Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие мелкой моторики.
Подготовка руки к школе: с чего начать?

Асатрян Лилит Рафиковна
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ребенок тянется все потрогать, постучать, покрутить, так он учится различать твердость и мягкость, тепло и холод, размер и форму предметов. И сравнивает предмет с ощущениями, получаемыми от своих рук и пальчиков. Рука – это «представительство» в коре головного мозга. Где игры с пальчиками позволяют развивать не только активность и ловкость, мелкую моторику рук ,но и мозг ребенка. Они стимулируют творческие способности , мышление , воображение, память и речь . А самое главное , пальчиковые игры – отличные и верные помощники в подготовке руки ребенка к письму , где идет постепенная подготовка к школе.
В жизни ребенка существует поистине уникальный дошкольный период, в котором детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Мы взрослые замечаем, что малыш с большой радостью и интересом быстро усваивает предложенную информацию , развиваются любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом. Педагоги-психологи считают, что важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает ; нежели нагружать раньше срока лишними знаниями.
 Вы подумаете, как быть? Я предлагаю просто играть с ребенком, и, поверьте,- это самое благополучное времяпрепровождение.
Игру с пальчиками можно охарактеризовать, как увлекательный и занимательный, развивающий и дидактический материал . Направленность игр заключается в том , что нервные окончания рук воздействую на мозг ребенка, и мозговая деятельность активизируется . Очень простые , доступные, увлекательные движения не только создают радость и восторг у ребенка , а помогают убрать напряжение не только самих рук , но и расслабить мышцы всего тела. Так же происходит улучшение произношение звуков , чем лучше работают пальцы рук и вся кисть , тем лучше ребенок говорит. Почему это так? Попробую объяснить. Я еще раз повторюсь, что рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга , отсюда именно развитию кисти отводится важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И вы сразу заметите, что словесная речь у ребенка начнется , когда движения его пальчиков достигнут достаточной точности . Маленькая ручка ребенка как бы «готовит» почву для совместного этапа по развитию речи. Чтобы ребенок хорошо разговаривал : отсюда свободное общение со сверстниками, окружающими; прилежно и легко учился ; ловко выполнял любую, даже самую тонкую, работ , с самого раннего возраста пробуйте и развивайте ладошку , руку ребенка , а именно: пальцы и кисть , в занимательных и увлекательных пальчиковых играх. Проводимые пальчиковые игры на слуху знакомые («Ладушки», «Сорока - белобока»), разные песенки , стишки к играм можно «переложить на «пальцы» , то есть придумать произвольные, сопровождающие речь движения для пальцев. Сначала простые , а затем усложнить движения. Через оригинальные пальчиковые игры ребенок усваивает разнообразные сенсорные впечатления , развивается сосредоточенность и внимание , фантазия и образное мышление, память и речь, подвижность кисти рук. Пальчиковые игры готовят к счету, помогают осознать понятия «выше-ниже, сверху-снизу, право-лево». Формируют чувство уверенности в себе.
                                      С чего начать играть:
Создать эмоционально-положительный настрой, не заставлять, а предложить содержание игры, увлечь к выполнению упражнения. Поиграть с ладошкой, «разогреть» ее. Выполнять упражнения постепенно, проговаривая слова; спокойный и медленный темп предусматривается.
Выполнять упражнение вместе с ребенком , взяв его руку, показать свою увлеченность игрой. Важен ваш положительный настрой. Ваши эмоции передаются ребенку, помните об этом. Следить за правильной постановкой руки, выполняя последующие движения. Следить за временем в игре (3-5 минут и более) для каждого индивидуально, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Исключить чрезмерное напряжение мышцы руки, чтобы игра приносила только радость. Спокойный, доброжелательный и приветливый тон, без лишних слов. Каждую игру можно повторять в течение дня 2-3 раза, но несколько минут. Выучив 2-3 упражнения , дополнять новым- постепенно . Возвращаться к старым играм, по желанию ребенка. Не требовать от ребенка сразу произнести текст и показать движения. Это может «отбить» увлеченность к игре. Дети выполняют упражнения , подражая воспитателю. Не принуждать. Подбирать нужный момент в течение дня ; если ребенок не хочет , внести игрушку , изменить в новой форме задание ; просто поменять игру.
