными и исследователями.
Исследования по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени проводились как зарубежными психологами и педагогами, такими, как Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и другие, так и отечественными – К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Кроником, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейном, А.А. Люблинской, А.М. Леушиной, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чудновой, И. Кононенко, Е. Щербаковой, О. Фунтиковой, Р.Л. Непомнящей. Ими была определена достаточно разнообразная программа формирования и развития у детей дошкольного возраста знаний о времени.
Основными задачами по формированию и развитию временных представлений среди дошкольников являются: развитие первичной практической ориентировки во времени; развитие чувства времени; знакомство с индивидуальными «временными» стандартами; разработка исходных идей и представлений о существующих характеристиках времени (объективность, периодичность, одновременность).
Отсутствие зрительных форм времени вызывает трудности в формировании и развитии у дошкольников знаний о разных его интервалах из-за специфического мышления ребенка в этом возрасте. Чтобы решить эту проблему, исследователи разработали и опробовали различные методы и приемы формирования и развития различных временных интервалов у детей дошкольного возраста: мониторинг взрослых, явления природы, рассматривание картин, дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений и другие методы.
Исследователи считают, что одним из наиболее эффективных методов знакомства дошкольников с временными представлениями является моделирование. Для знакомства детей дошкольного возраста с частями суток предлагаются плоскостные модели с одной формой движения - линейной (круги или квадраты разных цветов). Ребенок, представляющий отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, их чередование, последовательность.
Исследователем О.А. Фунтиковой была разработана объемная модель. Автор считает, что, чем точнее модели смогут транслировать свойства и особенности времени, тем полнее будет реализован принцип отражения, а знание о времени будет более объективным и достоверным.
Рассмотрим особенности формирования и развития представлений о времени на примере детей старшего дошкольного возраста. В работе этой возрастной группы дошкольники должны широко применять такие методы, как наблюдения, разговоры, чтение, рассказывание стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, концентрируя внимание детей на известной им периодичности смены дня и ночи. У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения необходимо обращать внимание на циклическое изменение дня и ночи. Сама природа подсказывает человечеству способ разделения времени по принципу: день и ночь, которые составляют сутки. Для правильного понимания суток, дошкольники должны знать, что сутки
можно условно разделить на четвертые части: утро, день, вечер, ночь. Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и закат солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями дошкольники усваивают следующие понятия: рассвет, сумерки, полдень, полночь. Для формирования этих представлений воспитатель в первую очередь использует наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.
Ознакомление с днями недели может быть объединено с формированием знаний о неделе как о мере рабочего времени. Сосредоточение внимания дошкольников на том факте, что человек 5 дней в неделю работает, 2 дня отдыхают, помогает им понять количественный состав числа «семь» (число дней недели).
Для того чтобы дети дошкольного возраста могли понять название дня недели и их последовательность, необходимо ознакомиться с происхождением названий дня недели. Например, понедельник - первый день по прошествии недели, вторник - второй, среда - средний и так далее. Для закрепления и проверки знаний детей дошкольного возраста организованы дидактические игры: «Назови следующий день недели», «Назови соседей»,
«Покажи соответствующую цифру».
Изучение названий дней недели, особенно вначале обучения, требует объединения с определенным содержанием деятельности. Например, воспитатель задает детям вопрос: «Какой сегодня день недели? Верно, сегодня вторник. Занятия по математике всегда проводятся во вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели был до вторника?» Дети должны правильно ответить на вопросы. Воспитатель уточняет последовательность дней недели. Эта работа выполняется не только во время занятий, но и в повседневной жизни. Утром воспитатель спрашивает: «Какой сегодня день недели, какой был вчера и какой будет завтра?».
Кроме того, должна быть проведена работа по формированию и развитию представлений о временах года для дошкольников. При этом широко применяются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки.
