Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности игровой развивающей среды
для эмоционально-личностного  развития детей
в рамках личностно-ориентированного подхода

Гаврикова Анна Михайловна
Основная проблема с которой сталкиваются большинство педагогов детского сада – проблема адаптации детей к условиям ДОУ, а также необходимость повторной  адаптации детей после длительной болезни.
 Актуальность поддержания эмоционального благополучия ребенка как условие сохранения его психического здоровья:
Малыш приходит в детский сад и наша задача: помочь ему как можно быстрее и успешнее адаптироваться к условиям ДОУ, создать эмоционально благополучный климат в группе, научить детей элементам взаимодействия. Ведь только в условиях эмоционального комфорта в группе ребенок сможет полноценно раскрыть свои задатки, способности и умения. Дошкольный возраст – это период приобщения малыша к миру человеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Все чаще наблюдается нарушение психического здоровья детей. По данным некоторых исследователей (Захаров А.И. и т.д.) в возрасте 1 – 3 лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок без особых различий по полу. Перед детьми  с нарушениями в эмоциональной сфере личности встает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем успешное становление отношений ребенка со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности.
 
Наличие противоречий в существующих образовательных программах:
Особенно актуальным в современных условиях системы дошкольного образования стал переход на личностно-ориентированный подход к взаимодействию педагога с детьми, который ставит в центр дошкольного образования полное и свободное развитие всех качеств личности ребенка, обращает нас к его внутреннему миру. В отличие от классической программы обучения, которая содержит в себе определенный круг знаний и умений, которыми должны овладеть все дети в группе (ориентация на «среднего» ребенка). На существование данного противоречия указывают многие исследователи: О.Князева, М. Маханева,  Р. Стеркина, Г. Поляковская, Я. Ковальчук и мн. др. Также многие авторы, в частности Рубцов В.В., говорят о том, что в ДОУ недооценивается значение развития игровой деятельности – ведущей для детей дошкольного возраста, а воспитатели чрезмерно увлекаются различными формами обучения, часто используют «школьные» технологии: фронтальные занятия по отдельным предметам, вербальные методы обучения, перегружающие память и т.д.
 
Цель нашей работы -  создать игровую развивающую среду, оптимальную для гармоничного развития личности детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (младшего дошкольного возраста).
 
Особенности организации игровой среды для детей младшего дошкольного возраста с проблемами физического и психического здоровья:
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает различные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.д.), но и является его самостоятельной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных компонентов.
При организации игровой развивающей среды в нашем детском саду мы опираемся на исследования О.Князевой, М. Маханевой,  Р. Стеркиной, а также, учитывая специфику работы нашего детского сада, добавляем свои позиции:
1.Обеспечивать право и свободу выбора каждого  ребенка на любимое занятие для реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей ребенка, что создает условия для персонифицированного общения воспитателя с каждым малышом.
2.Создать спектр возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования с различными материалами (для развития любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей).
3.Обеспечение оптимального баланса совместной и самостоятельной деятельности детей с учетом социально-психологических особенностей детей (время от времени возникающая потребность в уединении).
4.Создание «зон приватности» для эмоционально-личностного развития ребенка (специальных мест, в которых ребенок может хранить свое имущество (любимую игрушку, подарки, открытку  и т.д.), а также выставка продуктов детского творчества, что создает у детей чувство защищенности и психологического комфорта, развитию положительной самооценки и уверенности в своих силах.
5.Возрастная адресность оборудования и материалов обеспечивает в группе детей 3-4 лет более широкий центр сюжетно-ролевых игр (центр драматизации).
6.Учет возможностей физического и психического здоровья каждого ребенка (щадящий режим дня предполагает наличие в предметно-пространственной среде наличие зон отдыха, зон гимнастики для глаз и т.д.)
7.Наличие игрового материала разной степени трудности (игра должна быть понятна и интересна как для ребенка с низким, так и для ребенка с высоким уровнем интеллектуального, эмоционально-личностного развития)
8.Относительная «неизменность» среды – ребенок, даже после длительного отсутствия в детском саду по причине болезни, должен легко найти свои любимые игры на прежних местах, увидеть ту среду, которую он помнит.
9.Постоянное обращение к субъективному опыту каждого ребенка, признание самобытности и уникальности каждого малыша, заведомо уважительное отношение к каждому высказыванию ребенка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»