 
 
                                          Начинаем играть:
Показать позу пальцев и кисти (упражнение «в кулачок» ; «спрятались»; «прямые пальцы вверх»; «дружные ребята»). Разминка : сгибания и разгибания (использовать резиновые игрушки с пищалками). Если ребенок не может выполнять сам задание: взять его руку в свою и действовать вместе с ним (брать в этом случае игры с одной рукой -загибание , встряхивание пальцев и т.д.). Если игры напоминают сказочный сюжет , здесь возможно повышение и понижение голоса , делать паузы , подчеркивая отдельные слова.
Если малыш трудно проговаривает текст, достаточно только выполнять движения со взрослым вместе , или с его помощью. Для некоторых игр надеть бумажные колпачки на пальчики или нарисовать глазки и рот на подушечках пальцев. Здесь ваше и ребенка творчество, пение песни, умение «здороваться», «играть в прятки», «плясать» , «делать зарядку» , «щекотка» , «комарики». Другие игры сопровождаются показом руки взрослого : «лодочка» , «замок», «очки» , «рыбка» , «змея» , «ножницы» , «елка». В  пальчиковых играх дети подражают действиям , сопровождающимся стихами. Рифма для ребенка идет, как «заклинание»: успокаивает , утешает. Малыш должен решить сам - в какую игру играть; сколько раз ему нравится ее повторить. Насколько понравится игра ребенку, зависит от настроя взрослого. Если ребенок не пугается щекотки, предложите ему игру «Дарики - комарики» Дарики,  дарики, (складывают руки щепотью и делают круги ай да комарики со звуком: «В-з-з-з-з-з!») Вились, вились, (поясняется, комарики «вились-кружились».) Вились, вились. В носик вцепились! (лёгкое пощипывание названной части тела при) В ушко вцепились! словах «кусь», «кусь», «кусь» - смешит и нравится  В волоски вцепились! детям) В коленки вцепились! Закусали нас комарики.
- Давайте их прогоним: Кыш-кыш-кыш! Для выразительности игры, взрослому необходимо знать стихи наизусть. Учить выполнять движения каждой рукой.
            Можно ускорить развитие мелкой моторики рук
                                   различными способами:
 -Игры с мелкими предметами –пазлы, мозаика, конструкторы; шнуровка предложенных картинок; игры с магнитами, например: «Поймай рыбку», «Найди по силуэту». - Цветные клубки для перематывания нитей. -Игра «Намотай на карандаш». -Дощечки со слоем пластилина. На них выкладывать узоры из крупы, камешек, бусин. - Из счетных палочек (сделать забор, квадрат, домик, елочку и т.д.). -Из спичечных палочек (колодец и т.д.). -Составляем пирамидку из колец. -Перебираем фасоль в одну сторону, горох в другую. -Рисование по трафаретам. Вырезаем ножницами. - Работа с бумагой. -Работа с краской и кисточкой; аппликация; лепка.
Целенаправленная, последовательная, планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию умственных способностей , положительно влияет на речевые зоны головного мозга , а главное – поможет сохранению психического здоровья ребенка. В пальчиковых играх прослеживается понятный , веселый стишок , где он сочетается с гимнастикой пальцев , а это отличный стимул для развития речи. А что еще? Учить детей естественно и радостно владеть своим телом, понемногу превращать руки и ноги из непослушных в послушные. Позже это поможет ребенку обрести чувства уверенности в себе, самостоятельности, самообладания ; сформирует необходимые навыки мышления и речевого общения , подготовит руку к письму , поможет быть восприимчивым к новой информации и стать смышленым.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»