С временами года (сезонами) лучше всего знакомиться парами: зима и лето, весна и осень. Во время одного из занятий воспитатель спрашивает:
«Какое сейчас время года? Какие еще времена года вы знаете? Сколько их существует? Это правда, что год состоит из 4-х времен года. Дети, (воспитатель рисует круг или показывает соответствующую картинку) – это круг. Предположим, это год. Давайте разделим его на 4 части». Дети изучают части круга. Каждая часть окрашена в разный цвет. Воспитатель предлагает детям условно сравнить каждую часть круга с определенным временем года.
Воспитатель должен сформировать у дошкольников «чувство времени», понимание его значения в жизни человека, необратимость времени. Можно познакомить дошкольников с объемной моделью времени, согласно которой они смогут осознать такие его характеристики, как непрерывность, необратимость, симметричность.
Исследователем Т.Д. Рихтерман было выявлено, что специфические особенности времени как объективной реальности вызывают затруднения в его восприятии детьми. Время всегда находится в движении, течение времени в постоянном режиме производится в одном направлении – от прошлого к будущему, оно является необратимым, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники зачастую сомневаются в существовании времени и обращаются к воспитателю с просьбой: «Если время есть, покажите мне его» [6].
Время воспринимается дошкольниками косвенно, через осознание единиц времени и взаимосвязей в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью характеризуются представления детей о таких промежутках времени, умение различения которых формируется из собственного опыта. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность,
последовательность, ритмичность их действий, различных видов деятельности дошкольников.
Все меры времени (минута, час, день, неделя, месяц, год) представляют собой особую систему эталонов времени, где каждое действие состоит из единиц предыдущего и служит основой формирования следующего. Поэтому ознакомление дошкольников с единицами измерения времени должно быть строго систематизированным и последовательным, то есть поэтапным, поскольку знание определенных временных интервалов, умение определять и измерять их, служили бы основой для знакомства со следующими временными интервалами.
В повседневном домашнем обиходе и в дошкольном образовательном учреждении у ребенка достаточно рано формируются более или менее четкие представления о реальной продолжительности таких отрезков времени, как утро, день, вечер, ночь. Соответственно, воспитатель имеет возможность сделать уточнения и конкретизировать знания дошкольников о частях суток, сформировать навыки распознавания и умение словесно называть данные промежутки времени уже в младшей дошкольной группе. В средней дошкольной группе необходимо углубить и расширить полученные знания и дать детям представление о чередовании частей суток. В старших дошкольных группах необходимо дать детям представление о сутках и провести знакомство дошкольников с помощью календаря с неделей, месяцем, годом. Одновременно необходимо у дошкольников развивать и само чувство времени, начиная со знакомства с продолжительностью таких мер времени, как одна минута, три, пять, десять минут, тридцать минут (полчаса) и шестьдесят минут (час). Все эти знания о времени должны формироваться в процессе учебных занятий.
Особенностью развития представлений о времени у дошкольников является необходимость использования дидактических игр, так как – игровой
- это ведущий вид деятельности ребенка, с помощью которого он органично развивается. Дидактическая игра упрощает процесс обучения, делает его
К примеру, игра «Бывает – не бывает». Педагог нарисованное на карточке время года не демонстрирует детям, а читает стихотворный текст и просит разгадывать загадки. Дети, которые быстрее всех догадались, о каком времени года говорит воспитатель, не должны сразу выкрикивать правильный ответ.
Воспитатель показывает карточку с изображением времени года только после того, как все дети правильно назовут время года.
В дидактический игре «Когда это бывает?» педагог озвучивает любое время года, например, весна. По правилам игры, дошкольники должны перечислить признаки данного времени года. Но должен ответить только тот ребенок, кому педагог передаст камешек.
В результате, по очереди отвечают все дошкольники, и воспитатель должен убедиться в том, насколько хорошо дети знают признаки времен года, есть ли те, кто затрудняется назвать верно загаданное время года. Правила игры, соответственно, предписывают не только то, что дошкольники должны сделать в процессе игровой деятельности, но и также то, чего они не могут делать, то есть запрещено установленными правилами.
В дидактической игре необходимо сформировать понимание у детей причинно-следственных связей между явлениями в природе и характеризующих их временных отношений, так как дошкольники в игре получают знания о природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между имеющимися признаками).
Многие настольно-печатные игры с природоведческим содержанием формируют и развивают представления о времени дошкольников. К примеру, в игре «Кто, когда спит?», необходимо определить, кто спит ночью, а кто спит днем. В данной игре дошкольники применяют имеющийся у него опыт познания мира живой природы и соединяет его со своими ощущениями времени. Дидактические игры ставят перед дошкольниками задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающей среды; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным характеристикам. Формулировать правильные выводы, делать обобщения.
Закрепить знания дошкольников о временах года можно в играх с лото
«Времена года», которые имеют много разных вариантов. Демонстрация разнообразной деятельности, которая характерна для каждой из частей суток, реализуется с помощью игр-путешествий в утро, день, вечер, ночь. Начать такую игру можно с помощью вступления воспитателя: «Мы с вами как будто вышли на прогулку на улицу утром, и во время нашего путешествия мы будем наблюдать, кто, что делает утром.
Мы вышли из дома и смотрим вокруг – видим чистые, политые водой улицы. Кто это ранним утром почистил улицы?». В процессе таких игр дошкольниками закрепляются навыки в распознавании частей суток, свободного включения в речь данных названий. Когда дети четко поймут представления о частях суток, смогут определять их по характерным признакам и объективным показателям, верно называть каждую из них, можно приступать к корректировке и закреплению знаний о чередовании частей суток. Для этого можно провести игры, к примеру, «Назови все части суток»: Дети, я сейчас назову 1 часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней последуют, чтобы получились сутки. День – что идет дальше? (вечер, ночь, утро) и т.п.
Четким определителем времени для дошкольников является, в первую очередь, их собственная деятельность. Следовательно, обучая детей, необходимо наделять части суток определенными значительными признаками детской деятельности, называя конкретное время.
К дидактическим играм можно отнести также и подвижные игры, в которых слова-названия дней недели, месяцев года, сезонов могут являться сигналом к конкретному действию. В качестве данных сигналов могут выступать малые формы фольклора и короткие стихи, состоящие из четырех строк, в которых встречаются слова, которые обозначают временные категории.
В данных играх дошкольники учатся навыкам установления временной последовательности с различных точек отчета. Знакомство дошкольников с днями недели необходимо соотносить как меру рабочего и выходного времени.
В процессе дидактических игр педагог должен использовать различные наглядные пособия: карточки с числовыми фигурами, карточки, которые основаны на соответствии цветов, для закрепления знаний дошкольников о череде и последовательности дней недели, изображение предметов, карточки с инструкциями для дошкольников.
Эти средства позволяют визуализировать различные временные категории и производить с ними определенные манипуляции, уметь находить недостающие дни недели, определять правильно место для пропущенного месяца, расставлять по ранжиру, определять, когда именно это произошло, производить другие игровые действия.
Следовательно, можно сделать вывод, что особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений состоят, в первую очередь, в необходимости учета детского восприятия и комплексного применения методических приемов, в особенности, дидактических игр и технологии моделирования.
Литература
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста . - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
- Лисенкова В. П. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 3.
- Лисенкова В.П., Шпагонова Н.Г. Индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени (на примере детской, подростковой и юношеской выборок) //Психологический журнал. – 2006. – 27(3). – С. 49–57.
- Мусейибова, Т. А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Дошкольное воспитание. 104 – 1972. – № 2. – С. 48-55
- Назаренко К. В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год): Дис. канд. пед. наук / К. В. Назаренко. – Киев, 1974. – 204 с.
- Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у дошкольного возраста / М.: Просвещение, 1982. — 48 с.
- Щербакова, Е. В., Фунтикова О. А. Формирование временных представлений / Дошкольное воспитание. – 1988. – №3. – С.5-14.